Ледовый трамвай в Петербурге: по Неве трамваи ходили!

Суровые до чего зимы раньше были! Представьте, какие стояли морозы, чтобы лед так хорошо промерзал!

В 1894 году Финляндское Общество лёгкого пароходства организовало в Петербурге рельсовый перекат пассажирских вагонов через Неву.

Перекат работал от Сенатской площади на Васильевский остров и вначале это было неким аттракционом: вагоны под действием силы тяжести двигались по наклонно уложенным рельсам.

Ледовый трамвай в Петербурге: по Неве трамваи ходили! Санкт-Петербург, Трамвай, Нева, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Но уже через год на смену маленьким открытым вагонам пришёл настоящий трамвай на электрической тяге, который горожане сразу прозвали "ледовый трамвай"

Этот трамвай приобрел огромную популярность и стал самым популярным транспортом в Петербурге того времени.

Проезд стоил 3 копейки, что было доступно всем - да и в сравнении с санями, на которых петербуржцы обычно пересекали Неву, на трамвае это было и проще, и быстрее.

Ледовый трамвай в Петербурге: по Неве трамваи ходили! Санкт-Петербург, Трамвай, Нева, Длиннопост, Telegram (ссылка)

"Ледовый трамвай" развивал скорость до 20 км\ч, и одновременно в него помещались 20 человек

Тогда такой запуск трамвая именно по льду Невы тогда стал вынужденной мерой: по договору с городскими властями массовыми пассажирскими перевозками по улицам города могли заниматься только владельцы конно-железной дороги (конки).

Пускать на улицы конкурентов в виде трамваев и делить с ними прибыль владельцы конки точно не собирались.

И выход был найден!

На льду укладывали рельсы и шпалы, деревянные столбы вмораживали в лед и крепили на них провода. За каждую зиму ледовые трамваи перевозили до 900 тыс. пассажиров и не один трамвай не провалился под лед!

Ледовый трамвай в Петербурге: по Неве трамваи ходили! Санкт-Петербург, Трамвай, Нева, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Вначале “Товарищество для эксплуатации электричества М.М.Подобедова и К°” проложило три линии маршрута на льду Невы (тот самый рельсовый перекат), а позже появилась и четвертая:

Сенатская площадь - Академия художеств
Дворцовая набережная - Мытнинская набережная
Суворовская площадь - Выборгская сторона
Суворовская площадь - Петербургская сторона
Растущая популярность трамвая совсем не радовала владельцев конки и они подали в суд на городские власти, обвинив их в нарушении договора. Но судьи решили, что соглашение не действует на реки и каналы. И ледовый трамвай проложил свою работу.

Курсировал по Неве «ледовый трамвай» каждую зиму до 1911 года.

В 1902 году закончился срок действия договора с конно-железной дорогой, вся инфраструктура перешла городу и в Петербурге начали проектировать трамвайные маршруты уже по улицам. Потому зима 1909 - 1910 годов стала последней для ледовых трамваев, а с 1911 - лишь "сухопутные"

Больше интересного про Санкт-Петербург в телеграм-канале:
https://t.me/pro_piterrr