6

Мишень для насмешек: панно Михаила Врубеля «Утро»

Когда-то эту работу сравнивали с… одеялом из психушки. Почему? Давайте разберемся.

Михаил Врубель. Утро. 1897

Михаил Врубель. Утро. 1897

Искусство, которое не приняли

Врубель осмелился применить в «Утре» технику и стиль, выбивающиеся из привычных канонов. Он делал акцент на декоративности, словно перенося орнаментальность витражей в живопись. Листья и лепестки выписаны пятнами, похожими на разноцветную мозаику, и от этого вся композиция будто мерцает. В те времена подобный эффект расценивали как насмешку над классикой и записывали в «декаданс» — направление, которое тогда считали чуть ли не сумасшествием.

Михаил Врубель. Утро. 1897. Фрагмент

Михаил Врубель. Утро. 1897. Фрагмент

Сюжет, символы и мифические мотивы

Вглядываясь в «Утро», замечаешь фигуры женщин, которые ассоциируются с богинями зари — Эос, Авророй, в общем с утренним светом. У Врубеля эта женская сущность пробуждает мир, заряжает творческой энергией. Зелень вокруг — не просто декоративный фон, а намек на вечное обновление природы. И кто знает, не «райский» ли это сад с идеальной гармонией между божественным и земным миром?

Погружаясь в картину, словно чувствуешь дыхание таинственных зарослей, где на рассвете пробуждаются то ли феи, то ли нимфы, то ли неведомые духи. Для публики XIX века подобные изображения были шокирующими: где классическая перспектива, где привычное изображение человека? Здесь все выглядело «сломанным» и «раздробленным». В итоге многие критики высмеивали «Утро», нарекая его плодом болезненного воображения.

Критика «Утра»

Самый яркий пример того, как «новое» искусство не принимали, — карикатуры. Так, художник Павел Щербов в работе «Зальцбург» изобразил сценку, где покупатель и продавец обсуждают висящее «одеяло». Надпись на нём гласит: «Брось, бабка, торговаться; сказано: одеяло – в рубель... Ведь я его не на свалке выгреб, а в больнице у Фрея выудил!».

Павел Щербов. Salzburg (От нашего специального корреспондента. Русско-финляндская выставка в Зальцбурге Карикатура. 1898

Павел Щербов. Salzburg (От нашего специального корреспондента. Русско-финляндская выставка в Зальцбурге Карикатура. 1898

Под одеялом имеется в виду панно «Утро» Врубеля (цена «в рубель» отсылает к фамилии художника), «добытое» якобы в психиатрической больнице у доктора Фрея. Намек: подобное произведение мог создать лишь нездоровый человек. Ироничнее всего, что в тот период Врубель еще не страдал болезнью, зато через несколько лет у него и впрямь начались тяжелые психические эпизоды — судьба уготовила художнику поистине трагическую иронию.

В роли «бабки» на карикатуре выступала княгиня Мария Тенишева — меценат и покровительница молодых художников. Покупка «Утра» вызвала шок у традиционно настроенной публики, будто подтверждая их страх, что «безумное» искусство вторгается в святая святых.

Журнал «Шут» от 31 января 1898.

Журнал «Шут» от 31 января 1898.

Заключение

Сегодня панно «Утро» мы воспринимаем как выдающийся эксперимент с формой и цветом — один из первых шагов русского модерна. Но когда-то оно было объектом насмешек и прямо указывало на «безумие» автора. История Врубеля напоминает нам, что самые новаторские идеи поначалу часто вызывают непонимание и жестокую критику. А карикатуры, сохранившиеся с тех времен, помогают увидеть, как менялся культурный контекст и какие споры бушевали вокруг того, что теперь принято считать классикой.

Михаил Врубель. Утро. 1897. Фрагмент

Михаил Врубель. Утро. 1897. Фрагмент

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.