Краткая история клана Дуглас. Часть 18
Большой герб герцогов Хэмилтон и Брэндон
Начало истории – здесь.
Предыдущий кусочек истории – здесь.
Герцогские титулы и начало XX века
1895 год. В возрасте пятидесяти лет умер Уильям Александр Луис Стивен Дуглас-Хэмилтон. У него была дочь Мэри Луиза (1884), но все его титулы могли наследоваться только по мужской линии. А с этим были проблемы. Потомков 5-го герцога Хэмилтон по женской линии – полно, но с фамилией Дуглас-Хэмилтон – ни одного. Линия прервалась.
Самым близким родственником оказался Альфред Дуглас Дуглас-Хэмилтон (1862), правнук адмирала Чарлза Пауэлла Дуглас-Хэмилтона и прапраправнук 4-го герцога Хэмилтон. В молодости он, следуя семейной традиции, служил во флоте. Как и подобает Дугласу, был человеком отчаянным, удивлял сослуживцев тем, что отваживался нырять под киль линкора.
Тем не менее, большую часть земельных владений, недвижимого имущества и денежных активов унаследовала дочь 12-го герцога. Как они делили оставшийся в наследство миллион фунтов долга – история умалчивает.
Вообще-то в семейных и околосемейных кругах носилась идея Альфреда Дугласа и Мэри Луизу поженить – тогда бы все вопросы решились автоматом. Но не выгорело.
В 1901 году Альфред Дуглас Дуглас-Хэмилтон, герцог Хэмилтон и Брэндон всё-таки наконец женился на Нине Мэри Бените Пур. Достаточно быстро у них появилось семеро детей – четыре сына и три дочери.
Альфред Дуглас Дуглас-Хэмилтон, герцог Хэмилтон и Брэндон
В 1906 году Шолто Джордж Уотсон Дуглас, граф Мортон, несмотря на свои 62 года, отправился на Шпицберген. С ним вместе были четыре его сына. Дело в том, что граф вложил немалые деньги в добычу угля и мрамора на этом арктическом острове. Трудно сказать, какие доходы принесло предприятие, но кое-что от «лагеря Мортона» осталось на Шпицбергене до сих пор.
Братья-пилоты
Вот, дошли мы до того времени, когда рыцари клана Дуглас пересели с боевых коней на самолёты. Здесь самое то рассказать о братьях-пилотах.
Дуглас Дуглас-Хэмилтон, маркиз Дуглас и Клайдсдейл (1903 г.р.), старший сын герцога Хэмилтон и Брэндон, заинтересовался авиацией в раннем возрасте и поступил на службу в Королевские вспомогательные воздушные силы. В 1927 году он стал самым молодым в королевстве командиром эскадрильи.
В 1933-м маркиз Дуглас и Клайдсдейл и лейтенант Дэвид Макинтайр первыми в истории совершили полёт над Эверестом. Это было не только рекордное достижение тогдашней авиации, но и начало научного исследования Гималаев. Кроме того, именно в этом полёте лётчики впервые столкнулись с проблемами, вызванными уменьшением давления на большой высоте, – раньше так высоко никто не забирался.
Кроме воздушных подвигов и приключений маркиз с 1930 года был членом британского парламента, причём, как ни странно, от Трейд Юниона, объединения профсоюзов. До того дошёл, что в 1935-м сам некоторое время работал в шахте – чтобы лучше понимать коллег по профсоюзу.
Но вообще шахты – штука опасная. Из-за подземных разработок угля разрушилось гнездо династии, замок Дуглас. Окончательно то, что от него осталось, было снесено в 1938-м, до нашего времени сохранилась кое-как только одна башня.
Замок Дуглас в 1890 году
Увы! Замок Дуглас в настоящее время
В 1936 году в Берлине проводились Олимпийские игры. В качестве почётных гостей была приглашена межпартийная группа депутатов Британского парламента. Маркиз Дуглас и Клайдсдейл летел в Берлин за штурвалом истребителя. Там он встречался со многими руководителями нацистской партии, но Гесса в то время не было на месте.
Лорд Джордж Найджел Дуглас-Хэмилтон (1906), второй сын герцога Хэмилтон и Брэндон, тоже служил в Королевских вспомогательных воздушных силах. Он стал командиром эскадрильи в 1934-м.
Лорд Малькольм Авондейл Дуглас-Хэмилтон (1909) в отличие от старших братьев закончил специальное учебное заведение – колледж Королевских воздушных сил – и служил в регулярной военной авиации с 1929-го по 1932-й. Но потом вышел в отставку и работал в гражданской авиации. До сентября 39-го, конечно.
Лорд Дэвид Дуглас-Хэмилтон (1912), младший сын герцога, долго обучался в Оксфорде, при этом активно занимался боксом. В 1934-м он выиграл бронзовую медаль в тяжёлом весе на Имперских играх. В довоенный период с авиацией напрямую связан не был, но управлять самолётом умел.
1939 год. Вторая мировая.
Дуглас Дуглас-Хэмилтон, маркиз Дуглас и Клайдсдейл, назначен командиром сектора противовоздушной обороны, включавшего часть Южной Шотландии и Северной Англии. Вылетал ли он на перехват немецких бомбардировщиков лично – нет сведений, но и без того его роль в Битве за Британию значительна.
Лорд Джордж Найджел Дуглас-Хэмилтон ещё перед войной был переведён на должность помощника главнокомандующего Королевским воздушными силами, а во время войны стал начальником разведки Командования истребительной авиации.
Лорд Малькольм Авондейл Дуглас-Хэмилтон с началом войны вернулся в военную авиацию. Более подробных сведений о его службе нет, но два ордена он заслужил, наверное, не просто так.
Лорд Дэвид Дуглас-Хэмилтон в 1939-м впервые надел синюю форму. Он служил в 603-й Эдинбургской, а через некоторое время сам стал командиром этой знаменитой эскадрильи.
16-го октября 1939-го лётчики 603-й Эдинбургской открыли счёт победам Британских КВС во Второй мировой – сбили бомбардировщик Ю-88.
В марте 1940-го умер Альфред Дуглас Дуглас-Хэмилтон, герцог Хэмилтон и Брэндон. Его старший сын Дуглас, командовавший сектором ПВО, стал 14-м герцогом Хэмилтон и 11-м Брэндон. Лорд Джордж Найджел получил титул графа Селкирк.
Ну и вот. 10 мая 1941-го.
Эта история широко известна – как Рудольф Гесс, заместитель Гитлера, второй человек в нацистской партии и вообще в Германии – сел в кабину истребителя и направился в гости к герцогу Хэмилтону.
По одной из версий Гесс вёз мирные предложения британскому правительству. Было понятно, что Германия «попала» – поражение в битве за Британию – и как-то надо искать выход из ситуации. Но предложения эти были вполне себе так бредовые.
По второй версии Гесс надеялся подбить герцога Хэмилтона на мятеж – Черчилля в отставку, парламент к ногтю, короля – под замок. А там после совместного с Германией раздела Европы – задуматься, кто ближайший родственник Стюартов – Веттины или Дугласы. Красиво, только вот никакие реалии при этом не учитывались.
Когда фермер Дэвид Маклин его прихватил, Гесс просил доставить его к герцогу по двум причинам. Во-первых, ему было известно, что поместье герцога расположено неподалёку, это ни для кого не секрет. Во-вторых, по рассказам своего советника он знал, что герцог – приличный молодой человек и не будет Гесса тыкать вилами в отличие от фермера.
А вообще такое впечатление, что всё руководство нацистской партии пребывало в плену диких иллюзий, и Гесс тут не исключение.
Как бы то ни было, для Рудольфа Гесса это приключение закончилось небольшим тюремным заключением – на 46 лет. Дугласу-Хэмилтону пришлось давать объяснение в парламенте, но реально никто по-серьёзному не усомнился в его лояльности.
Дуглас Дуглас-Хэмилтон продолжал командовать округом ПВО, войну закончил в звании воздушного коммандера (выше полковника, но ниже генерала), был упомянут в Приказе.
Дуглас Дуглас-Хэмилтон, герцог Хэмилтон и Брэндон
Джордж Найджел, граф Селкирк, боец невидимого фронта, закончил войну груп кэптэйном (полковником). Он заслужил два Упоминания в Приказе, Крест Воздушных Сил и Орден Британской Империи. Потом граф, как ни странно, занимал придворные должности.
Лорд Малькольм Авондейл дослужился до командира крыла (подполковника), награждён Орденом Британской Империи и крестом «За выдающиеся лётные заслуги». После войны был членом парламента, потом организовал собственную небольшую авиакомпанию. Много летал по всему земному шару, в 1964-м пропал в джунглях Камеруна вместе с сыном.
Лорд Дэвид Дуглас-Хэмилтон, лидер эскадрона (майор), всю войну летал на «Спитфайрах», кроме всего прочего, участвовал в африканской операции «Факел». 2 августа 1944-го был сбит над Францией, дотянул до южного берега Великобритании и там разбился. Его сын Йен Дуглас-Хэмилтон прославился как исследователь слонов, а внучка Саба Ласса Дуглас-Хэмилтон – известная телеведущая.
Дуглас Дуглас-Хэмилтон, герцог Хэмилтон и Брэндон, был впоследствии награждён Орденом Виктории и принят в круг кавалеров Ордена Чертополоха. Он занимал много разных должностей, как государственных, так и по части бизнеса. В том числе был директором ООО (LTd) с громким названием «Шотландская авиация», занимавшегося разработкой и изготовлением небольших самолётов. Кстати, главная база этой фирмы находилась в Прествике, ныне аэропорт Глазго Прествик.
Продолжение следует.