Малоизвестные острова Санкт-Петербурга. История и современность. 1-я часть I-й части

Время прочтения: ~ 10 мин

Прим. автора: 2-я половина I-й части будет выложена вскоре после 1-й публикации

Малоизвестные острова Санкт-Петербурга. История и современность. 1-я часть I-й части История, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, Длиннопост, География

Каких только официальных и народных названий не удостоился Санкт-Петербург: существующее официальное название, Петроград, Ленинград, Северная столица, историческое — Город трёх революций, поэтическое — Северная Пальмира и вульгарное, такое привычное нам, — Питер. И, в ряду основных имен ныне второго города России находится не менее известное — Северная Венеция. Тут все весьма ясно: несложно проследить некоторую схожесть с этим итальянским портовым городом, как в сфере культурной значимости, так и, что более очевидно, в плане городской организации.


Множество больших и малых водных артерий пронизывает «городскую плоть», разделяя пространство на отдельные фрагменты. Поверх водной системы накладывается сеть автодорожных, железнодорожных, пешеходных и других коммуникационных переправ, соединяющих все фрагменты в единое целое.


Нельзя не отметить, что на этом сходства в морфологии заканчиваются. Сама природа возникновения и расположения городов разная, да и в случае российского города значение водного транспорта разительно отличается от того, насколько он жизненно необходим венецианцам. Как и отличается природа этих самых фрагментов — островов, на которые делится центральная (и не только) часть Санкт-Петербурга. Именно о них и пойдет речь в этой статье.

▼ Рис. 1. Карта, показывающая расположение и названия островов Санкт-Петербурга

Малоизвестные острова Санкт-Петербурга. История и современность. 1-я часть I-й части История, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, Длиннопост, География

Если начать разговор об островах Северной столицы, даже, если Вы закоренелый петербуржец в тридцатом поколении, что из памяти всплывает в первую очередь? Например, Васильевский остров. Знаменитый Васька, наверное, знакомый большинству тех, кто хоть раз задумывался о «содержании» такого географического объекта, как Санкт-Петербург. С Васьки едут, по нему совершают прогулки, на нём живут и обедают в кафе. А еще у него есть стрелка. И на неё не покушаются даже обидчики с кулаками.


А еще есть Заячий остров. Там крепость стоит. Петропавловская! Когда-то готовая своими остроносыми бастионами, каменными куртинами и равелинами защищать боем новоиспеченное окно в Европу.


Рядом, немного «обнимая» Заячий, расположился остров Петроградский. Одна из стартовых площадок для возникновения Петербурга как архитектурного и градостроительного явления. С данного острова, как и с находящегося на противоположном берегу Невы острова Адмиралтейского, начиналось строительство жилых и промышленных кварталов города.

Перейдя с Петроградского через речку Карповку, можно попасть на остров Аптекарский, получивший свое название по располагавшемуся на нем аптекарскому огороду, где специально выращивали лечебные растения. Сейчас же на этом месте расположился знаменитый Ботанический сад. Сам же топоним в силу своего причудливого названия легко запоминаем для жителей и гостей города.

▼ Рис. 2. Вид сверху на остров Елагин (в центре). Слева протекает Большая Невка, справа — Средняя Невка. Также справа расположен остров Крестовский, вдалеке за — тоже обильно покрытый зеленью Каменный

Малоизвестные острова Санкт-Петербурга. История и современность. 1-я часть I-й части История, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, Длиннопост, География

Стоит перейти от вышеупомянутых островов через Малую Невку, так мы сразу оказываемся на еще одной известной группе островов, когда-то, в советское время, носивших название Кировских. Здесь с запада на восток протянулся остров Крестовский, по одной из версий получивший название по выделявшемуся ориентиру — кресту местной церкви. А сейчас на нем возвышаются видные через пол города «усики» стадиона «Газпром Арена» и многочисленные аттракционы парка развлечений. Рядом, на Елагином острове, расположился знаменитый одноименный дворцово-парковый ансамбль. А на соседнем Каменном острове больше столетия совмещаются одновременно правительственные резиденции, места отдыха и объекты здравоохранения.

▼ Рис. 3. Вид на остров Петровский (слева), остров Декабристов (справа) и находящийся сразу за ним Васильевский остров. На переднем плане мост Западного Скоростного диаметра (ЗСД)

через Петровский фарватер

Малоизвестные острова Санкт-Петербурга. История и современность. 1-я часть I-й части История, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, Длиннопост, География

Соседствуя с Крестовским и Петроградским, будучи отделенным от них Малой Невкой и Ждановкой, протянулся остров Петровский. От него на противоположном берегу Малой Невы лежит еще один достаточно известный остров дельты Невы — остров Декабристов. Название было официально установлено в 1926 г. в честь столетия казни пяти руководителей декабрьского восстания 1825 г. Считается, что именно в восточной части острова на территории нынешнего завода «Алмаз» находится место захоронения К. Ф. Рылеева, П. И. Пестеля, П. Г. Каховского, М. П. Бестужева-Рюмина и С. А. Муравьева-Апостола. Данному острову ещё будет уделено внимание в следующей статье, где объектом авторских повествований будут те острова невской дельты, которые до наших времен уже не сохранились. И, надо сказать, остров Декабристов, носивший когда-то интересное название «Голодай» прямо повинен в «употреблении себе подобных», ведь конфигурация береговой линии Финского залива и речных берегов ближе к устьям невских рукавов с течением времени подвергалась наибольшим изменениям. Такова специфика развития любых речных дельт, как естественная, так и свойственная, непосредственно, процессам городского развития. Это будет особенно заметно, когда мы уже перейдем чуть дальше к основным героям нашего рассказа.


Можно еще долго вспоминать основные острова Северной столицы, говорить о промышленной, а теперь и общественной истории пространств Новой Голландии; о садах Екатерингофа, об архитектурном ансамбле острова Монастырского и о многочисленных фрагментах паззла, составляющих окруженную Фонтанкой часть центра Петербурга. Но кол-во островов Невской дельты переваливает за три десятка. Названия многих из них, а, тем более, их история остается уделом любопытствующих. Сегодня же мы это постараемся исправить!


Ах, да! Необходима еще парочка уточнений. Острова Кронштадта, несмотря на то, что их много, и, что они входят в состав Санкт-Петербурга, как региона, являются отдельными объектами. Они не имеют отношения к дельте Невы и не являются частью Санкт-Петербурга, как города. Их история лежит больше в поле развития военной фортификации, чем в сфере градостроительства. А еще есть три острова невской дельты, которые считаются таковыми, их названия остались, употребляются в литературе, но при этом технически они островами не являются — «стремятся» быть самодостаточными, но злая рука антропогенного вмешательства все-таки привязала их к другому участку суши. Поэтому понятие «остров» в нашем контексте в нескольких случаях будет чуть-чуть шире привычного.

БЕЗЫМЯННЫЙ ОСТРОВ


Интересно задаться вопросом: какой остров невской дельты является самым большим? Если рассуждать чисто визуально, смотря на карту, то скорее всего будет сделан вывод, что это Васильевский остров. Даже, если мы не стараемся каким-то случайным образом присоединить к нему остров Декабристов, то получается значительная такая территория, с запасом превышающая по площади ближайшего конкурента — остров Петроградский. С природной, морфологической, точки зрения Васильевский остров действительно самый крупный. В добавок в последние два десятилетия западная часть острова была сильно увеличена в процессе реализации проекта нового Морского фасада — расширения городского пространства на основе намывных территорий в акватории Финского залива.


Но даже это не позволило по площади обогнать остров, который носит гордое название… Он его не имеет, поэтому так и называется — Безымянный.


Образован он был в 1834 г., когда для транспортной навигации открывается Обводный канал, который прорезал материковую часть вдоль южных границ города и соединил более коротким путем воды Невы до начала дельты с устьем Большой Невы и водами реки Екатерингофки, крупного рукава в юго-западной части дельты с выходом в акваторию Финского залива. Таким образом площадь отторгнутого от материка участка суши составила свыше 16 км2.

Однако полноценным единым островом Безымянный стал лишь в 1971 г. Перед этим происходили долгие планировочные пертурбации. Так, сама идея того, что дальше речки Фонтанки можно провести крупный канал, который бы прошел вдоль южной оконечности города родился еще при Екатерине II. В те времена, в эпоху повсеместной активной фортификации, господствовала идея существования единой цепи оборонительных сооружений вокруг города. Что может быть в таком случае лучше, чем комбинация длинного оцепляющего вала и пролегающего вдоль него канала? Собственно, от данной концепции и идет название получившегося гидротехнического сооружения — Обводный канал.


Замысел был реализован. Почти! В результате строительства с 1769 по 1780 гг. Обводный канал от устья Большой Невы дошел почти до современного Лиговского проспекта. Вдоль него с внешней стороны был устроен оборонительный вал. Дальше же эстафету оборонительной функции брал на себя Лиговский канал.

▼ Рис. 4. Ново-Каменный мост через Обводный канал. 1900 г. В 1848 – 1901 гг. представленная на фотографии конструкция моста несла функцию акведука Лиговского канала над водами Обводного канала

Малоизвестные острова Санкт-Петербурга. История и современность. 1-я часть I-й части История, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, Длиннопост, География

Не все знают, но там, где сейчас проходит Лиговский проспект до 1926 г. проходил одноименный канал. Построен он был в начале XVIII в. и снабжал город, в частности, фонтаны Летнего и Таврического садов питьевой водой из Дудергофского озера и проходил на 8 м выше уровня Обводного.

▼ Рис. 5. Разнообразные проектные варианты прохождения русла 2-й очереди Обводного канала (источник: https://giper.livejournal.com/457093.html). Вариант №2 подразумевает включение Лиговского канала, вариант №4 — русло реки Монастырки, №5 — реализованный проект

Малоизвестные острова Санкт-Петербурга. История и современность. 1-я часть I-й части История, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, Длиннопост, География

Одновременно росла потребность в транспортной навигации. В нижнем течении Невы регулярно перебрасывались мешавшие кораблям понтонные мосты, поэтому была необходима водная артерия в обход.


Существовало множество планов реализации замысла (см. карту выше). Были даже идеи включить в эту систему Лиговский канал. Но в силу финансовых проблем и растянувшегося процесса выбора наиболее оптимального пути расположения восточного участка канала продолжившееся с 1804 г. строительство затянулось на 30 лет. Однако фактически отделить остров Безымянный от материка в примерно современных границах можно уже в 1811 г., когда Обводный канал соединился с впадающей в Неву речкой Волковкой.

▼ Рис. 6. Введенский канал. Вид с Загородного проспекта. 1934 г.

Малоизвестные острова Санкт-Петербурга. История и современность. 1-я часть I-й части История, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, Длиннопост, География

▼ Рис. 7. Водные артерии, когда-то проходившие по территории современного

Безымянного острова (выделен контуром)

Малоизвестные острова Санкт-Петербурга. История и современность. 1-я часть I-й части История, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, Длиннопост, География

Чуть ранее, в 1807 – 1810 гг. был прорыт Введенский канал, соединивший Обводный канал с Фонтанкой в районе Витебского вокзала. А еще вплоть до 1906 г. Обводный канал ближе к его устью, на месте современной улицы Циолковского, пересекала речка Таракановка. Тем самым получается, что долгое время существовал не один Безымянный остров: в период с 1811 г. до 1906 г. их было три, и два до 1965 – 1971 гг., когда постепенно был засыпан Введенский канал.


В начале 1960-х гг. в Безымянному был присоединен остров Лоцманский (Подзорный), находившийся в месте истока Екатерингофки и устья Фонтанки.

КАНОНЕРСКИЙ ОСТРОВ


Встречалось ли читателю на просторах Интернета видеть атмосферные фотографии вздымающихся над пятиэтажными районами конструкций автострады, уходящих, словно шагающая по водной глади многоножка, куда-то в сторону к виднеющемуся недалеко берегу? Если это так, то Вы уже имеете визуальное представление о «главной достопримечательности» острова Канонерского — эстакады Западного скоростного диаметра, крупной автомагистрали, на значительном своем протяжении проходящей вдоль западных берегов города.

▼ Рис. 8. Эстакада ЗСД над жилыми массивами Канонерского острова

Малоизвестные острова Санкт-Петербурга. История и современность. 1-я часть I-й части История, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, Длиннопост, География

Сам остров Канонерский, будучи частью береговой линии Финского залива, протянулся с северо-востока от устья Большой Невы на юго-запад до ведущего к Морскому порту Петербурга фарватера. На нем, не считая гаражи и пустыри, расположен судоремонтный завод и небольшой жилой микрорайон.


Изначально остров носил финское название Киссаисаари (фин. Kissaisaari — «кошачий остров»). Аналогично по значению его называли и в русском языке — остров Кошачий. Вряд ли он получил такое название из-за засилья сего непривлекательного участка суши усатыми, но в связи с развитием сети оборонительных сооружений вокруг Санкт-Петербурга в начале XVIII в. в северной части острова организуется артиллерийская батарея и испытательный полигон, а сам остров получает официальное название Батарейный. К концу века устанавливается новое название — Канонирский (от франц. canonnier — «пушкарь»). А в начале следующего века оно трансформируется в «Канонерский».


Изменялись со временем и очертания острова. Изначально остров имел округлую менее вытянутую конфигурацию. Вдоль него, отделяясь от островов Гутуевского и Вольного широкой протокой, речкой Батарейкой, располагались еще несколько маленьких островков. Например, на карте 1882 г. [прим.: карта Иванова, ист-к. №7] наиболее крупный из них носит название Подбатарейный.

▼ Рис. 9. Стоянка яхт на берегу Канонерского острова. 1893 – 1897 гг. На заднем плане портовые причалы острова Гутуевского

Малоизвестные острова Санкт-Петербурга. История и современность. 1-я часть I-й части История, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, Длиннопост, География

В связи со строительством в начале 1880-х гг. в данном районе города Морского канала и прилегающих к нему сооружений Морского порта Санкт-Петербурга, конфигурация острова была кардинально изменена. Морской канал, будучи масштабным гидротехническим сооружением, предназначенным для проведения в порт и в акваторию Большой Невы крупных морских судов, представлял из себя широкий и глубокий фарватер с окружавшими его насыпями защитных дамб и укрепленными стилобатами портовых сооружений с подводами всевозможных транспортных коммуникаций. В результате его строительства остров Канонерский приобрел свои современные вытянутые сужающиеся к концам очертания, став западным берегом Морского канала с постепенно развивающимися промышленными и жилыми массивами.

▼ Рис. 10. Остров Канонерский до и после строительства дамбы (слева— 1882 г., справа — 1904 г.). Часть острова была срыта, а небольшой восточный участок стал отдельным Батарейным островом

Малоизвестные острова Санкт-Петербурга. История и современность. 1-я часть I-й части История, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, Длиннопост, География

▼ Рис. 11. Паром, связывавший до 1983 г. Канонерский остров с Гутуевским

Малоизвестные острова Санкт-Петербурга. История и современность. 1-я часть I-й части История, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, Длиннопост, География

До 1983 г. остров был связан с ближайшим островом Гутуевским только с помощью ходившего через фарватер Морского канала парома. В указанном году был открыт связывающий два острова тоннель общей (вместе с порталами) длинной в 924 м и проходящей по нему двухполосной дорогой.


И, наверное, на этом моменте можно было бы закончить повествование по истории Канонерского острова. Уже были разобраны все географические и топонимические изменения, была описана общая история острова, как участка суши. Но необходимо копнуть чуть глубже, больше в специфику того, что «выросло» на поверхности.


Просто сам по себе Канонерский остров (в простонародье «Канонерка», «Канары») — это такой своеобразный градостроительный феномен, который прямо заслуживают отдельного внимания. По нему очень много разных материалов. Да и нельзя «Канонерку» однозначно причислить к группе малоизвестных островов. Остров хоть и изолирован географически, но в последнее время благодаря образовавшейся после строительства эстакады ЗСД некой, как ее называют, «постапокалиптической» атмосфере, приобрел известность, его стали чаще посещать жители города и туристы. Прекрасный вид на Финский залив, обширная, можно сказать, девственная, нетронутая городским и промышленным строительством, южная оконечность острова то и дело «населяется» любителями прогулок и пикников, рыбаками.

▼ Рис. 12. Эстакада ЗСД. Вид снизу (авторское фото)

Малоизвестные острова Санкт-Петербурга. История и современность. 1-я часть I-й части История, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, Длиннопост, География

«Канонерка» состоит из трех частей. Северная оконечность занята Канонерским судостроительным заводом — предприятием, выросшим из ремонтных мастерских для землечерпательных судов, которые использовались при строительстве Морского канала.


Там, где формируется крупное предприятие, выгодно образовать жилой городок заводских рабочих. Так, начиная с 1950-х формируется привычная застройка средней части острова. А завершающими градостроительными элементами стали многоэтажные дома 1980-х, среди которых не обошлось без уникальных объектов по типу дома с трехэтажными квартирами.


Южная, третья, часть представляет из себя постепенно переходящий в заградительную портовую дамбу [косу] пустырь, с зияющим посреди него прудом, разбросанными руинами портовых построек, гаражами.


Вернемся еще раз к тоннелю, который на территории СССР стал первым подземным сооружением, построенным методом опускных секций. В том самом пруду, а точнее доке-шлюзе, в южной части острова, собирались секции тоннеля, которые затем транспортировались по Морскому каналу к месту строительства, опускались на дно, стыковались, из них выкачивали воду, а затем соединенные в единое сооружение секции засыпались слоем грунта и в завершение соединялись с дорожной сетью, образуя полноценный тоннель.

▼ Рис. 13. Канонерский тоннель

Малоизвестные острова Санкт-Петербурга. История и современность. 1-я часть I-й части История, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, Длиннопост, География

Именно создание тоннеля и возможность добраться до находящегося совсем недалеко от центра Канонерского острова поспособствовало превращению данной части города из закрытого ориентированного на одноименный судостроительный завод микрорайона в полноценную составляющую городского пространства, пусть и несколько обособленную, сохраняющую свою самобытность и всячески своеобразную.

ГУТУЕВСКИЙ ОСТРОВ


Гутуевский остров — крупный остров в юго-западной части дельты Невы, соседствующий с западной стороны, через Морской канал, с Канонерским. Первоначальное его названием было Витсасаари (фин. Vitsasaari — «кустарниковый остров»). Были и другие названия: Круглый, Приморский, Св. Екатерины, Незаселенный. С основанием Санкт-Петербурга началось постепенное освоение территории острова. Закрепившееся название Новосильцева острова в середине-конце XVIII в. сменилось в связи со сменой владельца. Им стал купец-судостроитель и основатель местного пивоваренного завода Конон Гуттуев, а остров стал называется по фамилии владельца — Гуттуев. Со временем название поменялось на Гутуевский.

▼ Рис. 14. Топонимы территории грузового порта Санкт-Петербурга (источник: https://giper.livejournal.com/457093.html). Остров Гутуевский хорошо виден в правой верхней части изображения

Малоизвестные острова Санкт-Петербурга. История и современность. 1-я часть I-й части История, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, Длиннопост, География

В сер. XIX – 2-й половине XIX в. Гутуевский остров, а точнее его северная часть, стала одним из центров размещения портовых предприятий города. В 70-х – 80-х гг. остров стал одним из центров нового Морского порта Санкт-Петербурга.

Рис. 15. Вид сверху на Морской грузовой порт Санкт-Петербурга. Гутуевский остров в центре

Малоизвестные острова Санкт-Петербурга. История и современность. 1-я часть I-й части История, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, Длиннопост, География

▼  Рис. 16. Портовые причалы на Гутуевском острове на берегу Морского канала. 1926 г.

Малоизвестные острова Санкт-Петербурга. История и современность. 1-я часть I-й части История, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, Длиннопост, География

Начавшись в XIX в., развитие промзон продолжилось семимильными шагами. Сейчас данный участок суши достаточно непримечателен: бесконечные портовые сооружения сменяются другими промышленными объектами. В северной части расположился жилой микрорайон. И лишь единичные архитектурные сооружения могут зацепить глаз наблюдателя.

▼ Рис. 17. Изменения Гутуевского острова (слева— 1810 г., справа — 1904 г.)

Малоизвестные острова Санкт-Петербурга. История и современность. 1-я часть I-й части История, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, Длиннопост, География

Но нам в контексте этой статьи интересно еще и то, как остров менялся в очертаниях. И Гутуевский будет, наверное, рекордсменом по количеству и характеру этих изменений. Не хочется заранее сильно опережать содержание следующей статьи, которая должна быть посвящена исчезнувшим островам Петербурга, где подробнее будут разобраны все изменения: перечислены многочисленные острова, вошедшие в состав Гутуевского, многочисленные реки и каналы, что протекали или сооружались с разными целями и прекращали свое существование по разным причинам. Поэтому пока скажем лишь одно: территория острова постепенно расширялась относительно первоначальной и возросла в несколько раз, что сейчас позволяет Гутуевскому острову при площади в 3 кв. км занимать 6-е место по площади среди всех островов Невской дельты.

▼ Рис. 18. Богоявленская церковь на набережной реки Екатерингофки (авторское фото)

Малоизвестные острова Санкт-Петербурга. История и современность. 1-я часть I-й части История, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, Длиннопост, География

БЕЛЫЙ ОСТРОВ


Еще один остров в приморской части Кировского района Петербурга. Расположен к северо-западу от соседнего Канонерского острова, с которым связан мостом, и имеет площадь в 55 га. Вдоль западной оконечности окаймлен эстакадой Западного скоростного диаметра. Остров полностью занят очистными сооружениями.

▼ Рис. 19. Вид на Белый остров и северную часть Канонерского во время строительства ЗСД

(фото: Станислав Забурдаев)

Малоизвестные острова Санкт-Петербурга. История и современность. 1-я часть I-й части История, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, Длиннопост, География

▼ Аэрофотоснимок северо-восточной акватории Невской губы 1943 г. В нижней левой части снимка видна обнажившаяся Белая мель

Малоизвестные острова Санкт-Петербурга. История и современность. 1-я часть I-й части История, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, Длиннопост, География

▼ Рис. 20. Строительство очистных сооружений на острове Белом. 1974 г.

Малоизвестные острова Санкт-Петербурга. История и современность. 1-я часть I-й части История, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, Длиннопост, География

До 60-х годов ХХ в. на месте острова была расположена так называемая Белая мель со средней глубиной всего в полтора метра. Было принято решение создать здесь намывную территорию, на которой в последствии в 1966 г. началось строительство мощных очистных сооружений Центральной станции аэрации.


Продолжение следует . . .

Автор: Марк Ищенко

26 июля 2022 г.


Использованные источники:

см. в след. частях


Другие статьи автора:

«Искажённое Каспийское море на старых картах или «сказ» о том, как картографы прошлого одно озеро рисовали

«Узбой — потерянная связь между Аралом и Каспием»

«Аральское море пересыхало в Средние века»