Личные впечатления длительного автопутешествия на кемпере

Давно мечтал о путешествии в автодоме, читал форумы, но годами всё как-то не складывалось. Вплоть до 2023, когда осенью совпало сразу несколько факторов – друзьям надо было перегнать недавно купленный автодом из Германии в Испанию, а у меня выдался свободный период, еще действующий шенген и огромное желание испробовать большой современный автомобиль, предназначенный для постоянного проживания.

Личные впечатления длительного автопутешествия на кемпере Путешественники, Дом на колесах, Длиннопост, Кемпинг

В начале октября 2023 я через Турцию вылетел в Базель (Швейцария), откуда региональными поездами добрался до Кобленца и далее уже до Нассау. Кстати, hint: day ticket на любой региональный поезд в Германии в течение дня стоит 44 евро. Если же покупать в лоб (система дает скоростные экспрессы), то ценник будет втрое (110..120 евро). В моем случае я решил сэкономить 80 евро и ехать 7,5 часов вместо 6. Машину получил уже совсем поздно вечером c пробегом 43 580км. Поскольку все магазины в Германии уже закрывались (в 20 часов), то пришлось без особого ознакомления стартовать с лесной стоянки, где немцы держат свои автодома и прицепы и, скоростным образом, купив чего поесть по мелочи, переехать и запарковаться километров через пять около дома владельца в небольшой деревушке.

Личные впечатления длительного автопутешествия на кемпере Путешественники, Дом на колесах, Длиннопост, Кемпинг

О машине. Это автодом от Sun living, модель A75DP (ссылка: https://www.sun-living.com/product-selector?gama=a-series&detailId=45). По каталогу рассчитана аж на 6 человек (не то чтобы вранье, но явно будет неудобно), но вот для одной семьи с двумя (а то и тремя) детьми – это как раз супер! Длина – почти 7,5 метров, ширина 2,4 метра, а вот высота 3,1м (о чем будет пара отдельных отступлений чуть ниже). Ручная КПП. Идеальный автодом для ОДНОЙ семьи. База собрана на основе Fiat Ducato с дизельным двигателем под 150 л.с. Зона вождения, зона сна, кухня, санузел, микро-гостиная.

Личные впечатления длительного автопутешествия на кемпере Путешественники, Дом на колесах, Длиннопост, Кемпинг

Фото с всевозможных ракурсов можно посмотреть в буклете выше по ссылке.

Личные впечатления длительного автопутешествия на кемпере Путешественники, Дом на колесах, Длиннопост, Кемпинг

Здесь только общее фото с водительского места

Отмечу, что в любом профессионально сделанном автодоме есть автономное отопление, источником энергии для которого служит газовый баллон. Также всегда есть холодильник с морозилкой (который на стоянке работает от электроснабжения, а в автономе – от газового баллона) и газовая плита. Что касается газовых баллонов – их в Европе 4 (четыре) разных типа: немецкий (серый, 27 евро), испанский (красный, 13 евро), французский и итальянский. В этом есть некоторая сложность для путешествий, ибо стандартная замена баллона на заправке может превратиться в неразрешимый квест, если Вы об этом не подумали заранее. Ну или не знали. Решением будет являться использование баллонов предпочтительной страны пребывания. Штатных мест для них – бокс на 2 баллона, но видимо придется возить с собой и третий. У меня было два немецких и один испанский.

Личные впечатления длительного автопутешествия на кемпере Путешественники, Дом на колесах, Длиннопост, Кемпинг

Это немецкий баллон

Само вождение сложностей никаких не представляет, если чувствуешь габариты (ну или часто ездил с прицепом). У меня опыт около 800 тыс. км. с 1996 года на десятках всевозможных устройств, в том числе и с прицепами, грузами и т.д. Забегая вперед, скажу, что маршрут получился Германия – Люксембург – Германия – Австрия – Лихтенштейн – Швейцария - Италия – Франция – Андорра – Испания. При этом часто границу некоторых стран пришлось пересекать по нескольку раз, так как навигатор именно так прокладывал путь. 38 дней, 4500+ км, 10 стран, множество пересечений границ, проезд через перевалы Альп и Пиреней на высотах выше 2км. Шел с севера на юг: две декады октября и две декады ноября. Почти как перелетная птица, ибо очень часто в день отъезда погода портилась, температура падала и начинался дождь. В Альпах я пару дней формально нарушал, так как наступал период (в октябре), в который водитель обязан иметь с собой в горах цепи противоскольжения, а в Пиренеях успел проехать перевал до наступления аналогичного срока (ноябрь). Но буду идти по порядку, отвлекаясь на пояснения базовых кемперских вещей.

Личные впечатления длительного автопутешествия на кемпере Путешественники, Дом на колесах, Длиннопост, Кемпинг

Перевал Passo dello Spluga между Швейцарией и Италией, напрочь безлюдный. Высота 2114м

Стоит начать с навигатора. Самое простое, конечно, использовать Гугл. Он умеет строить маршрут для любого легкового автомобиля с учетом платных дорог и паромов. Но этого мало для кемпера. Я в этот раз использовал приложение Waze у которого есть множество плюсов: учет платных дорог, паромов, автострад, дорог с плохим покрытием. Можно ставить мотоцикл и легковой автомобиль. Он учитывает скорость (это важно для штрафов) и пробки. Также у него есть база по дорогам, где необходимы виньетки (автострады Австрии и Швейцарии) и активно строится база по экологическим классам. Минус у навигатора Waze тоже есть – отсутствие данных по высотам. И пару раз наткнувшись на знак ограничение по высоте ниже 3,1м, приходилось разворачиваться, ставя метку «отсутствие проезда». Если кто знает навигатор с контролем высоты мостов и иных пересечений – дайте знать.

Личные впечатления длительного автопутешествия на кемпере Путешественники, Дом на колесах, Длиннопост, Кемпинг

Такой проезд вполне может встретиться на пути

Личные впечатления длительного автопутешествия на кемпере Путешественники, Дом на колесах, Длиннопост, Кемпинг

А в такие городки вообще противопоказано заезжать на кемперах

Об экологических классах. Во многих странах Европы разное законодательство, разные наклейки, экологические классы, разные правила и разное отношение к ним самих жителей. Получение самой наклейки как правило процедура недорогая, но ей надо заморочиться, если хочется ездить «где хочешь». У меня была машина на немецких номерах и так как с современным дизельным двигателем, то с высоким экологическим зеленым классом 4 и в Германии можно было ездить почти везде. Во Франции же центры многих городов закрыты (на кемпере в центр любого старого города не стоит соваться), хотя по состоянию на ноябрь 2023 года за этим никто пока особо не следит. Например, наш хозяин кемпинга под Греноблем несколько пренебрежительно отозвался о наклейках и подтвердил, что нельзя, но «все ездят». Я счел, что правила пока не устоялись, а контроля мало. Сама распространенность наклеек средняя. В Испании всем вообще начихать, хотя официально зоны введены в Мадриде и Барселоне. Там же, где катался я, они пока не появились. Надеюсь, что европейцы все же родят некую единую систему экологических классов и единый подход для всего ЕС.

Личные впечатления длительного автопутешествия на кемпере Путешественники, Дом на колесах, Длиннопост, Кемпинг

Это случайно попавшийся автомобиль, но набор наклеек показателен. У меня была только зеленая немецкая.

В первую ночь я изучал кемпер, узнал, что давление водяного насоса на ночь надо выключать (равно и вообще, когда он не нужен). Примерно неделя ушла на то, чтобы начать чувствовать ресурсы: насколько еще запаса чистой воды (80..100 литров) хватит, когда надо сливать серую воду и опорожнять черную. В первую же ночь в фургоне что-то начало ритмично бумкать. Какой-то сигнал тревоги. Что такое? В чем дело? Везде посмотрел - непонятненько... Открыл дверь - ан вон что... Это в церкви какой-то на горе колокол часы отбивает..:)

Личные впечатления длительного автопутешествия на кемпере Путешественники, Дом на колесах, Длиннопост, Кемпинг

Панель управления автодомом. Насос запитан, ээлектричества мало, зарядка не производится

Для тех, кто кемпер видел только на картинке, кратко поясню, что надо контролировать кроме дизтоплива в автодоме:

  • Электричество. В ходе поездки опытным путем выяснилось, что электричество надо пополнять не реже чем раз в трое суток (две ночи в автономе, а на третью зарядиться), а также, что энергосистемы двигателя и кемпера – разные. То есть даже если на третьи сутки автонома я буду ехать хоть целый день разряженному аккумулятору кемпера это никак не поможет. Это минус. Кстати, единственная в салоне розетка 220В (а значит и ноут) работает только от внешней электросети. Это второй минус. Так что в собственном кемпере необходимы либо 2-3 кв.м. солнечных батарей на крыше, либо система подзарядки от аккумулятора автомобиля.

  • Вода чистая. Используется в мойке на кухоньке, раковине в санузле, унитазе и душе. Объем – что-то около 100л. Хватает на несколько дней без проблем (одному). При наличии запасных 10-литровых баклаг в грузовом отсеке можно даже и не думать. Заправлять шлангом в бесплатных или платных местах, либо можно залить из баклаги из салона.

  • Вода серая (waste water). Это слив из обоих раковин и душа. То есть обычная вода чуть-чуть с мылом. Сливается из трубы с задней части кемпера в специально оборудованных местах, которых огромное количество. Впрочем там ничего неэкологичного нет, при необходимости и в диких местах можно и на землю.

  • Вода грязная (black water). Это специальный бокс для унитаза, который практически герметичен. При использовании по назначению у унитаза сдвигается рычажок, делаются все дела, и закрывается обратно. Сама кассета вытаскивается снаружи и опорожняется опять же в специально оборудованных местах, в том числе и на АЗС. Часто бесплатно. В поездках стоит опорожнять каждые двое суток.

  • Газовые баллоны. Всегда стоит иметь запасной баллон. Иначе отключится холодильник и отопление, а ночью может быть холодно. Например, в Альпах в середине октября уже заморозки.

  • Жидкость AdBlue для дизеля. Каждые 2000км. Самая дешевая – на АЗС из колонок для грузовых авто.

После пары недель в поездке, остаток этих ресурсов чувствуются интуитивно.

Личные впечатления длительного автопутешествия на кемпере Путешественники, Дом на колесах, Длиннопост, Кемпинг

Как выглядит горнолыжный склон в несезон. В непосредственности близости от перевала Col du Petit-Saint-Bernard (маленький Сен-Бернар, высота 2188м). Это между Италией и Францией. И да - именно из этих места пошла порода огромных собак породы сенбернар

Продолжение следует --> Личные впечатления от автопутешествия на кемпере, часть 2

Лига путешественников

24.9K поста53.3K подписчика

Правила сообщества

1) Больше времени проводите со своими близкими, особенно с родителями.

2) Видео приемлемы исключительно в качестве поддержки основной части поста, репосты влогов из ютуба удаляются.

3) Старайтесь всегда быть вежливыми, поверьте — это качество еще никогда никому не сделало плохо.


А вообще, если вы читаете внутренние правила сообщества на сайте, где есть основные правила, которые вы, наверняка, уже прочитали, то почитайте заодно еще и правила провоза багажа в японских авиалиниях или правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы


Рекомендация: указывайте в тегах географическое положение.