Ледокольные будни

Хотелось бы рассказать о жизни и работе на атомных ледоколах. Тема обширная, поэтому начну с самого простого - смена экипажей.
В отличие от других судов, экипаж ледоколов намного больше: если на старых проектах это около 90 человек, то уже на новых 54. И даже это число далеко не маленькое. Надо всех собрать, организовать и сменить. Сама смена проходит несколькими способами:
1. Самый простой - смена в порту Мурманск. Нюанс в том, что этот процесс может растянуться на недели, а иногда и доходить до месяца. Плюс в том, что можно добиться практически 100% смены.
2. Он уже немного сложнее. Экипаж собирал в Мурманске и уже оттуда вылетают в порт смены ( Дудинка или Сабетта). Через Дудинку проще в том плане, что один экипаж приезжает, поднимается на судне и передает дела у причала. После всех формальностей сменившийся экипаж убывает на автобусах в аэропорт и домой до следующей смены. Если же менять экипаж в Сабетте, то становится сложнее на порядок. Ледокол не заходит на акваторию порта, не может встать к причалу, а вместо автобусов тесные вахтовки. Люди прибывают на причал, там их грузят на буксир группами и отправляют до ледокола. На буксирах нет комфортабельных кают, так что все путешествие проходит на палубе. Пока доберешься до судна успеешь промерзнуть довольно сильно. Времени на передачу дел намного меньше, так как убывающий экипаж завязан на работу буксиров и чартерный рейс, ожидающий людей.
3. Это касается досыла людей, которые не успели на смену или по какой-то причине не смогли попасть вовремя на судно. Люди добираются до Сабетты обычными рейсами малыми группами, там их встречает агент и довозит до порта. Ледокол не всегда находится возле порта и иногда приходится ждать по несколько дней, пока не доставят на борт. А в некоторых случаях можно прокатиться сразу на нескольких ледоколах, пересаживаясь с одного борта на другой.