Легенды о пророке Мухаммеде. Их связь с Иерусалимом
В этой статье расскажем читателям легенды, связанные со становлением ислама, с чудесными происшествиями в жизни пророка Мухаммеда, с тем, как его деятельность оказалась связанной с Иерусалимом.
Первое откровение
Месяц рамадан 920 года эры Селевкидов, что соответствует 610 году принятого нами летосчисления, Мухаммед проводил, как обычно, в полюбившемся ему одиночестве на горе Хира, лишь изредка возвращаясь в Мекку, чтобы запастись водой и пищей.
День за днем и ночь за ночью проходили в молитвах, размышлениях и созерцании, не приносивших ничего нового и неожиданного, пока не наступила ночь 24-го числа месяца рамадана. Мухаммед спал в пещере на склоне горы Хира, когда к нему явился некто в человеческом облике.
- Он пришел ко мне, когда я спал, - рассказывал Мухаммед, - со сверкающим свитком, покрытым какими-то письменами.
- Читай! - услышал Мухаммед.
- Я не умею читать, - ответил он.
Явившийся опустил ему свиток на грудь, и Мухаммед почувствовал такую тяжесть, будто гора навалилась на него, не позволяя вздохнуть. Затем явившийся приподнял свиток и снова приказал:
- Читай!
- Я не умею читать! - повторил Мухаммед, скованный ужасом.
В ответ неизвестный придавил его так, что Мухаммеду показалось, что наступает смерть, и в третий раз приказал:
- Читай!
- Что мне читать?
- И говорил я это только с целью не допустить его до повторения чего-либо подобного тому, что он со мной проделал, - признавался Мухаммед впоследствии.
И явившийся сказал:
- Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал.
Мухаммед покорно повторил эти слова, и пришелец удалился.
- Очнулся я от своего сна, - рассказывал Мухаммед, - и почувствовал, что все слышанное мною как будто написано в моем сердце.
Много раз рассказывал Мухаммед об этом замечательном событии своей жизни и, конечно, рассказывал не всегда одними и теми же словами. И слушатели Мухаммеда, как ни старались, не могли совершенно точно, слово в слово воспроизвести услышанное ими. В результате, когда пришло время занести рассказ Мухаммеда на бумагу, и тем самым увековечить его для потомков, биографы великого пророка столкнулись со многими версиями – Айша (любимая супруга пророка, на которой он женился через несколько лет после смерти Хадиджи, своей первой жены) передавала слова Мухаммеда так, а Убайда (один из ближайших сподвижников Мухаммеда, одним из первых принявший ислам) несколько иначе. Но все рассказы современников, отличающиеся некоторыми деталями и подробностями, совпадают в главном: не когда-нибудь, а именно в одну из ночей месяца рамадана 610 года сорокалетнему Мухаммеду на горе Хира впервые явился некто могучий и страшный и приказал ему читать неведомо кем написанный свиток, а когда Мухаммед отказался, сам прочел ему пять строк из этого свитка и приказал повторить их. И строки эти врезались в сердце Мухаммеда.
Повеление явившегося, которое мы переводим словом «Читай!», по-арабски имеет многозначный смысл. Это одновременно и «читай», и «читай наизусть», и «провозглашай», и даже «говори», «произноси». Приказание же, предполагающее грамотность того, к кому оно обращено, содержалось лишь в очень немногих рассказах, по-видимому, самых ранних по времени. И эти рассказы заставляют некоторых ученых сомневаться, был ли Мухаммед неграмотным…
Таково было первое откровение, сошедшее на Мухаммеда с небес, и Мухаммед тем самым становился пророком, но сам он об этом еще не знал. Он был напуган и подавлен случившимся и, покинув пещеру, бросился домой, к верной Хадидже.
Во время первого откровения Джебраил (а это был он) не зря явился спящему Мухаммеду с покрытым неведомыми письменами свитком, невыносимую тяжесть которого Мухаммед столь явно ощутил на своей груди. По-видимому, уже задолго до начала пророческой деятельности у Мухаммеда сложилось достаточно четкое представление о некой божественной книге, Книге с большой буквы, Книге, хранящейся на небесах и содержащей самые сокровенные познания, необходимые человеку. Это - написанный самим Богом, всемогущим Аллахом, Коран, что в переводе означает «Чтение». Коран, предназначенный исключительно для арабов. Другие народы уже получили от Бога свои священные книги - их ниспослал Бог во множестве, последняя из них была поведана устами пророка Исы (Иисуса). Арабам же священная книга посылалась впервые, и чтобы облегчить ее понимание, она посылалась на чистом арабском языке.
В священную Ночь Свершения, или Ночь Могущества, именно отрывок из небесного Корана Джебраил сообщил Мухаммеду, и тем самым было положено начало Корану земному - точной копии небесного подлинника.
Многие наши соотечественники плохо представляют себе, что такое ислам (мусульманство). Поэтому я думаю, что будет правильным очень кратко показать здесь представления Мухаммеда об Аллахе, божестве, сильно отличающемся от Бога Яхве, создавшего человека «по своему образу и подобию» и, тем более, от ипостасей Яхве в виде Священной Троицы.
У Мухаммеда было четкое понятие о едином Боге, Аллахе, причем более едином (если можно так выразиться), чем Бог христиан с его ипостасями, навеянными, по мнению многих исследователей, греко-римской философией. Из этого представления о едином Боге Мухаммед последовательно изгонял любые черты какого-либо сходства с человеком и тем самым полностью очищал идею о едином Боге от всех и всяческих следов идолопоклонства. Мысль, что Бог сотворил человека по образу своему и подобию, была решительно отвергнута Мухаммедом, как несовместимая с истинной природой Бога и унизительная для божественного достоинства. На самом деле, по убеждению Мухаммеда, Бог не имеет ничего общего с человеком. Бог, безграничный в пространстве и времени, также безграничен в своих творческих актах; он создал и бесчисленное множество миров, и бесчисленное множество наделенных разумом существ, всего лишь одним из которых является человек. Поэтому всякие претензии человека на исключительное место в мироздании и на исключительное внимание со стороны Бога должны быть отклонены, как смехотворные.
Мне это сильно напоминает идею о Вселенском Разуме (Мировом Абсолюте). Его присутствие в мире в качестве безграничной по знаниям и возможностям МАТЕРИАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ я считаю вполне возможным. На эту тему несколько лет назад даже написал сказочное повествование для взрослых "Эра Справедливости".
Связь человека с Богом становится односторонней, человек зависит от Бога, а Бог нисколько не зависит от человека. Своим поведением, своими поступками и словами человек не может оказать никакого влияния на Бога: ни рассердить Бога, ни обидеть, ни вызвать у Бога желания отомстить. Все человеческие черты, которыми наделили Бога иудаизм и христианство, были решительно отброшены, ничего похожего на Бога, ревнующего к поступкам и мыслям человека, у Мухаммеда найти нельзя (т.е., Бог Мухаммеда настолько велик, что человек перед ним – какая-то козявка. А разве действия какой-то козявки могут привлекать внимание Бога, тем более, вызывать у Него какие-то эмоции).
Оставались еще доброта, милосердие и справедливость Бога, как качества, изначально присущие божественной природе, что и позволяет человеку, следующему божественным предписаниям, заслужить сносную жизнь на земле и счастливое бессмертие на небесах. Представление о загробной жизни и бессмертии на небесах логически вытекало из идеи божественного всемогущества, неуничтожимости того, что создал Бог.
Бог добр и милосерден не потому, что он должен, обязан быть непременно добрым и милосердным, - доброта и милосердие просто его изначальные и произвольные свойства, вытекающие из отношения творца к сотворенному им миру. Можно сказать, что Бог добр и милосерден только потому, что захотел быть таким, или потому, что только он один и есть единственное Добро и единственное Милосердие в мире.
Злодей не несет никакой ответственности за те злодеяния, которые ему суждено и предписано совершить в течение своей жизни, а добрые деяния праведника не могут рассматриваться как его заслуга, потому что опять-таки уже заранее было предусмотрено, что именно он, а не кто-нибудь другой столкнется в своей жизни с такими-то и такими-то обстоятельствами и в этих обстоятельствах будет вести себя так-то и так-то.
В одной статье невозможно уместить всё, что касается становления ислама. Но чтобы читателям было понятно, о чём идет речь, почему одним из базовых понятий ислама является учение о ПРЕДОПРЕДЕЛЁННОСТИ, представим маленький фрагмент легенды про Великое Перо́ и Доску Судеб:
«…После создания воды и Аль-Арша (собственного трона) Аллах создал Великое Перо (Аль-Калям), которое является третьим созданием Аллаха. Аль-Калям – это огромный объект, похожий на луч света.
Затем была создана Доска Судеб – четвертое создание Аллаха. Доска Судеб занимает огромное пространство. Ее размеры – пятьсот лет пути. Длина – как расстояние между Небом и землей, а ширина – как расстояние от востока до запада.
Аллах повелел Великому Перу записать на Доске Судеб все, что произойдет до Конца Света. И оно записало все, двигаясь по Доске, и никто не держал его. Об этом сказано в нескольких хадисах о Пророке Мухаммеде (хадисы – предания о словах и делах пророка, рассказанные очевидцами).
Таким образом, ВСЁ, что произойдёт с Землей, со всеми ее обитателями до Конца Света, уже ПРЕДОПРЕДЕЛЕНО свыше.
Разрешить это противоречие между всемогуществом Бога и свободой воли, а стало быть, и ответственностью за свои поступки каждого отдельного человека в рамках религии вообще невозможно, считал Мухаммед, так как нельзя ни умалить божественное всемогущество, ни лишить человека полностью свободы воли.
Это противоречие, как мы знаем, проявлялось и в Ветхом и в Новом Завете. Причём в Новом Завете было официально признано, что Бог, создав человека, сохранил его свободное волеизъявление.
Мухаммед вместо строго последовательного решения проблемы (раз все совершается по воле Бога, то человек лишен свободы выбора и ни за что не отвечает) дал решение, продиктованное исключительно практическими соображениями - хотя все совершается только по воле Бога и судьба каждого человека в самых мельчайших деталях предопределена миллионы лет тому назад, тем не менее, человек отвечает за каждый свой поступок так, как если бы он обладал полной свободой воли. Классический пример демагогии.
Но продолжим.
Первое откровение, полученное на горе Хира в одну из ночей месяца рамадана в 610 году, окончательно убедило Мухаммеда в правильности сложившихся у него религиозных представлений. Он, если можно так выразиться, уверовал в их истинность так же, как в свою пророческую миссию. Естественно, что Мухаммед почти сразу же ТАЙНО приступил к пропаганде созданной им религиозной системы. Но привлечение адептов шло тяжело, а божественных откровений Мухаммед не получал несколько лет.
Второе откровение.
Однажды, по словам Мухаммеда, когда он в полном одиночестве бродил в окрестностях Мекки, он увидел ангела. Того самого ангела, который посещал его на горе Хира; ангел восседал на огромном троне между тучами и землей, и Мухаммеда при виде его охватил ужас. В страхе вернулся он к Хадидже и попросил укрыть его.
Закутавшись с головой в плащ, лежал Мухаммед в беседке, когда на него, наконец, вновь снизошло откровение, и он услышал голос, который мог быть, конечно, только голосом Всевышнего:
О завернувшийся!
Встань и увещевай!
И Господа твоего возвеличивай!
И одежды свои очисть!
И скверны беги!
И не оказывай милость, стремясь к большему!
И ради Господа твоего терпи!
Для Мухаммеда и его соратников это было не только концом тягостного перерыва в откровениях, восстановлением живой связи с Богом, подтверждением пророческой миссии Мухаммеда. Полученное откровение содержало прямое приказание начать публичную проповедь новой веры. До этого, по мнению некоторых мусульманских историков, в течение трех лет Мухаммед потому тайно распространял свое учение, что в первом откровении никакого повеления проповедовать веру не содержалось. Теперь же Мухаммед получил приказание приступить к публичной проповеди.
А теперь, после того, как читатели ознакомились с легендами о становлении ислама, представим те легенды, которые связаны с Иерусалимом.
Полёт пророка Мухаммеда в Иерусалим на волшебной лошади Бурак.
Через несколько месяцев после Первой клятвы верности, принесённой пророку делегатами поселения Ясриб (Медины, в которую в дальнейшем переселился пророк со своей общиной верующих), Мухаммед пережил фантастическое видение, прочно вошедшее в историю ислама под названием аль-исра ва-ль-мирадж. Поясним: аль-исра – это подъём на седьмое небо, в обитель Аллаха, а аль-мирадж – путешествие из Мекки в Иерусалим на волшебном животном Бурак.
Видение случилось ночью, после многочасовой молитвы, и его двоюродная сестра Хинда, дочь Абу Талиба (дяди и одного из ближайших соратников пророка), уверяла потом, что всё произошло в её доме, расположенном в Мекке, в квартале хашимитов.
Мухаммед увидел себя спящим в самой Каабе. Его разбудил посланник Аллаха, ангел Джебраил, который приказал ему встать и выйти из храма. Когда Мухаммед вышел, он увидел перед собой Бурака, белоснежного зверя, наполовину мула, наполовину осла, но с человеческим лицом и огромными крыльями. Бурак означает «Молния», «молниеносный». Джебраил посадил Мухаммеда на спину Бурака и вместе с ним мгновенно перенёсся в Иерусалимский храм, где Мухаммеда уже поджидали Муса, Ибрахим, Иса (Моисей, Авраам, Иисус) и другие пророки. Вместе с ними Мухаммед молился - он был среди них имамом, руководителем общей молитвы.
Потом Мухаммеду поднесли чашу с водой, чашу с молоком и чашу с вином. Мухаммед выбрал молоко и Джебраил воскликнул: «Поистине ты на правом пути, ты и твой народ! Вино запрещено для вас».
…К дверям Иерусалимского храма с неба была опущена лестница, по которой Мухаммед, сопровождаемый Джебраилом, начал восхождение на небеса.
На первом, самом нижнем небе, путь на которое преграждали Врата Стражей, Мухаммеда встретил и приветствовал Исмаил (в Ветхом завете – Измаил, старший сын Авраама (в исламе - Ибрагима)), пророк и легендарный предок арабов. Под его началом было двенадцать тысяч ангелов, каждый из которых сам командовал двенадцатью тысячами ангелов более низкого звания. Эти сто сорок четыре миллиона ангелов (!), предводительствуемые Исмаилом, защищали нижнее небо от дерзких и любопытных джиннов.
«И никто не знает воинств Господа, кроме Него», - обычно замечал Мухаммед, когда, рассказывая о своем необычном путешествии, доходил до описания первого неба.
Все эти бесчисленные ангелы ласково улыбались, приветствуя Мухаммеда, и лишь у Мали́ка, повелителя ада, ни тени улыбки не появилось на лице. Джебраил объяснил, что Малик вообще не улыбается никогда и никому. Малик по просьбе Мухаммеда открыл одну из отдушин ада, откуда вырвалось нестерпимое пламя, и показал ряд пыток, уготованных для грешников. Грешник с губами верблюда, пожиравший при жизни имущество сирот, запихивал себе в рот раскаленные камни; женщина, тайно родившая своему мужу ребенка, зачатого от греховной связи, висела на крючьях, вонзенных в ее грудь. Перед неким грешником лежали ломти сочного мяса и ломти жилистого, тощего. Давясь, он пожирал отвратительное мясо, не смея прикоснуться к хорошему - так он был наказан за то, что в жизни не захотел жениться на женщинах, дозволенных ему законом, а брал себе в жены тех, кого Аллах запретил касаться (речь идёт в первую очередь об иноплеменницах).
Здесь же, на первом небе, обитал и праотец Адам, созерцавший бредущие мимо души своих бесчисленных потомков. Души праведных испускали радующее Адама благоухание, а души грешников - нестерпимый смрад.
На втором небе Мухаммед встретил пророка Ису, сына Мариам, и его двоюродного брата Иоанна, сына Захарии (то есть, Иисуса, сына Девы Марии, и Иоанна Крестителя, которого Коран называет двоюродным братом Иисуса).
На третьем небе его ожидал прекрасный, с лунообразным лицом, пророк Йусуф (Иосиф), сын Йакуба (Иакова), тот самый, который прославил себя мудростью в земле египетской, устоял перед домогательствами безнравственной госпожи и спас свой народ от голодной смерти.
На четвертом небе обитал Идрис (Енох, прадед Ноя).
На пятом - Гарун (Аарон), брат пророка Мусы (Моисея), приведший вместе с Иисусом Навином евреев в Ханаан.
На шестом - сам темнокожий Муса (ислам считал Пророка Мусу темнокожим).
На седьмом, последнем, небе на великолепном троне восседал Ибрахим (Авраам). «Никогда я не встречал человека, более на меня похожего», - прибавлял якобы Мухаммед, доходя до описания своего любимого пророка.
Ибрахим провел Мухаммеда в рай, и пророк видел прекрасную небесную деву с пунцовыми губами, от которой узнал, что она предназначена Зайду, его приемному сыну.
Все пророки приветствовали Мухаммеда как своего великого собрата, а затем он предстал перед самим Аллахом, скрытым за бесчисленными занавесами.
Аллах обязал Мухаммеда и всех верующих совершать пятьдесят ежедневных молений, и пророк беспрекословно принял божественное повеление. Но Муса, узнав, какой непомерный груз собирается взвалить Мухаммед на плечи верующих, ужаснулся и настоял на том, чтобы Мухаммед вернулся к Аллаху с просьбой о снисхождении. Милосердный Аллах уменьшил число обязательных молитв до сорока пяти, но и эта цифра показалась Мусе чрезмерной, и он опять уговорил Мухаммеда просить Аллаха о новом снисхождении. В конце концов, после девяти хождений к Аллаху число обязательных молитв было сокращено до пяти. Муса, который в свое время немало помучился, приводя Израиль к единобожию, убеждал Мухаммеда, что и пяти молитв в день его паства не выдержит, но Мухаммеду было стыдно в десятый раз тревожить Аллаха. С приказанием пять раз в сутки становиться на молитву Мухаммед вернулся на землю, к Иерусалимскому храму, откуда Бурак мгновенно перенёс его обратно в Мекку.
Такова легенда о ночном путешествии Мухаммеда - легенда, сложившаяся много лет спустя после смерти пророка, украшенная подробностями, никакого касательства к событиям в Мекке не имеющими. В ней слились два независимых сюжета - путешествие в «отдаленную мечеть» (Иерусалимский храм) и восхождение на седьмое небо. Судя по ряду преданий, Мухаммед летом 621 года рассказывал только о путешествии из Мекки в Иерусалим и обратно, о чем и упомянул в Коране:
- «Хвала тому, - было поведано Мухаммеду в откровении некоторое время спустя, - кто перенёс ночью Своего раба из мечети неприкосновенной (Каабы) в мечеть отдаленнейшую (Иерусалимский храм), вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений. Поистине Он – Всевидящий и Всеслышащий!»
Сразу после ночного путешествия Мухаммед изменил ки́блу (направление взгляда верующего мусульманина во время молитвы). Он стал во время молитвы обращать лицо не в сторону Каабы, а в сторону Иерусалима, и его примеру последовало большинство верующих.
В дальнейшем кибла была снова повёрнута в направление Каабы.
Заметим, что абсолютное большинство из 99 имён Аллаха – это имена прилагательные, используемые в качестве восхваляющих Его эпитетов, как и упомянутые выше Всевидящий и Всеслышащий.
Аллах – это сотое имя Бога мусульман.
Волшебный конь Бурак
Расскажем чуть подробнее о Бураке, на котором Мухаммед летал в Иерусалим.
У арабов существует предание о магическом летающем коне, называемом Бурак. Это был молочно-белый скакун пророка Мухаммеда, который мог за один шаг преодолеть расстояние, большее, чем способен охватить глаз человека. Именно он перенёс Мухаммеда из Мекки в Иерусалим. Говорят, что отпечаток копыта этого магического животного до сих пор можно увидеть в том месте, где он оторвался от земли.
По одной из версий Бурак имеет тело коня, голову женщины и орлиные крылья.
Существует древняя персидская миниатюра, изображающая Бурака как существо с человеческой головой и павлиньим хвостом. На этой миниатюре Бурак нарисован с женским лицом, однако в традиционных легендах нет упоминания о том, что конь Мухаммеда был женского пола.
Легенда о Куполе Цепи
По преданию Купол Цепи на Храмовой горе Иерусалима обязан своим названием древней легенде, связывающей его с царём Соломоном.
Цепь является одним из чудес, которую царь Соломон подвесил между Небом и Землей, к востоку от Скалы Основания, над которой сейчас стоит жертвенник Купол Скалы с золотым куполом. Над самой Цепью поставлен жертвенник Купол Цепи (см. ниже план расположения всех культовых сооружений на Храмовой горе Иерусалима).
У Цепи была одна особенность. Если двое мужчин подходили к ней, чтобы решить вопрос судебного разбирательства, только честный и прямолинейный человек мог до неё дотронуться, несправедливый человек видел, что она находится вне его досягаемости.
Цепь исчезла ещё в давние времена потому, что один человек отказался вернуть 100 золотых динаров законному владельцу. Он переплавил монеты, и высыпал золото в свою трость. Прежде чем поклясться, что он вернул причитающееся, он попросил владельца подержать его палку, и Цепь позволила ему прикоснуться к себе. Вернув палку лжецу, владелец денег поклялся, что золото ему не возвращали, при этом также касаясь Цепи. Поскольку присутствовавшие на суде люди были сбиты с толку тем, что оба свидетельства были признаны Цепью за правду, она с отвращением удалилась на небеса.
Одна из исламских традиций определяет это место как точку, где Мухаммед во время своего ночного путешествия в Иерусалим встретил черноглазых дев (гурий) из Рая.
В исламской традиции Купол Цепи отмечает также место, где в «конце дней» состоится Страшный суд. А Цепь вернётся на землю и будет пропускать в рай только праведных и останавливать всех грешников.
Точное историческое использование Купола Цепи до сих пор обсуждается. Предполагалось, что Купол Цепи имел ряд различных назначений, которые не были подтверждены. По традиции считается местом священного суда, но в мусульманских источниках предполагается, что оно использовалось во времена Омейядов в качестве сокровищницы или в качестве модели для строительства Купола Скалы.
О некоторых других святилищах ислама на Храмовой горе упоминалось в статье этого цикла «Мусульманский квартал Старого города Иерусалима».
Следующая, предпоследняя, статья цикла будет посвящена краткой хронологии событий, произошедших с единым Израильско - Иудейским государством после их раскола на Северное (Израильское) и Южное (Иудейское) царства, и вплоть до падения Османской империи в результате Первой мировой войны и передачи всей Палестины под мандат Великобритании.
История Веков
2.8K поста1.9K подписчиков
Правила сообщества
Классические.