Личные впечатления длительного автопутешествия на кемпере
Давно мечтал о путешествии в автодоме, читал форумы, но годами всё как-то не складывалось. Вплоть до 2023, когда осенью совпало сразу несколько факторов – друзьям надо было перегнать недавно купленный автодом из Германии в Испанию, а у меня выдался свободный период, еще действующий шенген и огромное желание испробовать большой современный автомобиль, предназначенный для постоянного проживания.
В начале октября 2023 я через Турцию вылетел в Базель (Швейцария), откуда региональными поездами добрался до Кобленца и далее уже до Нассау. Кстати, hint: day ticket на любой региональный поезд в Германии в течение дня стоит 44 евро. Если же покупать в лоб (система дает скоростные экспрессы), то ценник будет втрое (110..120 евро). В моем случае я решил сэкономить 80 евро и ехать 7,5 часов вместо 6. Машину получил уже совсем поздно вечером c пробегом 43 580км. Поскольку все магазины в Германии уже закрывались (в 20 часов), то пришлось без особого ознакомления стартовать с лесной стоянки, где немцы держат свои автодома и прицепы и, скоростным образом, купив чего поесть по мелочи, переехать и запарковаться километров через пять около дома владельца в небольшой деревушке.
О машине. Это автодом от Sun living, модель A75DP (ссылка: https://www.sun-living.com/product-selector?gama=a-series&detailId=45). По каталогу рассчитана аж на 6 человек (не то чтобы вранье, но явно будет неудобно), но вот для одной семьи с двумя (а то и тремя) детьми – это как раз супер! Длина – почти 7,5 метров, ширина 2,4 метра, а вот высота 3,1м (о чем будет пара отдельных отступлений чуть ниже). Ручная КПП. Идеальный автодом для ОДНОЙ семьи. База собрана на основе Fiat Ducato с дизельным двигателем под 150 л.с. Зона вождения, зона сна, кухня, санузел, микро-гостиная.
Фото с всевозможных ракурсов можно посмотреть в буклете выше по ссылке.
Здесь только общее фото с водительского места
Отмечу, что в любом профессионально сделанном автодоме есть автономное отопление, источником энергии для которого служит газовый баллон. Также всегда есть холодильник с морозилкой (который на стоянке работает от электроснабжения, а в автономе – от газового баллона) и газовая плита. Что касается газовых баллонов – их в Европе 4 (четыре) разных типа: немецкий (серый, 27 евро), испанский (красный, 13 евро), французский и итальянский. В этом есть некоторая сложность для путешествий, ибо стандартная замена баллона на заправке может превратиться в неразрешимый квест, если Вы об этом не подумали заранее. Ну или не знали. Решением будет являться использование баллонов предпочтительной страны пребывания. Штатных мест для них – бокс на 2 баллона, но видимо придется возить с собой и третий. У меня было два немецких и один испанский.
Это немецкий баллон
Само вождение сложностей никаких не представляет, если чувствуешь габариты (ну или часто ездил с прицепом). У меня опыт около 800 тыс. км. с 1996 года на десятках всевозможных устройств, в том числе и с прицепами, грузами и т.д. Забегая вперед, скажу, что маршрут получился Германия – Люксембург – Германия – Австрия – Лихтенштейн – Швейцария - Италия – Франция – Андорра – Испания. При этом часто границу некоторых стран пришлось пересекать по нескольку раз, так как навигатор именно так прокладывал путь. 38 дней, 4500+ км, 10 стран, множество пересечений границ, проезд через перевалы Альп и Пиреней на высотах выше 2км. Шел с севера на юг: две декады октября и две декады ноября. Почти как перелетная птица, ибо очень часто в день отъезда погода портилась, температура падала и начинался дождь. В Альпах я пару дней формально нарушал, так как наступал период (в октябре), в который водитель обязан иметь с собой в горах цепи противоскольжения, а в Пиренеях успел проехать перевал до наступления аналогичного срока (ноябрь). Но буду идти по порядку, отвлекаясь на пояснения базовых кемперских вещей.
Перевал Passo dello Spluga между Швейцарией и Италией, напрочь безлюдный. Высота 2114м
Стоит начать с навигатора. Самое простое, конечно, использовать Гугл. Он умеет строить маршрут для любого легкового автомобиля с учетом платных дорог и паромов. Но этого мало для кемпера. Я в этот раз использовал приложение Waze у которого есть множество плюсов: учет платных дорог, паромов, автострад, дорог с плохим покрытием. Можно ставить мотоцикл и легковой автомобиль. Он учитывает скорость (это важно для штрафов) и пробки. Также у него есть база по дорогам, где необходимы виньетки (автострады Австрии и Швейцарии) и активно строится база по экологическим классам. Минус у навигатора Waze тоже есть – отсутствие данных по высотам. И пару раз наткнувшись на знак ограничение по высоте ниже 3,1м, приходилось разворачиваться, ставя метку «отсутствие проезда». Если кто знает навигатор с контролем высоты мостов и иных пересечений – дайте знать.
Такой проезд вполне может встретиться на пути
А в такие городки вообще противопоказано заезжать на кемперах
Об экологических классах. Во многих странах Европы разное законодательство, разные наклейки, экологические классы, разные правила и разное отношение к ним самих жителей. Получение самой наклейки как правило процедура недорогая, но ей надо заморочиться, если хочется ездить «где хочешь». У меня была машина на немецких номерах и так как с современным дизельным двигателем, то с высоким экологическим зеленым классом 4 и в Германии можно было ездить почти везде. Во Франции же центры многих городов закрыты (на кемпере в центр любого старого города не стоит соваться), хотя по состоянию на ноябрь 2023 года за этим никто пока особо не следит. Например, наш хозяин кемпинга под Греноблем несколько пренебрежительно отозвался о наклейках и подтвердил, что нельзя, но «все ездят». Я счел, что правила пока не устоялись, а контроля мало. Сама распространенность наклеек средняя. В Испании всем вообще начихать, хотя официально зоны введены в Мадриде и Барселоне. Там же, где катался я, они пока не появились. Надеюсь, что европейцы все же родят некую единую систему экологических классов и единый подход для всего ЕС.
Это случайно попавшийся автомобиль, но набор наклеек показателен. У меня была только зеленая немецкая.
В первую ночь я изучал кемпер, узнал, что давление водяного насоса на ночь надо выключать (равно и вообще, когда он не нужен). Примерно неделя ушла на то, чтобы начать чувствовать ресурсы: насколько еще запаса чистой воды (80..100 литров) хватит, когда надо сливать серую воду и опорожнять черную. В первую же ночь в фургоне что-то начало ритмично бумкать. Какой-то сигнал тревоги. Что такое? В чем дело? Везде посмотрел - непонятненько... Открыл дверь - ан вон что... Это в церкви какой-то на горе колокол часы отбивает..:)
Панель управления автодомом. Насос запитан, ээлектричества мало, зарядка не производится
Для тех, кто кемпер видел только на картинке, кратко поясню, что надо контролировать кроме дизтоплива в автодоме:
Электричество. В ходе поездки опытным путем выяснилось, что электричество надо пополнять не реже чем раз в трое суток (две ночи в автономе, а на третью зарядиться), а также, что энергосистемы двигателя и кемпера – разные. То есть даже если на третьи сутки автонома я буду ехать хоть целый день разряженному аккумулятору кемпера это никак не поможет. Это минус. Кстати, единственная в салоне розетка 220В (а значит и ноут) работает только от внешней электросети. Это второй минус. Так что в собственном кемпере необходимы либо 2-3 кв.м. солнечных батарей на крыше, либо система подзарядки от аккумулятора автомобиля.
Вода чистая. Используется в мойке на кухоньке, раковине в санузле, унитазе и душе. Объем – что-то около 100л. Хватает на несколько дней без проблем (одному). При наличии запасных 10-литровых баклаг в грузовом отсеке можно даже и не думать. Заправлять шлангом в бесплатных или платных местах, либо можно залить из баклаги из салона.
Вода серая (waste water). Это слив из обоих раковин и душа. То есть обычная вода чуть-чуть с мылом. Сливается из трубы с задней части кемпера в специально оборудованных местах, которых огромное количество. Впрочем там ничего неэкологичного нет, при необходимости и в диких местах можно и на землю.
Вода грязная (black water). Это специальный бокс для унитаза, который практически герметичен. При использовании по назначению у унитаза сдвигается рычажок, делаются все дела, и закрывается обратно. Сама кассета вытаскивается снаружи и опорожняется опять же в специально оборудованных местах, в том числе и на АЗС. Часто бесплатно. В поездках стоит опорожнять каждые двое суток.
Газовые баллоны. Всегда стоит иметь запасной баллон. Иначе отключится холодильник и отопление, а ночью может быть холодно. Например, в Альпах в середине октября уже заморозки.
Жидкость AdBlue для дизеля. Каждые 2000км. Самая дешевая – на АЗС из колонок для грузовых авто.
После пары недель в поездке, остаток этих ресурсов чувствуются интуитивно.
Как выглядит горнолыжный склон в несезон. В непосредственности близости от перевала Col du Petit-Saint-Bernard (маленький Сен-Бернар, высота 2188м). Это между Италией и Францией. И да - именно из этих места пошла порода огромных собак породы сенбернар
Продолжение следует --> Личные впечатления от автопутешествия на кемпере, часть 2
Лига путешественников
24.9K поста53.3K подписчика
Правила сообщества
1) Больше времени проводите со своими близкими, особенно с родителями.
2) Видео приемлемы исключительно в качестве поддержки основной части поста, репосты влогов из ютуба удаляются.
3) Старайтесь всегда быть вежливыми, поверьте — это качество еще никогда никому не сделало плохо.
А вообще, если вы читаете внутренние правила сообщества на сайте, где есть основные правила, которые вы, наверняка, уже прочитали, то почитайте заодно еще и правила провоза багажа в японских авиалиниях или правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы
Рекомендация: указывайте в тегах географическое положение.