Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть вторая.

Продолжение. Часть первая здесь.

Мне было интересно посмотреть не только на строительство моста, но и на быт рабочих. Трудятся тут вахтовым методом: 15 дней работают, 15 дней отдыхают. Средняя зарплата - 35 тысяч рублей, при этом строители бесплатно живут, питаются и раз в месяц им оплачивают проезд до дома и обратно. Утром и вечером кормят в строительном городке, а обед привозят прямо на мост:

Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть вторая. Крым, Крымский мост, Строительство, Видео, Длиннопост
Салат, горячее (в термосумках), суп и компот:
Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть вторая. Крым, Крымский мост, Строительство, Видео, Длиннопост
Строительный городок находится в 20 минутах от моста:
Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть вторая. Крым, Крымский мост, Строительство, Видео, Длиннопост
Блочные домики, где живут рабочие. В общей сложности около 2000 человек:
Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть вторая. Крым, Крымский мост, Строительство, Видео, Длиннопост
В комнате по 4 человека. Никакого досуга нет, впрочем, после 12-ти часовой смены вряд ли захочется чего-то кроме сна:
Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть вторая. Крым, Крымский мост, Строительство, Видео, Длиннопост
На здании администрации висит объявление о запрете нахождения в шортах. В буфете не обслуживают с оголенным торсом. Видимо, это весьма больная тема для местных:
Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть вторая. Крым, Крымский мост, Строительство, Видео, Длиннопост
Столовые:
Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть вторая. Крым, Крымский мост, Строительство, Видео, Длиннопост
Кухня:
Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть вторая. Крым, Крымский мост, Строительство, Видео, Длиннопост
Меню без цен, всё бесплатно:
Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть вторая. Крым, Крымский мост, Строительство, Видео, Длиннопост

Кроме горячего и холодного цехов есть отдельное помещение под названием "Яйцемойка". В принципе, если задуматься, неудивительно: 2000 рабочих потребляют как минимум 4000 яиц на завтрак:

Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть вторая. Крым, Крымский мост, Строительство, Видео, Длиннопост
Пляж в Тамани неподалеку от городка:
Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть вторая. Крым, Крымский мост, Строительство, Видео, Длиннопост
На стройке живет кот Мостик, у которого есть свой Инстраграм:
Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть вторая. Крым, Крымский мост, Строительство, Видео, Длиннопост

Ну и, наконец, вопросы, которые я задал самому главному человеку на объекте - Леониду Рыженькину, директору по строительству транспортного перехода через Керченский пролив компании «СТРОЙГАЗМОНТАЖ»:


Леонид, первый вопрос самый очевидный: много писали, что Минтранс оценил Керченский мост в 50 млрд рублей. Почему его нынешняя цена более чем в 4 раза больше?


Мост, который мы сейчас строим, никогда не стоил 50 млрд рублей. Любые оценки, звучавшие до окончательного формирования проекта, не имели технологических и экономических обоснований. Сравнение с такими оценками - просто некорректно. Транспортный переход, включающий 2-путную железную дорогу и 4-полосную автодорогу, строительство которого сейчас ведётся в проливе согласно госконтракту изначально стоил 228,3 млрд рублей в ценах соответствующих лет. После прохождения Главгосэкспертизы в феврале 2016 года цена проекта даже снизилась - до 227,92 млрд рублей.

Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть вторая. Крым, Крымский мост, Строительство, Видео, Длиннопост

Известный советский и российский гидростроитель, бывший директор ЛенГЭС Юрий Севенард утверждает, что в проливе высокая сейсмика и мост просто может не выдержать землятресения.


Землетрясение до 8,6 баллов может произойти в Керченском проливе раз в 500 лет. До 9 баллов – раз в 1000 лет. До 9,3 баллов – раз в 2000 лет. Но Крымский мост не первый и далеко не последний мост в мире, который строится в условиях высокой сейсмичности. Что произойдет, если 9-балльное землетрясение все же случится? Во время мощных подземных толчков основную волну примут на себя опоры моста, а колебания, идущие от опор к пролетам моста, будут гаситься с помощью антисеймических устройств – они являются «прослойкой» между опорой и пролетом. Конечно, наверняка, потрескается дорожное полотно. Вероятно, будут деформированы рельсы. Но основной конструктив моста устоит. Он по проекту рассчитан на то, чтобы устоять даже в такое землетрясение. После 9-балльного землетрясения потребуются ремонтные восстановительные работы. Но мост не будет разрушен.


Ещё говорят, что слабые грунты не позволят построить мост должным образом...


Именно поэтому – из-за большой толщи илистых слабых грунтов – сваи Крымского моста уходят на значительную глубину – от 18 до более чем 70 метров. Под каждую опору – а их всего 595 – бурились геологические скважины, чтобы в каждом конкретном случае уточнить, где начинаются твердые грунты, которые послужат надежным основанием для опор. Ну и еще одна особенность – сваи погружаются не только вертикально, но и с наклоном, что придает опорам дополнительную устойчивость.


В 1944 году уже был построен железнодорожный мост через Керченский пролив. И как мы знаем, спустя 4 месяца после открытия его разбили льды с Азовского моря. Не ждет ли новый мост такая же судьба?


А как строят мосты за Полярным кругом? Опоры моста через Керченский пролив рассчитаны на ледовые нагрузки, возможные в проливе; да и между ними достаточно большие пролеты, так что никакой дополнительной помощи в борьбе со льдами мосту не потребуется. Тем не менее, для контроля ледовой обстановки во время эксплуатации моста будет идти мониторинг. И при необходимости суда ледокольного типа, расположенные в порту Новороссийска, в течении 8-10 часов готовы прибыть для дробления ледовых полей.


Почему выбрано именно это место для строительства моста? Есть более короткие участки.


Экспертный совет рассмотрел 74 варианта транспортного перехода через пролив и рекомендовал самый оптимальный через косу Тулза. Подробнее - на инфографике.

Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть вторая. Крым, Крымский мост, Строительство, Видео, Длиннопост

Экозащитники утверждают, что строительство повредит экологии Керченского пролива.


Любые действия человека по созданию чего-то нового, как правило, влияют на экологию. Это неизбежно. Другое дело: как это влияние минимизировать, а затем и устранить последствия своего вмешательства в экосистему. Ключевые риски для экологии при строительстве моста в проливе – шум от стройки и взмучивание воды при погружении свай (со дна поднимается песок). Это вредно для птиц и рыб. Поэтому птиц уже «переманили» на новые места – подальше от стройки создали новые места гнездования, чтобы птицам было куда перебраться. А во время нереста погружение свай на мелководье запретили вовсе, а после стройки предполагается еще и компенсация – вырастят и выпустят в воду выпустят миллионы мальков. Экосистему в Керченском проливе постоянно отслеживают десятки привлеченных специалистов. И на данный момент они констатируют: все в норме. А уж дельфины, которые не покинули пролив и остаются постоянными спутниками строителей, - явный показатель, что им стройка не помеха.


Хочу следить за стройкой в онлайн-режиме. Почему на стройке нет камер?


На самом деле на стройке работает более 120 камер наблюдения – и в онлайн-режиме, и в режиме записи с длительным хранением информации. Но мост через Керченский пролив – стратегический объект. Так что режим здесь чрезвычайно серьезный. А увидеть, что мост действительно строится, можно и с обоих берегов пролива.


Напоследок хочется узнать: получится ли построить такой сложный объект за такой короткий срок?


Баланс "качество - цена - срок" - неотъемлемое условие реализации проекта, достигнутое ещё на стадии проектирования. Строительство ведётся широком фронтом - сразу по всей трассе моста. Мы не идем от берега к берегу или с двух берегов навстречу друг другу. Трасса разделена на 8 участков. На каждом из участков работает по два-три мостоотряда. За каждым – свой фронт работ. Если схематично, то «сделал опоры – перешел к монтажу пролетов; сделал пролеты – перешел к мостовому полотну». Строительно-монтажные работы фактически начались только в феврале этого года, но уже сейчас, с началом монтажа пролетов, очертания моста начинают "прорисовываться" в реальности - их можно увидеть и со стороны Тамани, и со стороны Керчи.

Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы. Часть вторая. Крым, Крымский мост, Строительство, Видео, Длиннопост

P.S. На строительстве моста я был месяц назад, но только сейчас руки дошли до того, чтобы написать о нем. За это время, насколько я знаю, мост ушел дальше вперед.

Отсюда

5
Автор поста оценил этот комментарий

1) в 2015 в Красноярске открыли новый мост; 2) в 2016 в Великом Новгороде открыли новый мост; 3) в 2016 в Питере открыли; 4) в Тюмени открыты два моста; 5) в 2015 в Балаково открыли

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
7
Автор поста оценил этот комментарий

Мост нужен и мосту быть. Не понимаю, каким нужно быть ....... чтобы отрицать необходимость удобного и быстрого транспортного канала - о каком развитии региона без этого может идти речь? Да, кто-то погреется, но когда его построят и он будет служить много лет, то потом и местные и приезжие не будут представлять себе жизнь без моста. В моём городе (СПБ) когда открываются новые участи кольцевой или новые мосты - это просто праздник для тех, кто ездит

8
Автор поста оценил этот комментарий

ТС, а что за "неудобные вопросы"? Что Крым охренительно финансировать стали с самого начала, все знают. Соответственно, и стойка моста на уровне организована, это вполне понятно.

Хороший пост. Но Америку не открывает, и на какие-то "неудобные вопросы" я тут ответов не увидел, как и самих вопросов.

3
Автор поста оценил этот комментарий
Во всех вахтовым поселках, вход в столовых запрещен с оголенным торсом, шортах, открытой обуви без носок, в майках или футболках без рукавов. А также вынос продуктов из столовой, кроме воды, фруктов и шоколадок
раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий
В буфете не обслуживают с оголенным торсом. Видимо, это весьма больная тема для местных:

Когда ешь с видом на чей-то потный волосатый живот - это для кого угодно больная тема. Тупо противно, не находите?

раскрыть ветку