7

Куда все катится?

На подумать…

Размышляя над колоссальным скачком, научного и технического прогресса в 20 веке, приходят совсем не веселые мысли. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что век начался с пара и закончился атомной энергетикой. Путь от полета братьев Райт до полета Конкорда занял всего 66 лет, в масштабах истории - мгновение.  Несомненно, предпосылки к такому скачку складывались и в 18 и в 17 веке, да и ранее было совершенно множество открытий в различных сферах. Но все-таки, по большому счету, они не носили прикладного характера, и являлись фундаментальными. Именно 20 век кардинально поменял жизнь человечества.

Рассуждая логически, можно прийти к следующим выводам. К концу 17 века, «тем кому надо», стало понятно, чтобы сохранить конкурентоспособность, в текущей ситуации, необходимо выбрать путь индустриализации «своих» стран. И тут возникает одна проблема: за станок каким бы он не был, малообразованного крестьянина не поставишь, либо выведет из строя, либо будет брак. Стало быть, необходимо готовить условно - специалистов. Естественно, что с развитием отраслей промышленности, стала расти как потребность в образованных людях, так и глубина их образования, процессы то усложнялись. И здесь возникает такой момент, образование в то время имели в как правило люди высокого социального статуса, и тут речь не о возможности читать Библию, этому Европа начала обучаться еще в 16 веке, вопрос о естественных науках.

Итак, чтобы индустриальная экономика работала, нужны образованные кадры Как следствие решения этой проблемы, к 19 веку все страны, выбравшие курс индустриализации, имеют законы о обязательном начальном образовании. Кстати в Российской империи такой закон не был принят, было «Положение о начальных народных училищах», принятое в 1874 году. Но не суть.

Что имеем в итоге. Тот, кто хочет учиться –учится, тот кто не хочет учиться, как правило тоже учиться. И происходит банальный процесс игры больших чисел. Представим, сколько в тысяче учеников талантливых химиков? Один, два? Ну допустим. А в ста тысячах? А сколько из них раскроют свой талант?  Из парочки, наверное, ни один. А из ста?  Вот тут вполне вероятно, что кто-то займется реальной наукой.  И так по всем направлениям. Ведь без этого старта с обязательным образованием, талантливые в разных отраслях люди, с большей долей вероятности жили бы так же как их родители.  Пахать, сеять, или перенимать отческое ремесло.  А тут новый мир, новые возможности, новые знания.

В 20 веке, общий уровень начального образования, и в некоторых случаях доступного высшего образования, привел к росту специализированных кадров и научных сотрудников, которые и стали двигать как прикладную, так и фундаментальную науку. То есть, именно доступность образования и было тем корнем фантастического скачка развития человечества в 20 веке.

А что собственно дальше?  Почему мы не наблюдаем увеличение скорости такого развития сейчас. Конечно оно не остановилось, но темпы упали, и кардинально сменились вектора. Не стоит забывать и о патентном праве, и несомненной собственности на ту или иную технологию, структуры в нее инвестировавшей.  Естественно, эти факторы не способствуют к развитию. Но не это главное. Наука стала не интересной, а образование из системы воспитания и обучения личности трансформировалось в банальную услугу. С соответствующим качеством.

К чему это приведет?  Скорее всего к деградации, вернее точно к ней. Ну а действительно высокие технологии, будут стремительно отдалятся от свободного доступа к ним. И несомненно станут штучным товаром, стоящим космических средств. Без возможности стать когда-либо общедоступными.

Помнится, один лысый и с бородкой говорил: «Учиться, учиться и учиться» можно добавить из анекдота «и у тебя будет много денюшков»

Все пойду на диван…