МОЛДОВА. ОТ ГОСУДАРСТВА ВЕЛИКОГО ДО - «МЕРЦАЮЩЕГО» Часть IX
СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ
Прежде чем продолжить разбор социологического исследования супругов Борисовых «Понять Молдову», считаю необходимым обратить Ваше внимание на некоторые детали ситуации в стране.
Будучи одной из полутора десятка республик, входивших в состав СССР, Молдавии довелось участвовать в строительстве экономической базы Великого союза, главного конкурента США, не 70, как большинство входивших в него субъектов, а 52 года.
После развала СССР и дерибана социалистической собственности молдавский народ, как выразился агент влияния Запада Кравчук: «Имеет то, что имеет», то есть, дулю!.
Комментировать беды и несчастья самой нищей страны Европы не считаю нужным.
Дела независимой и суверенной Молдовы столь плохи, что с каждым днём всё реальнее перспектива её вхождения в состав Румынии на правах одной из провинций, все прелести которого молдаване хлебали полной ложкой с 1941 по 1944 год.
В данный момент очередного кризиса борьбы за власть между ПСРМ, имеющей большинство в Парламенте, и коалицией президента Санду, особенно уместно огласить факт многолетнего управления всеми процессами в Молдове не официальными структурами, а саморегулирующей общностью людей на основе родственных и приравненных к ним социальных некровных связей, освященных церковью.
Эта общность представляет собой особый тип вне государственных отношений, вызванных саботированием официальными политико-экономическими группировками своих непосредственных обязанностей - заботиться о гражданах страны.
У этого самоуправления есть неофициальный, но свято соблюдаемый большинством граждан Правовой Кодекс, по сути, Главный закон Молдовы, приоритетнее любого другого, и потому он бессмертен, как итальянская мафия и непобедим как Движение Сопротивления, с которым не мог справиться даже Муссолини.
Принципы непризнанного самоуправления сложились под влиянием обстоятельств, когда политические и экономические группировки, не желающие знать о своего долге перед гражданами, в очередной раз присвоили себе функции государства.
Негласный Кодекс кумэтризма и нанашизма «узаконил» приоритет прав мафиозных семей на незаконное обогащение перед Законодательством, в ущерб другим согражданам.
Несчастные граждане Молдовы, вынужденные покидать семьи и уезжать за тридевять семей в поисках заработка, не могут уразуметь, что это благодаря их нелёгкому, порой унизительному труду на чужбине пополняется бюджет, а на их несчастье построено благополучие местных мафиози, приватизировавших государство.
Впрочем, продолжим экскурсию по страницам истории возникновения кумэтризма и нанашизма
МОЛДОВА –
вечный вассал
И Польшу, и Османскую империю Молдавия устраивала в роли прокладки между ними.
Политика вассалитета способствовала выживанию слабой Молдовы среди сильных держав, что сказалось на характере молдавского народа трудолюбивого, спокойного, вынужденного приспосабливаться, способного находить общий язык и с турками, и с русскими, и с румынами, и даже с оккупантами – немецко-румынскими фашистами.
В ту пору среди союзников СССР бытовало представление о Румынии, как о проститутке Германии, из чего делался логичный вывод, что Бессарабия – кошка, живущая у проститутки.
На территории Молдавии никогда не было гражданской войны и межэтнических конфликтов, если не брать во внимание Кишинёвский холокост 1903 года и провокацию молдавских унионистов, подстрекаемых Румынией в 1992 году, под сурдинку приднестровского конфликта пытавшихся организовать вооружённый поход на юг Молдавии «бить русскоязычных гагаузов».
Несмотря на популярность эмиграции в поисках заработка, молдаванам больше по нраву оставаться дома, воспитывать детей, встречаться с друзьями, в конце концов, быть похороненными рядом с родительскими могилами.
Молдаване привыкли рассчитывать на поддержку родни в трудную минуту, да и сами готовы порадеть кровным и названным родственникам, каковыми они считают посажённых родителей и кумовьев.
Их не устраивает политика «или-или» относительно России и Евросоюза, как и в целом одновекторная политика, им хотелось бы снимать сливки помощи со всех сторон, почему Законом Республики Молдова гражданам разрешено обладать гражданством других государств без ограничения числа
Социологи исключают наличие «злых» и «вредных» ценностей у молдаван на том основании, что их диалектичность и дихотомичность по отношению друг к другу близка понятиям «инь» и «ян» в китайской диалектике.
Противоборство между собой с одновременной готовностью поддержать друг друга позволяет им рассматривать состояние своего бытия объёмно, с присущей молдавскому характеру привычкой клятвенно обещать и легко отказаться от данного слова без намёка на раскаяние или принесение извинений.
Тем не менее, при этом они не станут обижаться, если вы поступите так же.
Вывод социологов: на молдавской благодатной земле выжили и оставили потомство только те наследники валашского роду-племени, которым удавалось, изворачиваться, хитрить и обманывать.
Следует отметить, что молдавское сообщество в конечном итоге получило то место в европейском, да и в мировом раскладе, которое заслужило.
Получившая признание в молдавском обществе тактика – уходить от принятия важных политических решений во имя мифического «развязывания рук потомкам» подвела к краху государственность и коллапсу экономику.
Понимая весомость причин, но не одобряя предательство валахами Кантемира в 1711 году, а также сотрудничество румын с Гитлером во время Второй Мировой войны, из которой Румыния вышла со значительным приростом территории, в то время как Молдове достались жалкие остатки без выхода к Чёрному морю, наводят на мысль о порочности практики бесконечного лавирования и правоте русской поговорки «Кто смел, тот два съел».
Конформная политика Румынии осталась прежней с заменой действующих лиц: теперь вместо Гитлера её партнёрами стали НАТО и США.
Вхождение Румынии в Евросоюз и предоставление американцам своей территории для размещения военных баз принесло румынам существенные дивиденды, в то время как Молдова опять оказалась в проигрыше.
Нет сомнений, что, когда влияние США, как мирового жандарма окончательно ослабнет и 14-я Армия РФ опять разместится в Приднестровье, румынские власти под угрозой ракетных ударов русских немедленно затянут славицу в честь России и Путина.
Нет сомнения, что верные своим гнусным привычкам американцы бросят их на произвол судьбы, как румыны в 1992 году забыли о своих обещаниях поддержать молдавских унионистов в вооружённом конфликте с приднестровцами.
Молдо-румынская политическая крышка с отверстиями для выхода пара на балканском котле не раз предотвращала взрыв, но одному Богу известно, сколь долго она их ещё сможет выручать.
Влад Цепеш, он же граф Дракула, успешно и чрезвычайно кроваво боровшийся с турками до конца своих дней, завещал сыновьям покориться неверным.
Не от трусости, а на основании безошибочного расчёта, что память о его кровавых победах позволит без особых усилий и напрасной гибели воинов заключить выгодный мир.
И действительно, его сыну Владу Монаху удалось заключить приемлемый для Румынии мир с турками, и потомки Дракулы продолжают процветать.
В молдавском же сообществе сформировалась ментальность покорности и принятия смерти без борьбы, описанная в бриллианте молдавского фольклора балладе «Миорица».
Сюжет её прост, трагичен и полон безысходности: молдаванина два других пастуха – мунтенец (румын) и трансильванец (венгр) сговариваются убить, позарившись на его тучное стадо овец.
Овечка Миорица предупреждает хозяина об опасности, умоляя спасаться бегством.
Вместо того, чтобы последовать разумному совету, он остается на верную погибель, наказывая овечке передать матери, что он жив-здоров, у него всё хорошо, женился на девушке-красавице и живёт припеваючи.
Подобное поведение объяснимо только ценностями молдавской культуры – жертвенностью и покорностью согласно поговорке: «capul înclinat al sabiei nu atinge» («склонённую голову меч не сечёт»).
Меч давно просвистел, а молдаване до сих пор стоят с поникшей головой, боясь поднять голову.
Пришли другие времена, а молдаване не нашли ничего лучшего как спасаться от голода, нищеты и унижений эмиграцией.
Права социолог Юшкова, если страна не справится с постигшими ее трудностями, не ответит на вставшие перед ней вызовы, её похоронят без почестей, как одинокую старуху в заброшенной деревне, оставив потомкам только «Миорицу», последнее «прости» тем, кто остался доживать в родной в стране.
Единственная ценность философии стоического принятия смерти героем фольклорного эпоса - скрытый призыв продолжать поиски выхода из тупика.
В старинной русской притче говорится о двух лягушках, упавших в чан с молоком. Одна не упала духом и продолжала трепыхаться, пока ни сбила молоко до состояния масла, оттолкнувшись от которого она обрела свободу, в то время как её подруга погибла.
Лично я уверен, что у баллады «Миорица» есть второй смысл. Иносказательно потомкам завещано не принимать беспросветную сущность как данность, перетереть камни судьбы между жерновами веры в лучшее наряду и осудить зависть, главную причину заговора, организованного братьями против пастушка-молдаванина.
Современная Молдова потеряла государственность как раз из-за вышеупомянутого миоритизма.
Как можно было допустить, чтобы были уничтожены профсоюзы, гарантия и защита труда, похерено гордое звание рабочего человека при возвышении бандитов и бессовестных прощелыг?!
В Молдове нет ни одной политической силы, направленной на объединение людей в народ, все существующие - антинародные.
И ещё одна истина: молдаване - не миролюбивы, жертва не может быть миролюбивой, когда вокруг сплошное неравенство и несправедливость.
РИТУАЛЫ:
-ПОХОРОНЫ-
Будучи отчасти, как большинство людей рисковых профессий, суеверным, не рискну вслед за социологами подвергнуть уничтожающей критике благоглупости, совершаемые при исполнении похоронных ритуалов в Молдове.
Человек ходит всю жизнь в заплатанных штанах, перебирает гроши с лапки на лапку, всё копит, чтобы в гроб его положили в новом костюме.…
На похоронах тратится годовой бюджет только для того, чтобы соседи не осуждали, мол, пожадничал, или что-то не так сделал.
В Молдове вообще традиция «перемывать кости». Скандалы не редкость даже на похоронах. Повод всегда найдётся, не то дали, не тому и т.д.
На поминальных днях много показухи с избытком дорогих подарков, хотя память об ушедших навсегда должна храниться в наших душах. Напыщенность, притворство и фальшь на ритуалах прощаний богопротивны.
Одобряю скромных друзей, не придающих своим и чужим дням рождения сакральный смысл, но не забывающих на поминальных днях усопших родителей помянуть их с самыми близкими друзьями и роднёй, раздать присутствующим подарки.
Ежегодные поминки в узком кругу греют сердце и очищают душу от наносного, а раздача «на поману» ключей от новых автомашин провожающим в последний путь покойника неприлична и оскорбительна. Проявления показной «щедрости» воспринимаются как плата за присутствие на похоронах.
В Молдавии мало думают о достойной жизни, зато тщательно готовятся к загробной. В гроб – только новое, ни разу не надеванное и желательно дорогое, качественное. Гардеробы, сундуки, шкафы доверху забиты ритуальными приготовлениями к уходу владельца к уходу в другой мир, не пожившего, как следует в этом.
По моим наблюдениям, чем больше пышности и богатства на похоронах, тем меньше веры в благочестие покойного.
Все молдавские традиции, включая ритуальные, способствуют сохранению клановости, на которой построена коррупционная система власти.
Эти вредные традиции прижились в последнее время и в Украине, видимо, с лёгкой руки экс-президента Порошенко, детские и школьные годы которого прошли в Молдавии.
-НАНАШИЗМ-
Молдавские свадьбы и крестины по моим наблюдениям, как правило, многолюдны, шикарны и отличаются фасадностью, даже когда родители брачующихся бедны.
Зачастую люди вынуждены продавать свои квартиры, когда затевают свадьбы выше своих возможностей, оправдывая своё следование традициям желанием не ударить лицом в грязь перед соседями и роднёй, словно это самое главное в их жизни.
Затем, оставив семьи, они уезжают на заработки скопить денег на покупку квартиры взамен проданной, при этом семьи, бывает и так, распадаются, прежде чем молодые и их родители выплатят кредиты и отдадут долги.
С точки зрения финансовой, свадьба и крестины, представляют собой денежный круговорот: устроители шикарных ритуалов вкладывают немалые деньги в организацию этих торжеств в расчёте на то, что денежные подарки гостей окупят их затраты.
На молдавских свадьбах гостями являются, в большинстве своём, родня и друзья родителей, обладающих большей платёжеспособностью, чем молодёжь.
Молдавские друзей социологов поделилась печальным опытом приглашения на свою свадьбу гостей со стороны родителей, поддавшись на их уговоры.
Новобрачные объехали пол-Молдовы с вином и прочими атрибутами, полагающимися при церемонии приглашений на свадьбу, потратили кучу денег, а в результате пустовал целый стол, что стало причиной скандала, испорченного настроения и зря потраченных денег - по 900 лей на человека за еду, не считая затрат на сладости, выпивку и аренду громадного зала. .
Мать невесты рыдала, просила прощения у молодых за свою наивную веру в порядочность родственников, которые обязаны были ответить аналогичной благодарностью за то, что они с мужем были на свадьбе их детей, где оставили хорошие деньги в подарок, будучи уверенными, что те ответят взаимообразно.
В итоге, моральные должники не пришли, просто, тупо не пришли, что, кстати, не редкость в Молдавии.
Современные молдавские свадьбы мне напоминают аукционы, на котором бойкий крупье-тамада объявляет суммы, положенные дарителями на поднос, перечисляет подарки молодым с названиями марок автомобилей, холодильников, компьютеров и т.д., сравнивает их с суммами и подарками других дарителей, стыдит скупердяев и прославляет щедрых, и всё, как бы в шутку, как бы для развлечения гостей, хотя юмора во всём этом я не нахожу.
Помнится, один умник-тамада додумался сравнить сумму денег, положенную одним из гостей на поднос, с той суммой, что некогда родители нынешних молодожёнов подарили на свадьбе дочери этого гостя.
Пристыженный гость выскочил из-за праздничного стола, сбегал домой и демонстративно кинул на поднос пачку пахнущих плесенью долларов, сорвав аплодисменты изрядно подвыпившей публики, не в состоянии осознать всю степень идиотизма, происходящего на их глазах, и как многое другое, происходящее в Молдове.
Раньше в селах, когда люди жили бедно, односельчане помогали молодым семьям по своим возможностям? Как говорится, чем богаты, тем и рады: кто приносил курицу или петуха, кто-то поросенка, другой - корыто, кто-то мешок зерна для сева на следующий год, бывало, вручали в качестве подарка сельхоз инструменты хозяину новой семьи.
Особая ответственность за молодых с давних пор до сегодняшнего дня возлагается на посажёных родителей - «нанашей». Повенчанные с помощью посажёных родителей молодожёны приходятся им финами.
У молдаван нанаши считаются довольно близкой договорной роднёй финам и их родителям, так что эти родственные связи сохраняются на всю жизнь.
Нынче в Молдове молодожёны предпочитают получать исключительно деньги, поскольку подавляющее большинство из вступающих в жизнь своё будущее связывают с выездом за границу на заработки.
Проверено на личном опыте, чем крупнее сумма финансового подарка молодожёнам, тем больше уважают и ублажают, по крайней мере, на свадебной церемонии.
Мотивы подобного поведения ясны, как белый день: люди потратились, им позарез нужно окупить свои затраты на свадебную мишуру, суету и потраченные нервы.
Чем выше статус крёстных, тем больше шансов прихода солидных денежных гостей, потому во время церемонии приглашения на свадьбу кто-то обязательно поинтересуется: «А кто там будет?», имея в виду высокопоставленных чинуш, ради возможности в непринуждённой обстановке решить с ними свой вопрос стоит потратиться.
Показателями престижности свадьбы ещё являются оркестр и ведущие, чем они популярнее, тем, естественно, выше цена их услуг, индикатор финансовых возможностей устроителей праздника.
Кстати, свадьбы и крестины являются традиционными ценностями некровного родства, способствующих укреплению горизонтальных связей.
-КУМЭТРИЗМ-
Термин сumătrie (кумэтрия) означает крестины, а еще точнее, праздник по поводу крестин ребенка, следующий после церковного обряда крещения (botez).
Однако, значение его в общепринятом между молдаванами смысле значительно шире, включающий не только процесс празднования, но и подготовки к нему: выбор крестных родителей, отбор гостей и порядок их расположения за праздничным столом с учётом старшинства, родства, а главное, статуса и веса в обществе, ритуальное купание младенца и переодевание в одежки, принесенные крестными, и масса других нюансов, недооценка которых может привести к скандалу и т.д. и т.п.. В общем, это целая наука.
Кумэтра сформирована как саморегулирующая общность на основе дружеских, деловых и других социальных некровных связей, освященная церковью.
Постепенно эта общность переродилась в особый тип антигосударственных родоплеменных отношений, как вызов официальным политико-экономическим структурам и группировкам, не выполняющим своего прямого предназначения заботиться о гражданах страны, и тем самым подрывающим основы государственности.
Кумовство служит созданию и укреплению социальных связей посредством перевода некровных связей в разряд кровных, делая их столь же сильными и обязующими, как и кровные.
Горизонтальные социальные сети спасали страну в тяжелые времена, включая последний рубеж веков, когда граждане страны, выехавшие на заработки, присылают заработанные деньги оставшимся в Молдове родственникам, посредством которых наполняется значительная часть бюджета.
У этого самоуправления есть Правовой Кодекс, свод правил реакций и действий, официально не зафиксированный, но свято соблюдаемый большинством граждан страны из-за его явного приоритета над любым другим правом и законодательством.
Это право характерно полярно противоположным распределением прав и обязанностей по отношению «К Своим» и «К Чужим», внесёнными навечно в паттерн поведения человека с раннего детства и потому чрезвычайно редко подвергающимися изменениям.
Очень жаль, что молдавские учёные пока не разобрались в его исторических корнях, вполне вероятно берущих начало от волошского права, поскольку влияние этого Кодекса, на социальное поведение молдаван весьма существенно.
Это же уму непостижимо: кум обязан нарушить любой другой официальный закон страны по велению родственного долга!
Нанашизм и кумэтризм, как социальные явления, создающие новые социальные связи посредством перевода некровных связей в разряд кровных с равными правами, начинают всё больше напоминать итальянскую семью мафиозного типа, общность и членство в которой также освящаются церковью.
Созданная ими горизонтальная социальная сеть способна противостоять социуму и резким изменениям исторических условий.
Социологи считают, что это народное подполье, подобное Движению Сопротивления, с которым не мог справиться Муссолини, служит выживанию народа и процветанию страны, забывая об антигосударственной сущности этого самоуправление.
Хотя следует учесть чрезвычайные обстоятельства, при которых его принципы складывались.
Именно горизонтальные социальные сети спасли страну в тяжелые времена массового выезда граждан страны на заработки, поскольку деньги, присылаемые гастарбайтерами своим родственникам на родине, начинали работать внутри страны, пополняя бюджет.
Этот кодекс охраняет кумэтру, семью, родственные связи, будучи направленным на выживание, экономический рост, обогащение семьи и клана.
Крестных родителей, так называемых «кумэтрив», в Молдове может быть до полусотни, в зависимости от финансовых возможностей родителей ребёнка и их родни.
На крестины каждый из кумовьёв, может явиться со своей роднёй, обычно это одна или две супружеские пары, поскольку обряд может длиться несколько дней и особо именитые кумовья из числа государственных мужей, вплоть до первых лиц страны, поздравив и вручив подарки, как правило покидают праздник, оставив вместо себя замену.
В этот момент гости из числа тех, кто явились на кумэтрию ради решения своих личных вопросов, устраивают за «шишками» охоту, ловят важных персон на выходе, чтобы на ходу договориться о встрече в официальной обстановке.
Наблюдение за разыгрыванием на свадьбах и кумэтриях таких сценок развлекало меня, скрашивая время обязательного пребывания в атмосфере заказного оплаченного веселья, чревоугодия, пьянства, набора стандартных тостов, пошлостей и сплетен.
Могу согласиться с Юшковой, что с некоторых пор слова кумэтр, куметра употребляются, в основном, в негативном смысле людьми, ставшими жертвами коррупционных действий со стороны «госшишек», которые всегда рады «порадеть родному человечку», как писал Грибоедов в своей бессмертной комедии «Горе от ума».
Вся Молдова теперь в руках клана людей, породнённых нанашизмом и кумэтризмом.
МИОРИТИЧНОСТЬ
молдавского гостеприимства
И наконец, о сильно преувеличенном молдавском гостеприимстве, несколько «миоритичном», по мнению социологов.
Понятие «миоритизм» изобрёл поэт и философ Лучиан Блага, изучивший балладу «Миорица» вплоть до внесения в научный оборот понятий «миоритическое пространство» и «миоритический человек».
«Миоритичность» проявляется у молдаван в их жертвенности, когда в угоду традициям хозяева отдают последнее, чего не хватает им самим.
Самым неприятным в молдавском гостеприимстве - похвальба casa mare и попытки пустить пыль в глаза с намерением вызвать зависть у гостей.
Ради приобретения полезных выгодных связей, хоть и сомнительных, молдаване готовы сильно потратиться, уповая на будущую поддержку крёстных в течение жизни.
Предпосылкой формирования такого поведенческого паттерна молдаван была финансовая нестабильность страны, обусловленная хронической перенарезкой границ, переходом территории из-под одного управления в другое, непрерывной сменой правящих кланов, каждый из которых торопился нажиться на поборах населения и грабеже соперников.
Молдаване всерьёз рассчитывают на непроходящую ценность некровного родства обеспечением им психологической устойчивости в ситуации социальных бедствий.
Трогает рассказ Юшковой о знакомстве с молдаванкой, бывшей учительницей, которая, выйдя замуж за иностранца, отдала свою квартиру дочери с зятем, которые её продали и уехали за границу.
С мужем женщина вскоре развелась и осталась на улице.
Случаев перемещения имущества от старшего поколения младшему еще при жизни старшего мне встречалось немало, причём, пострадавшие при всей незавидности их положения, радовались тому, что их потомство устроилось в жизни хорошо.
Юшкова считает, что в ситуации постоянной бедности такая ценность защищает процесс деторождения и воспроизводства следующих поколений, являясь залогом выживаемости народа и возобновления его жизненных сил, прекрасно осознавая, что в своих крайних формах она весьма неприятна и социально опасна.
Конечно, молдавские традиции, те же свадьбы и кумэтрии, побуждают наших соотечественников побывать на этничной родине.
Однако, являются они только чтобы попраздновать и вернуться обратно. «Я без свадьбы задыхаюсь.
Там на днях рождения, подают водичку, чай, посидели, посмеялись, пару игр – и разошлись. Мне этого мало. Летом домой приеду, три кумэтрии, две свадьба отгуляю, деньги растрачу – и – считай, подзарядился энергией».
Молдаване, как и румыны, не привыкли грамотно распоряжаться своей недвижимой собственностью, оттого румынские земли, раздаренные людям после принятия Румынии в Евросоюз, перешли во владение транснациональных корпораций.
Всё это следствие стратегии быстрого проживания и воспроизводства - отрыжка менталитета – ничего не планировать на перспективу, максимум на 3-4 года, гостям хвастаться богато обставленной каса маре, а самим всей семьёй ютиться в комнатушке.
Окончание следует
Пикабушники Молдовы
138 постов588 подписчиков
Правила сообщества
нет спорам
1. О Политике!
2. О Религии!
3. О Спорте!
4. Нет Агрессивной Молодежи :)