Кризис теории познания / философии науки по С.Д. Хайтуну

Данная статья относится к Категории: Методология науки

Кризис теории познания / философии науки по С.Д. Хайтуну Наука, Методология, Познание, Кризис, Философия, Длиннопост

«Итогом проведённого в книге рассмотрения кризиса теории познания / философии науки, обусловленного победой принципом фаллибилизма (Идее о том, что любая разработанная теория принципиально не окончательна – Прим. И.Л. Викентьева), могут служить следующие выводы:


1. Научное знание и на самом деле неустранимо погрешимо (принцип фаллибилизма справедлив).


2. Базовый тезис авторской версии универсального эволюционизма «эволюция - мера всех вещей» диктует опору при сравнении альтернативных научных теорий на практику как критерий истины.


3. В этом выводе автора укрепляет рассмотрение «разумных» систем науки, подтверждающее тезис о бесперспективности (некорректности) апелляции в науке к трансцендентному, к выходу за пределы опытного и базирующегося на нём теоретического знания.


4. Практика, тем не менее, недостаточна ни в качестве микрокритерия истины, т. е. применительно к отдельно взятым научным теориям, ни в качестве макрокритерня истины, т. е. применительно ко всей совокупности научных теорий (к науке в целом).


5. Практика в принципе не годится как критерий истины применительно к «бесполезным» по самой своей природе фундаментальным исследованиям, составляющим самый цвет научных исследований, высшее достижение цивилизации.

Кризис теории познания / философии науки по С.Д. Хайтуну Наука, Методология, Познание, Кризис, Философия, Длиннопост

6. Несмотря на недостаточность практики как критерия истины, этот критерий следует использовать как основу научных эмпирических исследований с опорой на связывающие латенты (теоретические переменные) с индикаторами (непосредственно наблюдаемые переменные) метрические модели теории измерений; другими словами, именно практика с подключением теории измерения позволяет заполнить извечную пропасть между теоретическим и эмпирическим.


7. Необходимо использовать и другие критерии истины, желательно - всю их корзину.

8. Учёным следует градуировать свою веру в истинность той или иной научной теории (Умберто Эко: «Я не уверен в любой истине - даже в той, в которую верю»).


9. Неустранимая альтернативность научного знания является следствием фрактальности эволюции научного знания, означающей его эволюцию через каскад точек ветвления и являющейся проявлением общей фрактальности универсальной эволюции.


10. Именно фрактальность эволюции научного знания приводит к непредсказуемости оной эволюции; непредсказуемость эволюции научного знания является проявлением общей непредсказуемости универсальной эволюции.

Кризис теории познания / философии науки по С.Д. Хайтуну Наука, Методология, Познание, Кризис, Философия, Длиннопост

11. Непредсказуемости эволюции научного знания способствует автономность «разумных» систем науки, логика развития которых в принципе не доступна составляющим эти системы учёным-индивидам.


12. Даже при использовании учёными всей корзины критериев истины возможны ошибки науки, чреватые гибелью всей земной цивилизации.


Сколь ни кризисно состояние теории познания / философии науки на рубеже XX-XXI веков, воззрения основной массы учёных о природе научного знания и опирающиеся на эти воззрения морально-этические нормы поведения учёных резко отстали за XX век от воззрений и норм философов науки».


Хайтун С.Д., Кризис науки как зеркальное отражение кризиса теории познания, М., «Ленанд», 2014 г., с. 18-19.


Источник — портал VIKENT.RU

Изображения в статье

Изображение Anna Zielińska с сайта Pixabay

Изображение Konstantin Kolosov с сайта Pixabay

Изображение Darwin Laganzon с сайта Pixabay