Квесты в реальности: взгляд оператора. Введение.

Квесты в реальности: взгляд оператора. Введение. Квесты в реальности, Квест, Работа, Длиннотекст, Длиннопост, Квеструм

Так уж сложилось, что в квестах в реальности я работаю уже не первый год. Ещё до трудоустройства в свой первый квеструм я чётко уяснила для себя: это развлечение не для меня. Причины разные, но главная из них - меня просто не прикалывает. Работой мечты труд оператора квестов тоже назвать сложно, но жизнь повернулась так, что я с этой работой справляюсь, и справляюсь хорошо. В общем, кажется, пришло время начать об этой индустрии рассказывать честно - с другой стороны чужого праздника часто видны самые неожиданные подробности. Для кого-то этот взгляд изнутри может стать откровением, но в основном, думаю, то, что творится в квеструмах - стандартная шляпа для сферы развлечений.


Занимающиеся квестами компании, как и игроки, бывают очень разные. Но в основном их можно разделить на три большие категории. Первая - мастодонты этого бизнеса, некогда - почти монополисты, вроде пресловутой Клаустрофобии, а в Петербурге - iLocked. Это крупные сети, которые не берут к себе в штат даже на самые низкие должности кого попало, не любят людей с опытом работы в сфере квестов, панически боятся конкуренции и больше всего выкаблучиваются. Но именно они задают тот уровень качества, на который приходится равняться остальным. Для них открытие каждого нового квеста - событие, активно рекламируемое и тщательно подготовленное. Как правило, у таких фирм есть прикормленная база сценаристов, декораторов, бутафоров, субподрядчиков и актёров, так что при желании производство эскейпрумов они могут поставить на конвейер, только бы окупалось. А, поскольку потребитель уже хорошо знает об уровне этих компаний, строительство и вправду окупается. Ну, и открытие новых и новых комнат для подобных компаний - принципиальный вопрос, от которого зависит их профессиональный имидж.


Вторая - крепкий средняк, который и составляет подавляющее большинство так или иначе жизнеспособных квестов, открытых не по франшизе мастодонтов. Они имеют в разы меньший масштаб - если это и сеть, то весьма скромная, не более 5-10 точек для крупных городов. По-иному в таких фирмах обстоит дело с персоналом: штат меньше, при удачном стечении обстоятельств все между собой знакомы, почти все сотрудники взаимозаменяемы. Частый случай - объединённые должности администратора локации и непосредственно оператора квеста. Если корпоративная этика и отношение начальства располагают - все понимают, что находятся в одной лодке. Косяки не остаются незамеченными, стрелочники и нерадивые сотрудники вычисляются на счёт "раз". Качество и популярность квестов от таких контор иной раз не уступают мастодонтам, это именно тот пласт, где всё зависит от количества вложенных в строительство, раскрутку и поддержку средств и усилий. Судьбы у этих компаний очень разные, но в основном впечатление об индустрии от тех, кто играет в квесты много и часто, складывается именно по ним. Ценовая категория одной игры в таких компаниях заметно реже всего отличается демократичностью.


Категория третья - оторви и брось. Стихийно расплодившиеся конторки, вылезшие как грибы после дождя в тот момент, когда квесты стали модным развлечением. В тот миг точно каждая собака решила, что можно открыть свой квеструм - и делать деньги просто так. Но это оказалось ловушкой: квесты, как выяснилось, требуют гигантских стартовых вложений и постоянных немаленьких затрат на поддержание их жизнедеятельности. А вот то, что квеструм хоть немного окупится - ещё далеко, далеко не факт. Так вот, основная характеризующая эту категорию особенность - вопиюще наплевательское отношение ко всему, кроме прибыли. Говно, палки, кабельные стяжки, скотч, неоплачиваемые переработки и жажда сиюминутного дохода любой ценой.


Да, мои рассказы будут во многом про деньги. Потому что к ним в конечном итоге сходятся интересы всех сторон - начальства, работников и клиентов. Любой вопрос в квестовой конторе решается преимущественно с точки зрения того, сколько то или иное решение будет стоить или сколько принесёт. О творческой реализации или работе ради идеи речь идёт только в исключительных случаях, но исключения всегда подтверждают правило. В первую очередь это бизнес, а всё остальное - побочные его проявления.


Мне довелось работать во второй и третьей категориях и отказаться от предложения работать в первой на стадии стажировки. Надо сказать, что текучка кадров – обычное дело для любого квеструма, хоть самого затрапезного, хоть большого и серьёзного. Это занятие и вправду не для всех: стрессоустойчивость и работа в режиме многозадачности – не пустые слова, а суровая повседневная рутина. Различия предсказуемы: в крупной компании с большей вероятностью вас ждёт официальное трудоустройство и жёсткие стандарты поведения и обслуживания, а в небольшой – лояльное отношение к графику и личным обстоятельствам, но повышенная персональная ответственность. Бытует мнение, что, поработав единожды, в эту сферу больше не возвращаются: работодатели с лёгким недоумением смотрят на тех, кто уже побывал в этом виде деятельности на похожей должности. Но на самом деле так обстоит очень со многими другими работами. Я же с горьким умилением смотрю на девочек-стажёрок, фанаток квестов, которые воображают, что приходят на лучшую работу на свете – и жестоко обламываются после первого визита в операторскую.


К слову, я обойдусь в своих рассказах без упоминания конкретных фирм, но не стану конспиративно заменять имён людей. Им либо нечего стыдиться, либо они сами виноваты : )