Летучие змеи, говорящие головы и желчь черной собаки: краткая история некромантии (1/2)

Некромантия — древнее искусство общения с мертвыми, по сей день вызывающее неподдельный интерес у самой широкой аудитории (см. шоу «Битва экстрасенсов»). Удивляться тут в общем нечему: ведь, несмотря на все наши смартфоны и тиктоки, о загробном мире мы по-прежнему знаем гораздо меньше, чем хотелось бы. Специально для любознательных читателей «Ножа» эзотериолог Анастасия Новикова рассказывает о том, когда появилась и как развивалась некромантия, а также о том, какие цели преследовали не сказочные, но самые настоящие некроманты древности и современности.


Что такое некромантия и для чего ее использовали?


Несмотря на суффикс -мантия (-mantia), характерный для обозначения различных гаданий, некромантия не сосредотачивается лишь на получении предсказаний. С ее помощью нередко пытались воздействовать на мир, то есть творить различного рода магию. Наиболее популярны привороты и проклятия. Но всё же в большинстве случаев мертвых вызывали, чтобы пообщаться с ними.


Важным отличием некромантии от других видов общения с мертвыми (например, от спонтанных проявлений призраков) является то, что некромант всегда действует намеренно.


Даже если призрак пробудился сам и начал доставлять беспокойство живым, необходим его повторный вызов. Так призрак становился более «безопасным» и склонным к общению, что позволяет понять, чем конкретно он недоволен, и успокоить его.


Кстати, именно с успокоением призраков связаны первые текстовые рецепты некромантических ритуалов, оставленные нам шумеро-аккадской цивилизацией. Призрак здесь воспринимался как однозначно опасный, способный причинить вред и даже смерть тому, кто его видит или слышит: «Если дух кричит в доме человека, будет смерть в доме человека. Если злой дух (?) приходит в дом человека, необходимо предотвратить приближение зла (если это зло присуще духу) к человеку или его дому». Уже в середине II тысячелетия до н. э. в письменных источниках упоминаются профессионалы, способные справиться с таким вредоносным духом. Они названы muselu etemmi, что сопоставимо одновременно с понятиями «некромант» и «экзорцист». Более поздний источник, относящийся к I тысячелетию до н. э., упоминает женщин-некромантов — muselitum.

Летучие змеи, говорящие головы и желчь черной собаки: краткая история некромантии (1/2) Магия, Некромантия, История, Длиннопост


Табличка с некромантическим заклинанием (BM36703), I тысячелетие до н. э. Источник: Finkel I. L., Necromancy in Ancient Mesopotamia // Archiv für Orientforschung (AfO) / Institut für Orientalistik — 29/30. Bd (1983/1984), p. 1–17


Несмотря на страх перед призраками, шумеры всё-таки призывали умерших. Об этом нам рассказывает один из самых древних и объемных литературных источников — «Эпос о Гильгамеше». Бог Нергал по просьбе главного героя эпоса — Гильгамеша — выводит из царства мертвых дух его друга и соратника Энкиду. На нескольких дошедших до нас глиняных табличках изложены рецепты вызова умерших. На одной из них перечисляются имена вредящих духов, вероятно, для того, чтобы не призвать случайно кого-нибудь из них. Другие предостерегают от крика призрака, который может навредить. Защитой от него служила растертая в порошок черепица, взятая с погребального кургана.

Летучие змеи, говорящие головы и желчь черной собаки: краткая история некромантии (1/2) Магия, Некромантия, История, Длиннопост

Гильгамеш и Энкиду


Кстати, об ингредиентах, использовавшихся в ритуалах призывания умерших. Часть из них выглядит вполне нормально: дым можжевельника и серы, масло, мед, вино, лучшее пиво. Но наравне с ними упоминаются помет дикого быка и медведя, растолченные куропатки и степные сверчки, жир змеи, льва и краба, кишки лягушки, гнилая древесина и проч. Другая табличка сообщает нам о возможности видеть духа и беседовать с ним, находясь в экстатическом состоянии. Для входа в него предлагалось намазать глаза специальной мазью или маслом, изготовленным из костей человека и собаки, фекалий волка, испорченного жира, гноя черной собаки и смолы кедра.


Достаточно часто в рецептах используются черепа, в основном как вместилища для вызванного духа. Не имело значения, кому раньше принадлежал используемый череп, в него мог вселиться любой дух. Череп вообще занимает важное место в ассирийских магических обрядах — его используют и для наведения порчи, и для лечения.


Истоки некромантии: подвешенные черепа и гипсовые маски

Летучие змеи, говорящие головы и желчь черной собаки: краткая история некромантии (1/2) Магия, Некромантия, История, Длиннопост

Гёбекли Тепе (Турция)


Хотя упомянутые рецепты можно считать наиболее старыми из дошедших до нас, сама некромантия намного старше этих записей: свидетельства ее существования были обнаружены археологами на территории межплеменного храмового комплекса Гёбекли Тепе («Пузатый холм»), строительство которого началось около X века до н. э. Его здания напоминают широко известный Стоунхендж. Предполагается, что здесь практиковалось так называемое воздушное погребение: на одной из колонн комплекса изображены обезглавленные тела людей, которые уносят птицы. Эти изображения дополняют многочисленные находки черепов, использование которых было достаточно разнообразным. Некоторые из них обнаружены в мусорных отвалах. Несколько черепов найдено под колоннами и стенами. Это напоминает о «закладной жертве», или «строительном прикладе». Но наиболее интересной находкой стали фрагменты трех черепов, которые, судя по сохранившимся следам, подвешивались при помощи специальных бороздок и отверстий. Исследователи предполагают, что при помощи этих черепов предсказывали будущее, то есть практиковали некромантию. Комплекс, судя по сохранившимся следам постоянного проживания при нем небольшой группы людей, обслуживали выделившиеся профессионалы — жрецы или священники.


В этом же регионе встречаются человеческие черепа, моделированные гипсом и украшенные различными предметами. Иногда для них даже изготавливали подобие тел из гипса и глины. Мы не знаем, какую функцию выполняли эти черепа, но версия о том, что они могли быть своеобразными портретами выдающихся и уважаемых предков, опровергается тем фактом, что использованные черепа часто принадлежат достаточно молодым людям, а то и вовсе чужакам. Складывается впечатление, что важнее была форма черепа, чем личность того, кому он принадлежал. Предпочтение отдавали широколицым, некоторые черепа были намеренно деформированы еще при жизни.

Летучие змеи, говорящие головы и желчь черной собаки: краткая история некромантии (1/2) Магия, Некромантия, История, Длиннопост

Маска из Нахаль-Хемар. Докерамический неолит


Не менее интересными находками стали известняковые маски из пещеры Нахаль-Хемар (Израиль). Вместе с ними были обнаружены несколько черепов, моделированных гипсом, по повреждениям на которых археологи установили, что эти маски крепились на черепах. Возможно, они были сделаны, чтобы защититься от какой-то сверхъестественной силы, по мнению их создателей, обитающей в черепах. Сопутствующие находки позволяют предположить, что с помощью этих масок живой человек мог временно «перевоплощаться» в умершего, то есть становиться посредником между мертвыми и живыми.


Уже в те далекие времена люди не только советовались с мертвыми, но и использовали их силу. Умерших связывали с богатством и плодородием. В поселении Нахаль-Орен сохранились выступающие над землей перевернутые каменные ступы, ранее служившие для растирания зерна, а в дальнейшем использованные для погребения умерших. Возраст некоторых из них составляет около 12 тысяч лет. Эти своеобразные надгробия можно увидеть по сей день. Нужно понимать, что процесс изготовления таких ступ был весьма трудоемким, тем не менее их предпочитали «отдать» умершим. На этом же кладбище было найдено большое количество предметов, изображающих мужские половые органы. Возможно, таким способом потомки просили у умерших предков обеспечить роду плодородие и процветание.


Древний Египет: деловые отношения и иерархия мертвых


Доисторический период заложил основы многих явлений. К сожалению, из-за отсутствия письменности в то время нам приходится строить лишь предположения о нем. Зато первые цивилизации оставили нам письменные источники. Об одной из них мы уже упоминали, теперь посмотрим на Древний Египет, трепетное отношение которого к своим умершим хорошо известно. Мумии также широко используются в массовой культуре как воплощение образа ходячих мертвецов, часто наделенных особой магической силой. Но какова на самом деле была некромантия Древнего Египта?


Уже в эпоху Древнего царства (XXVIII — середина XXIII века до н. э.) египтяне верили, что власть, которой человек обладал при жизни, сохраняется и после смерти. В текстах, написанных на стенах гробниц, от имени умершего говорится о его привилегированном положении, которое проявляется в знании особых заклинаний, доступе в зал божественного суда, способности наказывать недоброжелателей и давать защиту тем, кто его почитает.


В эпоху Среднего царства (2040–1783 или 1640 год до н. э.) в Элефантине вокруг царского наместника Хекаиба сложился целый культ: в обмен на щедрые дары умерший мог поспособствовать исполнению просьбы.


В эпоху Нового царства (1550–1069 годы до н. э.) существовал культ царского сановника Имхотепа, покровителя писцов, который давал ответы на вопросы, являясь к просителю во сне. Надписи на стелах, посвященных царскому сановнику и архитектору Аменхотепу, сыну Хапу, гласили: «О, люди Карнака, желающие узреть Амона, придите ко мне. Я передам ваши просьбы, ибо я — заступник перед этим богом». В Дейр-эль-Медине вопросы можно было задать самому умершему фараону. Аменхотеп I (правил приблизительно в 1525–1504 годах до н. э.) давал ответы посредством движения носилок, на которых выносили его статую. Впрочем, ответами на вопросы подданных он не ограничивался. Сохранился текст его наставлений наследнику — с рассказом о загробном мире, а также советами по управлению государством и предсказанием грядущего восстания.

Летучие змеи, говорящие головы и желчь черной собаки: краткая история некромантии (1/2) Магия, Некромантия, История, Длиннопост

Статуя фараона Аменхотепа I


Что же интересовало древних египтян? В основном в обращениях к умершим содержатся бытовые просьбы (лечение, заступничество, в том числе перед высшими силами, решение семейных проблем, поддержка и помощь в предстоящих делах, привлечение удачи) и вопросы (поиск вора, принятие решения при важном выборе). Также умерших могли привлекать к борьбе с другими умершими, представлявшими угрозу для определенного человека или всего его дома. В этом случае «своего» умершего активно поддерживали, а «чужого» пытались изгнать, лишить сил и уничтожить окончательно. Для таких дел использовались семейные покровители, в роли которых выступали умершие главы семейных поместий. Отношения с ними строились на основании договора, заключенного между живыми и умершими. Мертвых, которые плохо выполняли свои обязательства по охране домочадцев, могли упрекать в письмах в нарушении такого договора.


Важно понимать, что умершие в Древнем Египте воспринимались как постоянно активные и, соответственно, не нуждающиеся в ритуалах призыва, лишь в постоянном поддержании их гробниц и кормлении (принесении даров). А вот более поздние источники, относящиеся к эллинистическому Египту, сохранили рецепты вызывания умерших. Например, Лейденский папирус (III век) описывает, как вызвать дух при помощи сосуда. Согласно рецепту, он должен войти в этот сосуд и отвечать из него. Здесь явно прослеживается параллель с сосудами-черепами, не лишним будет вспомнить и царя Соломона, загоняющего демонов в медный сосуд и подчиняющего их. Также в рецепте описаны дополнительные ингредиенты. Используются специальные камни (они подбираются в зависимости от причины смерти того, кого хотят вызвать), которые помещают на угли. К камням могут быть добавлены сердце гиены или зайца, ослиный навоз и амулет Нефтиды. Для изгнания духов рекомендуется использовать обезьяньи фекалии. Большой Парижский магический папирус (IV век) также содержит описания нескольких ритуалов некромантии, в том числе использующих черепа, ослиную шкуру, чернила, изготовленные из ювелирной золы и крови осла, угря или ястреба.


Древняя Греция и Рим: ужасные ведьмы и благородные некроманты


В греческой некромантии популярными животными считались черные бараны и овцы, а также тельцы и коровы. Именно их приносит в жертву над ямой Одиссей, желая говорить с мертвыми. Кстати, этот фрагмент «Одиссеи» считается наиболее древним. Некромантия в Древней Греции была хорошо развита и достаточно разнообразна. Сам термин «некромантия», хоть и дошел до нас благодаря работам уже христианских авторов, имеет греческое происхождение. Контакты с умершими в Греции называли также некиомантией (произведенным от греческого «труп» или «жертва умершему»), скиомантией (от «тень»), психомантией (от «душа»).

Летучие змеи, говорящие головы и желчь черной собаки: краткая история некромантии (1/2) Магия, Некромантия, История, Длиннопост

Ахеронский некромантейон (крипта)


Также в Греции существовали вполне официальные места, где можно было пообщаться с умершими — психомантейоны, или некромантейоны. Как правило, они действовали вблизи пещер, считавшихся входами в мир мертвых, или озер. Нередко из пещер или источников исходили вредоносные испарения, из-за чего такие места называли аорнос — «безптичными». Некромантейоны действовали в Эпире в городе Парга, на Авернском озере, в Феспротии и др. Зачастую к умершим обращались за советом, иногда чтобы успокоить мстительный дух.


Коринфский тиран Периандр, убивший свою жену Мелиссу, а затем надругавшийся над ее телом, призывал ее дух в феспротийском некромантейоне, чтобы узнать, куда она дела оставленное ей на хранение сокровище.


Мелисса указала место, но лишь после принесения ей щедрых даров в виде богатой одежды. Эти дары были подготовлены Периандром весьма оригинально: он пригласил знатных женщин собраться на празднество, раздел их и сжег одежду в жертву Мелиссе.


Авторы художественных произведений обильно украшали свои сюжеты отталкивающими описаниями некромантии. Наиболее выдающимся можно назвать созданный Луканом образ Эрихто, худой, растрепанной, более походящей на мертвую, чем на живую, окруженной трупами. В своих ритуалах, как и аккадские маги, она использует отталкивающие ингредиенты вроде слюны бешеной собаки, позвоночника гиены, а также части вымышленных животных, например летучих змей. Эрихто не просто призывает духов, но поднимает трупы, заставляя дух снова войти в оставленное тело и дать предсказание. Она вливает зелье в надрез на груди трупа, издает пугающие звуки, которые Лукан сравнивает с криками животных, и даже грозит богам, а также самому умершему, не желающему возвращаться.

Летучие змеи, говорящие головы и желчь черной собаки: краткая история некромантии (1/2) Магия, Некромантия, История, Длиннопост

Секст Помпей советуется с Эрихто перед битвой при Фарсале.


Описанный Гелиодором ритуал, который проводила старуха-египтянка из Бессы, больше похож на некромантию Одиссея: она совершает приношения в специально выкопанной яме и делает возлияния молоком, медом и собственной кровью в два костра, которые горят рядом. В ритуале используется специальное печенье в виде человеческой фигуры, напоминающее куклу вуду. Старуха громко произносит молитвы и воззвания, обращенные к луне. Ее цель — временно оживить своего сына, чтобы тот ответил на вопросы. Дух не желает возвращаться в тело и, в конце концов, предрекает смерть матери. Старуха погибает, наткнувшись на копье.


Во многих описаниях некромантии у греков подчеркивается, что некроманты были иностранцами (старуха — египтянка, Эрихто — фессалиянка), таким образом греки, практикуя некромантию, показывают ее чуждость, дистанцируются от нее. Однако неодобрение распространяется не на все формы некромантии. У Апулея египетский пророк Затхлас, чтобы узнать имя убийцы, оживляет умершего прямо на форуме. Творимая им некромантия выглядит довольно пристойно и напоминает ритуал «отверзания уст». Затхлас возлагает на грудь и губы умершего особые травы и обращается с молитвой к солнцу. Но когда умерший отказывается отвечать, жрец применяет угрозы, схожие с теми, к которым прибегает Эрихто. Персидская царица Атосса вызывает из могилы тень своего мужа Дария, отправляясь на кладбище пешком, босой в сопровождении торжественной процессии, поющей гимны. Она делает возлияния медом, молоком и вином (такие подношения являются частью поминального ритуала), однако не обходится и без «варварских воплей». Аполлоний Тианский и вовсе игнорирует жертвоприношения умершим, вызывая дух Ахиллеса при помощи «индийской молитвы». Дух жалуется, что местные жители не почитают его захоронения.

Летучие змеи, говорящие головы и желчь черной собаки: краткая история некромантии (1/2) Магия, Некромантия, История, Длиннопост

Царица Атосса и царь Дарий


Таким образом, можно видеть, что отношение к вызыванию умерших зависит от позиции автора произведения и ожиданий публики, которые он пытается удовлетворить. Порой общение с умершим становится частью комедийных произведений. Гораций описывает ритуал некромантии, проводимый ведьмами Канидией и Саганой на кладбище, глазами статуи Приапа, которая, треснув, пугает ведьм. Ведьмы выглядят устрашающе: они босы, не опоясаны, растрепаны, разрывают жертвенного ягненка голыми руками, однако пугаются статуи и убегают, теряя предметы одежды.


В древнегреческой и римской культуре не обошлось и без черепов, дающих предсказания. Они приняли форму «говорящих голов». Наиболее известна голова легендарного певца и музыканта Орфея, выброшенная в море, вынесенная к острову Лесбос и пророчествующая там из расщелины в земле. Произносит предсказания и голова ребенка-гермафродита, убитого собственным отцом — Поликритом, а также голова съеденного волком полководца Публия. Эти (и подобные) головы произносят пророчества самопроизвольно, в силу каких-то свойств, присущих им самим.

Летучие змеи, говорящие головы и желчь черной собаки: краткая история некромантии (1/2) Магия, Некромантия, История, Длиннопост

«Смерть Орфея», А.-Л. Леви, 1870


(окончание завтра)

Эзотерика и магия

2.3K постов4.5K подписчика

Правила сообщества

- Уважай себя и других ( если даже "другой" НЕВЕЖЕСТВЕНЕН)

- Никакой коммерции на pikabu.ru !!!


Продолжение следует.