Мини-гайд по открытию Чайного Магазина.
Если говорить о начальном капитале – это примерно 1 миллион. Рублей. Конечно, зависит от региона и цен на аренду. Но в миллион, я бы сейчас уложился легко, значит и Вы сможете :) Отбивается за 1.5-3 года, в зависимости от профессионализма и места магазина. Но успокою, первый год Вы палец сосать не будете, но и планировать затраты придется с умом.
Пункты могут быть хаотично расставлены: что вспомнил, то и написал)
1) Вложитесь в качественную и красивую мебель. И я не говорю, что надо брать шкафы из красного дерева, есть несколько ценовых сегментов. Не берите дешманские шкафы, которые начнут отслаиваться и разваливаться через пару-тройку лет. Займите\украдите\убейте, но выделите на мебель денег, её потом даже продать проще, если не пойдет. Дешевые шкафы у Вас не возьмет никто - выкинете, а при заходе в отдел\магазин у Вас должно быть как минимум стильно. Покупатели качественную мебель в наше время видят сразу, а значит, у Вас качественный магазин.
2) Хорошие кондиционер и кофемолка сразу при открытии. Про кондиционер и говорить не буду - температурный режим для чая\кофе\сладостей, прохлада летом и тепло зимой - покупатели будут в восторге. Так как клиенты проводят в магазине немало времени, надо почитать, понюхать - им должно быть комфортно. Кофемолка: я поработал на недорогих кофемолках - это мучение. Надо пересыпать из отсека в пакет, или малая загрузка, или долго, или, что вообще отвратительно, крупный\неоднородный помол. 30-40к на кофемолку мастхэв, если людей больше 15 человек в день.
3) Мебель делайте так, чтобы сзади банки с чаем можно было поставить готовую упаковку. Оказывается, люди предпочитают не стоять и ждать, пока Вы насыпете, а взять готовую, даже если будет насыпано больше, чем они изначально хотели. Встает вопрос, тогда надо ставить туда сразу по 100гр не меньше, чтобы как минимум по 100 гр и брали? Отсюда 4 пункт.
4) Не давите на людей никогда. Цены будут стоять за 100 грамм, но вешайте и 50, и 20. Просто, например, меньше определенных грамм берите за упаковку по себестоимости. Давайте клиентам понять, что они вольны попробовать чуть-чуть, а потом прийти и попробовать другой, дайте людям выбор. Взяв сразу 100гр – выбора Вы им не оставляете, пить этот чай будут долго, надоест. Нет выбора – нет желания приходить снова.
5) Разработайте систему бонусов и скидок. Дисконтные карты, как минимум. За каждые, например 100гр – маленькая конфетка в подарок, за 200гр – пробник чая, а в пробники можно класть или очень вкусный чай, или последний, не выкидывать же. Да, лишние затраты, но представьте, что это вложения в рекламу. (кстати очень мелкий чай со дна никогда не насыпаю – хотя его немало). И уж само собой безналичный расчет – повсеместно встречаю: «ой, сбегайте до банкомата, у нас нет терминала» или «у нас сегодня не работает терминал» - дичь полная, выручка падает СРАЗУ и сильно. Люди уже наручными часами расплачиваются, а скоро, наверное, чипом в руке будут, а продавцы до сих пор посылают покупателя сбегать до банкомата на входе в ТЦ – бред. Попрошайки, я видел, уже с GPRS-терминалами ходят :)
6) Одним из главных рабочих моментов будет выяснить количество закупаемого чая, чтобы было недорого, но не лежал. Само собой, чай должен быть максимально свежим, но и по полкило его не купишь – у оптовиков есть система скидок: купил на 50к одна цена, на 100к – скидка 3%, 150к – 5% и т.д. и, конечно, Вам надо лавировать между скидками в закупе и свежестью чая. Как только люди начнут понимать, что чай\кофе у Вас залеживается – считай пропало. Отсюда 7 пункт.
7) 80% прибыли в чайном деле – постоянные клиенты. Работайте на них и для них. ВСЁ для постоянных клиентов! Повышенная скидка, простите им пять рублей при сдаче, дайте не одну конфету, а две. Купили кучу чая\кофе – дайте большую шоколадку! Дорожите каждым таким клиентом – это минимум 500-1500р в месяц, в разных городах по разному, но суть в том, что если у Вас таких клиентов уже 100 – это 100 т.р, а если 200, 300, 500? И имея такую базу лояльных клиентов Вы сможете прогнозировать свое развитие, а значит рассчитывать на определенный доход, а значит вкладывать в развитие магазина – меньше определенного уровня у Вас прибыль не упадет.
8) Программа учета товара. 1С-Бухгалтерию, конечно, не надо, но есть программы-магазины, в которых все заносится, и через которые идет продажа. Мало того, что это удобно – видеть сколько и чего у Вас есть в наличии, но это и контроль продавцов. Как это делается – или тема отдельного поста, или в комментах.
9) Как я упоминал, в России немало оптовиков чая\кофе, надо очень хорошо выбирать, большинство - посредники, другая часть торгует хренью, которая чуть-чуть выше качеством, чем в какой-нибудь Пятерочке. Очень хороших оптовиков – несколько. РЧК, Тэсти, Унция, Мадео и еще несколько. Смысл в том, что у разных фирм свои хорошие позиции. Они, конечно, пытаются копировать друг у друга, но чай и кофе, хоть убей, различаются, по вкусу, качеству. Вот тут и предстоит пробовать, выбирать, спрашивать мнения у своих знакомых, пытаться расспрашивать покупателей – самая главная Ваша работа и искусство – отделять говно от палок.
10) Нужно ли говорить, что Вы должны, ну если не жить на работе, то проводить там кучу времени. Зачем, спросите Вы, посадил продавца, мониторь ассортимент и погнали! Нет. В смысле да, но чтобы мониторить, что людям нравится – недостаточно видеть цифры в мониторе. Я как-то выпал на месяц из торговли, а когда вернулся, совсем не мог отследить предпочтений людей. А они меняются. Нужно постоянно что-то читать про чай\кое, постоянно людям рассказывать о заблуждениях, мифах, разубеждать. Они же потом начнут разубеждать других, а это как минимум, льстит – «Я узнал больше, я знаю больше соседа\соседки! Это приятно. Вот и повод попи*деть с соседом появился. Да еще и чай элитный пью… да и на вкус он получше будет, чем в пакетиках. Я еще приду.» Так что никаких совмещений, по крайней мере, первый год или два.
11) Сделайте буклеты по завариванию чая\кофе. Сами знайте, какой чай как заваривается. Хороший чай очень легко убить плохим завариванием, и тогда его не отличишь от «магазинского». Никогда не выражайте пренебрежительного отношения к тому, какой чай\кофе пьет покупатель! Он поделился своим мнением – Вы его не осудили, а еще лучше одобрили. В мягкой форме направьте к определенному чаю, намекните на покупку вообще маленького количества чая, чтоб на пару заварок. «Убейте» на клиента полчаса даже если он ничего не купил – работаете для себя и на клиента. Из 10 человек – вернется 5-7, они позовут других, а через несколько лет будут рабочие дни, когда Вы ни слова не пророните, а касса будет хорошей. Запомните поговорку: "Знаете как отличить хороший чай от плохого? Если переходишь от магазинского к нашему - разницы не почувствуете, зато, когда перейдете обратно - пить магазинский уже не сможете."
12) Обязательно красивые подарочные сертификаты! Это львиная доля доходов, особенно перед праздниками. И умоляю, не делайте им срок годности! Это же беспредел, люди заплатили деньги, а Вы ограничиваете их месяцем, например. Это те же самые деньги, я совсем не понимаю, как можно так по*уистично относиться к клиентам. Точнее понимаю, чем руководствуются владельцы магазинов и считаю это абсолютным неуважением.
13) Само собой, не стоит продавать только чай и кофе. Сопутствующие товары: сладости, красивая упаковка, сиропы, необычные штуки, посуда - старайтесь продавать то, чего нет в других магазинах – это реально, просто надо искать и налаживать связи.
14) Постарайтесь разработать свою этикетку. Особенность закупа у нескольких магазинов в том, что Вам с чаем\кофе будет приходить разные наклейки. А это фигня. Придерживайтесь своей концепции и … бренда что ли. Понятно, что если сеть Вы и не создадите, но сможете сформировать узнаваемый в городе или районе знак. А это плюс к имиджу и рекламе.
15) Налоги. Ох. Ну короче, в зависимости от региона и расположения магазина, Вы сможет достаточно долго уклоняться от большей части. От ВСЕХ не надо ни в коем случае – государство всегда возьмет ему причитающееся. Знайте грань. Платите пенсионному, хотя бы за себя, немного жульничайте с квадратурой, старайтесь до последнего не ставить онлайн-кассы (это, кстати, отдельная история). Сделайте мед книжку, пройдите инструктаж. Медосмотр проходить не обязательно, ибо дорого, а делать надо регулярно. Просто следите за санитарией в магазине – не будет жалоб – не будет и проверки. (ну это если Вы не начнете зарабатывать кучу денег, но тогда Вы и сами справитесь). Документы, которые будут требовать при проверках, Вы обязаны предоставить в 3-5 дневный срок после их требования, и потому делаем морду кирпичом, глаза как у Шрека: «Все принесем!» И несете задним числом все, что нужно. Штраф небольшие будут, но они есть у всех, не думайте, что если Вам выписали штраф – «Вы встали на учет у нарколога». Нет.
В принципе, вынужден отметить, что указания ВВП не нагибать мелкий бизнес, худо-бедно, но выполняются… пока…
16) Будьте психологом для клиентов. Атмосфера таких магазинов очень расслабленная, из другой реальности. Заботы хочется оставить снаружи. А как их там оставить? Правильно! Оставить их здесь! Ох, сколько же я выслушал бабушек, мужчин и женщин: и о детях, и о простатите, и о маленьких пенсиях, и многом-многом другом. Слушайте, старайтесь участливо улыбаться, вежливо отвечать. Пусть люди тут отдохнут, сбросят хоть часть груза всей той хрени, что творится с ними снаружи.
За сим откланиваюсь. Если что-то забыл - спрашивайте. Если что-то важное вспомню - напишу. Рабочего Вам настроения, добра и котиков!