Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть первая.

Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть первая. Крым, Крымский мост, Строительство, Длиннопост

Предполагаю, этот пост вызовет много эмоций у читателей. Ко мне обратились из пресс-службы компании Стройгазмонтаж, принадлежащей Аркадию Ротенбергу и предложили съездить на стройку Крымского моста. Я согласился, так как мне интересны грандиозные "стройки века". НО! Я выдвинул два условия:


1. Меня пустят везде и ничего скрывать не будут. Куда пальцем покажу, то и покажут и дадут сфотографировать.

2. Я буду задавать неудобные вопросы и они ответят на них прямо, не уклоняясь.


Под катом рассказ о ситуации со строительством и блиц-опрос на все те темы, которые вызывают отчаянные споры в интернете...



Начнем с приятного. Если абстрагироваться от политики и говорить лишь о технической части - мост грандиозный. 19 километров - это самый большой мост в России, настоящая стройка века. Но что он собой представляет?


Во-первых, моста два - автомобильный и железнодорожный. Связаны они только там, где будут судоходные пролеты, в остальном совершенно независимы друг от друга. В приоритете сейчас автомобильный мост, его должны сдать в конце 18 года. Затем через год железнодорожный.


Первый этап строительства - это сваи, которые уходят под разными углами в землю на глубину до 90 метров. Такая глубина обусловлена так называемыми "слабыми грунтами", которые не могут должным образом держать опору моста. Второй этап - монтаж пролетных сооружений. Самые важные элементы здесь - опоры судоходного пролета. Мы видим, что у обоих мостов эти опоры соединены и огорожены железобетонными "островами", которые защитят от случайного или специального столкновения с судами.


Третий и четвертые этапы, по сути, косметические, про них говорить пока особенно нечего:

Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть первая. Крым, Крымский мост, Строительство, Длиннопост
Часть трассы пройдет через остров Тузла, в виде точно такого же полноценного моста. Казалось бы, тут можно было просто проложить дорогу, а не вбивать сваи и строить над островом мост, но коса - очень ненадежное место. Если ее размоет через пару десятков лет, то мост останется:
Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть первая. Крым, Крымский мост, Строительство, Длиннопост

Что такое слабый грунт? По большому счету - это ил, грязь и жидкая глина. Не твердая порода, а каша. Вбивать в нее сваи - бестолку. Это как вставить свечку в кремовый слой торта: на какое-то время она застынет, а потом начнет "гулять" по сторонам. Чтобы её зафиксировать, надо опуститься ниже, в плотный бисквитный корж.

Так же и со сваями: для устойчивости конструкции необходимо добраться до плотного грунта.


Сваи - самое важное в постройке моста. Их несколько видов. У автомобильного моста на 288 опор будет более 2500 свай, а у железнодорожного - более 3000. Их забивают разными способами. Например, на земле устанавливают буронабивные сваи. Вначале сверлят дырку в земле и выгребают из нее "слабый грунт":

Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть первая. Крым, Крымский мост, Строительство, Длиннопост

Пробурив отверстие, туда опускают металлический каркас и заливают его бетоном. На каждую опору уходит от 8 до 120 таких свай, в зависимости от геологии:

Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть первая. Крым, Крымский мост, Строительство, Длиннопост

Сегодня основная проблема, с которой сталкиваются строители - погода. По статистике 10 дней в месяц штормит и в это время невозможно ничего делать с воды. Чтобы решить эту проблему, построили два рабочих моста (со стороны Тамани и Керчи). По ним ездит техника и забивает сваи:

Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть первая. Крым, Крымский мост, Строительство, Длиннопост

Работа идет одновременно на нескольких участках, всего у компании 21 подрядчик:

Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть первая. Крым, Крымский мост, Строительство, Длиннопост

На воде используют трубчатые сваи. Их вбивают под разными углами, чтобы мост мог выдержать девятибальное землетрясение:

Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть первая. Крым, Крымский мост, Строительство, Длиннопост

Угол наклона у свай одинаковый, но разные направления:

Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть первая. Крым, Крымский мост, Строительство, Длиннопост

Это одна из свай. Для масштаба внизу стоят люди:

Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть первая. Крым, Крымский мост, Строительство, Длиннопост

Сваи покрашены в тех местах, где имеется соприкосновение с водой (во избежании ржавчины):

Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть первая. Крым, Крымский мост, Строительство, Длиннопост

После того как часть сваи вбита, на неё наваривают следующий кусок и так далее. Тут уже видна отметка 77 метров. В среднем одну сваю забивают за полтора дня:

Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть первая. Крым, Крымский мост, Строительство, Длиннопост

Вид на стройку на острове Тузла:

Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть первая. Крым, Крымский мост, Строительство, Длиннопост
Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть первая. Крым, Крымский мост, Строительство, Длиннопост

После того как вбиты все сваи, на них кладут ростверк - платформу, на которую затем ляжет пролет моста. Делают ростверк из металлоконструкции, собирают их прямо на месте, над сваями:

Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть первая. Крым, Крымский мост, Строительство, Длиннопост
Так выглядит готовая конструкция:
Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть первая. Крым, Крымский мост, Строительство, Длиннопост
Бетон набирает прочность за 28 дней, все это время ростверк "отдыхает":
Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть первая. Крым, Крымский мост, Строительство, Длиннопост

На готовые ростверки начинают собирать пролеты моста. Мост собирают из металлических блоков, которые скручивают друг с другом.

Пролеты собирают на домкратах (красные конструкции). После того, как пролет будет готов, его опускают на ростверки:

Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть первая. Крым, Крымский мост, Строительство, Длиннопост
Самый сложный и ответственный участок моста - это судоходный пролет. Каждая фарватерная опора будет стоять на 110 сваях диаметром почти полтора метра:
Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть первая. Крым, Крымский мост, Строительство, Длиннопост

На месте будущего судоходного пролета уже идет работа. Что-то строят с барж, что-то с временных строительных платформ.

Рядом с местом будущих фарватерных опор строят высокие платформы на которые поставят огромные краны и будут ими поднимать и забивать сваи:

Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть первая. Крым, Крымский мост, Строительство, Длиннопост

Подведу итог: я проехал вдоль практически всего строящегося моста со стороны Краснодарского края. Стройка похожа на муравьиную тропу, где вместо муравьев грузы таскают грузовики. Неподалёку от моста тянут газопровод в Крым, он будет проходить по дну Черного моря. Все кишит, движется, поднимается в воздух и опускается в землю. Стоя на стройке возникает ощущение, что несмотря на заявления скептиков, мост все-таки построят:

Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть первая. Крым, Крымский мост, Строительство, Длиннопост

Часть вторая. Отсюда.