Мем о доброй старой Англии

Журнал GQ опубликовал потрясающий текст: анонимный русский выпускник Оксфорда рассказал о кастовости британского общества, об этой тайне за семью печатями, сохраняемой веками. Разумеется, он так и не узнал об английской аристократии всего — не так-то просто докопаться до правды. Тем не менее, догадаться можно о многом.

● Подлинная миссия оксфордского образования — не академическая, а культурно-политическая и воспитывает не ученых, а кадры. Дипломатов, светских львов, банкиров, юристов, высшие армейские чины. Оксфорд — в первую очередь инкубатор по воспроизведению английской элиты, окончательно заточенный в XIX веке под бесперебойное обеспечение Британской империи управленцами и претерпевший с викторианских времен скорее косметические изменения.



● Традиция сохраняется: вся система обучения и времяпрепровождения до сих пор целиком подстроена под дворянство, составляющее на сегодняшний день около 50 процентов учащихся. Это выпускники элитных частных школ типа Итона и Вестминстера, которых по Англии от силы 10 процентов всех учебных заведений. Навязанные извне 50 процентов — все эти «талантливые черные математики из неблагополучных семей» — равноправно крутятся в инкубаторе три года, напоследок гордо фотографируются с дипломом и счастливыми родителями, после чего возвращаются в ту же среду, из которой вышли три года ранее. Они пополняют ряды учителей, мелких госслужащих, офисных работников. Переезжают обратно к родителям в валлийское село с невыговариваемым названием. Остаются на аспирантуру. А их недавние соседи по общежитию и друзья по фейсбуку уходят в дальнее плавание по коридорам власти. Больше они никогда не пересекутся.



● Последнее крупное внутреннее потрясение для Англии — гражданская война XVII века. С тех пор классовая система претерпела минимальные изменения, и, когда попадаешь в Оксфорд, это быстро становится очевидно. Михалковы — не династия; династия — это когда выясняется, что средневековая столовая, в которой мы обедаем, была построена в XVI веке на деньги предка моего однокурсника, что у предка была та же фамилия, которую он не преминул высечь на стене столовой, и что в тех редких случаях, когда мой однокурсник ужинает в столовой, а не в ресторане, он предпочитает сидеть под данной надписью.



● Отличительных черт высшей касты бесчисленное множество. Во-первых, это пуленепробиваемая уверенность в себе (скорее спокойное сознание собственного превосходства, нежели хамоватая самоуверенность — эта вылезает только во время попоек). Во-вторых, это мгновенно узнаваемая речь: так называемое RP-произношение (в народе — Queen’s English), интонации и слова-маркеры, сами по себе подчеркивающие принадлежность говорящего к элите. В-третьих, внешний вид. Как и русского туриста в Европе, выпускника британской частной школы в Оксфорде можно безошибочно угадать со спины. Угадать по как бы небрежно и случайно, а на деле тщательно всклокоченной шевелюре, атлетическому телосложению (регби плюс гребля) и шмоткам в диапазоне от чересчур очевидных Abercrombie & Fitch / Jack Wills (низшая планка) до сшитых на заказ розовых брюк от оксфордского портного с Turl Street с желтым пиджаком, голубыми носками и антикварной тросточкой (высшая планка).



● Наивные студенты из простых смертных поначалу еще пытаются завязать знакомства с верхами и даже целый месяц «для галочки» занимаются греблей, но, наткнувшись на стену из вежливого безразличия и осознав бесплодность своих усилий, быстро прекращают попытки войти в круг избранных.



● Даже маршруты, которыми передвигаются по Оксфорду феодалы и вассалы, настолько разные, что порой кажется, будто они живут в разных городах.



● Белая кость не презирает средний класс, она просто его не замечает. Пролетариат и деклассированные элементы как минимум интересны в той же мере, в которой английским путешественникам XIX века была интересна аномальная длина клиторов у представительниц африканских племен.



● Аристократы оказались начисто лишены основных инстинктов, в первую очередь — навыка разговаривать с простыми людьми. Все школьные годы они были изолированы от внешнего мира в пансионе среди бескрайних английских полей. Мир за пределами школы представлялся им опасным и экзотичным, окраины Оксфорда — чуть ли не Бронксом, а покупка пакетика плана — серьезной уличной миссией.



● Чему меня научил Оксфорд? Узнавать аристократов со спины. Продавать траву. Играть в опереточного русского. Научил тому, что социальная сегрегация — это правильно и хорошо. Я по-прежнему не обладал какими-либо значимыми связями в английской элите.



Эта удивительная статья показывает, что британская аристократия невероятно богата и связана с Короной невидимыми нитями. Эти нити дают как Короне, так и аристократии уверенность в своем завтрашнем дне. Веками.



Но статья не дает ответа на давно интересующий меня вопрос: почему они так уверены друг в друге?



Представители элиты, конечно, иногда где-то работают — разумеется, в престижных местах, чаще всего расположенных в Лондонском Сити, и все эти места тщательно вписываются в их биографии, как бы подчеркивая земное происхождение состояний. Но, конечно, не зарплата определяет их постоянный и весьма внушительный доход. Который позволяет отдавать детей в дорогостоящие и до сих пор закрытые от посторонних глаз частные школы, содержать крупные поместья, нанимать прислугу. Тогда что же?



Чтобы получить ответ, нужно знать главное: кому принадлежит земля. «Вся земля в Англии и Уэльсе принадлежит Королеве, из чего следует, что остальные могут лишь иметь право владения, пользования и распоряжения землей на определенный период времени». ...... Корона тщательно оберегает свои секреты.



Корона давным-давно распределила землю Англии и Уэльса между аристократическими семьями, как бы передав им участки в аренду на длительный (чуть ли не до 900 лет срок). В свою очередь, дворяне сдают землю под различные нужды и на разный срок предприимчивым людям (в том числе иностранцам) и получают доход с любой недвижимости, построенной на их земле, — отелей, ферм, шахт, дорог, квартир, домов и даже небольших пабов и автомастерских. У кого-то дела идут хуже, у кого-то лучше, но Корона никогда не остается внакладе.



По сути, Великобритания — это феодальная страна, которая убедила весь мир в том, что является демократией. Но, думаю, подданные Ее Величества догадываются, что это вовсе не так.

1. Право собственности (freehold estate)

Право собственности на землю в Англии имеет ряд особенностей, которые отличаются от привычного нам права собственности на землю в СНГ. Во-первых, в Англии право собственности существует только на землю, а не квартиру/здание. То есть, ни одна квартира/здание в Англии не принадлежит никому на праве собственности, а лишь на праве аренды, кроме некоторых исключений о который будет сказано ниже. У нас же в СНГ землей под многоквартирным домом может владеть один собственник, а квартирами в доме совсем другие люди. В Англии такая ситуация невозможна (кроме некоторых исключений, которые указаны в п.3 ниже). Все частные дома в Англии (то есть, не многоквартирные дома), принадлежат собственникам на правах частной собственности, но право собственности распространяется на землю под домом, и дом отдельно сам по себе принадлежит собственнику земли. Кстати, в Англии около 80% людей живут в домах, а не в квартирах (в Лондоне абсолютная другая статистика) и в Англии в квартирах (кроме Лондона) как правило живут иностранцы (которые не испытывают тех же трепетных чувств к английской атмосфере, которую как правило излучает 300-летний дом) и небогатые люди (кроме тех, кто живет в квартирах в самом центре).


Другой особенностью является то, что в Англии не вся земля зарегистрированная в реестре недвижимости. То есть, около 20% земли в Англии является незарегистрированной. Единственной возможностью доказать право собственности на незарегистрированную землю, это предъявить документ на право собственности (которому может быть лет 60). Это все – других документов или информации в каком-либо реестре отсутствует (дикость конечно по нашим понятиям). Если с такой землей происходят какие-либо сделки (например, продажа, аренда на срок превышающий 7 лет, передача в ипотеку и тд) то земля должна будет зарегистрирована в течении 2 месяцев после такой сделки.


В Англии право собственности является не совсем абсолютным. Как правило владелец земли связан многочисленным обязательствами (freehold covenants), которые могут быть привязаны к его земле, а не к собственнику. И эти обязательства действуют не в пользу определенного лица, а в пользу определённого участка земли (и действие этих обязательств может действовать неограниченно во времени). Приведу пример. Вы покупаете участок земли (участок А), где в документе о праве собственности указано, что собственник этой земли не имеет права завести собаку, жарить свиной шашлык и красить забор в розовый цвет. И правом требовать исполнения этих обязательств обладает любой собственник примыкающего участка (участок Б). Допустим с момента когда эти обязательства возникли, собственники обоих участков уже несколько раз поменялись. Если даже через 100 лет кто-то решит пожарить свиной шашлык, стоя возле своего свежевыкрашенного розового забора под вой своей немецкой овчарки, то новый собственник участка Б может подать в суд и запретить этот беспредел (представьте себе пожилого мусульманина, который ненавидит свинину, хочет покоя и презирает розовый цвет – конечно он пойдет в суд!).


Я привел конечно комичные примеры, но так как эти обязательства могут тянуться столетиями, то можно встретить вполне курьезные ограничения, которые немного утратили свою актуальность, например запрет варить мыло у себя на участке. Но надо учесть, что сегодня существует множество примеров когда люди оспаривают эти ограничения на основании того, что это нарушает права человека (представьте себе я обожаю использовать только мыло приготовленное по своему рецепту у себя на участке, а тут такое нездоровое ограничение). Поэтому очень часто советуют договариваться с соседями, а не идти в суд. Но опять, же если собственник юридическое лицо, то ему будет намного сложнее уклониться от этих обязательств. Если обязательства особенно тягостные (ну например, очень хочется покрасить забор в розовый цвет, иначе возникает депрессия) тогда можно попросить земельный трибунал (Land Tribunal), который может отменить эти обязательства (но опять же это в крайних случаях).


Самые распространённые ограничение это запрет на промышленное использование помещений, запрет на парковку грузовых машин, запрет на постройку дополнительных платежей, запрет на занятие конкретным видом бизнеса. Как правило причиной возникновение таких обязательств является продажа части земли собственником, который оставляет часть земли в своей собственности и он не хочет, чтобы новый собственник что-то делал, чтобы стоимость земли, которая осталась у старого собственника упала в цене. Другой причиной может быть то, что когда застраивается территория, возникает логичное желание, чтобы было все одинаково вокруг (чтобы люди не строили дополнительные этажи, или красили заборы в разные цвета или в жилой части появилась заправка), и поэтому такие ограничение могут устанавливаться застройщиком на все участки сразу.



2. Аренда (leasehold)


Право аренды на недвижимое имущество может быть как на землю так и на квартиру. Все квартиры в Англии (кроме некоторых исключений, о чем написано ниже в п.3) могут принадлежать только на праве аренды и не могут быть в праве собственности. Это связано с тем, что право собственности может быть только на землю, а владелец квартиры не владеет землей под домом. Землей владеет другой собственник, который по-сути сдает квартиры в аренду. Но этот срок аренды может быть неограниченным, и можно в теории сдать в аренду на 900 лет(и такое бывает, но крайне редко.) Как правило когда говорят «купить» квартиру то имеют ввиду получить очень долгосрочную аренду и абсолютное большинство квартир при «продаже» имею в запасе 90-115 лет аренды. То есть, на жизнь (даже особо оптимистично настроенным по поводу своего здоровья) должно хватить. Вполне логично, что может возникнуть вопрос «ну какая разница что «всего» на 90 лет – ведь все равно я умру раньше». Это так, но квартира, которая имеет оставшийся срок по аренде меньше 70 лет начинает терять в цене, то есть ваш актив уменьшается каждый день. Многие банки не дают кредит, если у вас осталось меньше 70 лет по аренде. Но есть хорошая новость – если вы владеете недвижимостью больше 2 лет и у вас осталось больше 21 года до истечения срока аренды, вы можете в принудительном порядке продлить аренду еще на 90 лет плюс к уже существующему сроку. Но за это надо будет заплатить (если срок оставшийся аренды больше 80 лет, то это сумма будет незначительна - от нескольких сотен то нескольких тысяч фунтов, но если меньше 80, то расходы могут вырасти значительно). Цена за принудительно продление аренды зависит от оставшегося срока аренды. Если оставшийся срок аренды минимален (21 год), то тогда сумма за продление может быть огромной.


В самых элитных районах Лондона, Mayfair, Chelsea, Knightsbridge, которые как известно пользуются огромной популярностью у опальных (да и лояльных тоже) олигархов из СНГ есть свои особенности. Земля в этих районах часто принадлежит аристократическим семьям, которые владели тут землей поколениями. Квартиры в этих районах продаются с арендой 10-20 лет, чтобы избежать обязательного продления аренды как было описано выше. Например если цена средней квартиры с 2 спальнями (эквивалент нашей 3-комнатной) может стоить больше миллиона фунтов, то 20-летняя аренда может стоить 350,000. Но это особый рынок, и купить квартиру в этих районах означает статус, поэтому многие счастливы заплатить и 500,000 за 20 летнюю аренду, только чтобы получить право жить в этом районе. Но эта головная боль из-за статуса мучает только 0,1% населения Лондона, поэтому я не буду детально останавливаться на этом рынке квартир.



3. Право совместной собственности (share of freehold)


Небольшой процент квартир принадлежат владельцам на праве совместной собственности. Это устроено таким образом – юридическое лицо владеет землей под многоквартирным домом, а владельцы квартир владеют акциями этого юрлица и за ними закреплена определённая квартира. При смене собственника происходит продажа акций в том числе. По сути это эквивалент freehold estate (права собственности описанного в п.1 выше) который был разработан специально для квартир.

http://www.gq.ru/lifestyle/seks-trava-i-klassovaya-nenavist-...