Кошка в геральдике

Кошка в геральдике Кот, Геральдика, Мифы, Легенда, Длиннопост

Внимательный читатель, помнящий, что проявившийся Космос и все в нем сущее является в некотором смысле раскрытием по меньшей мере одного свойства Божественного Непроявленного, поймет, что любой настоящий символ в своей высочайшей и глубочайшей интерпретации представляет собой именно это мистическое взаимодействие.

Символизм, использованный в древних сагах, не есть вещь, изобретенная произвольно, это язык, являющийся нашим единственным средством постижения и приближения к Невыразимому и Непостижимому. Как прекрасно сказал Карлейль:

«В символе есть как скрытый смысл, так и его расшифровка, молчание и речь действуют совместно, некое олицетворение и проявление бесконечного заставляет его смешиваться с конечным, чтобы стать видимым и, как говорится, ощутимым».

«Как наверху, так и внизу». Человек есть «микрокосмос в макрокосмосе», неизвестный и не познаваемый даже его Создателем. Геральдика — это человеческое и личное применение языка символов. Выбранная эмблема является бледной тенью, преследуемой героем, зеркалом, в котором отражается его форма, маской или щитом, скрывающим его внутренний мир от пращей и стрел враждебного мира. Она так срастается с ним, что ее часто принимают за него самого, и его потомки гордо принимают и тем самым увековечивают ее форму.

Разве не все знания египтян записаны мистическими символами?

Разве пишущий не говорит иносказаньями?

Разве поэты не выбирают басни,

Облеченные и брызжущие

Загадочными аллегориями?

(Бен Джонсон)

Этот инструмент геральдики столь древен, что возникает множество противоречивых мнений относительно действительного возраста и происхождения геральдических знаков. Некоторые авторитетные специалисты заявляют, что они старше, чем сама цивилизация; другие находят источники этих семейных знаков отличия в фонетических алфавитах Древней Индии и Китая; третьи находят их начало в национальных знаменах, титулах и родовых именах древних египтян или крестах и овалах древних мексиканцев. Но те или иные теории не столь сильно конфликтуют друг с другом, как это может показаться на первый взгляд, если мы подумаем о геральдике как о части той великой системы символического учения, которое преобладало среди древних народов до изобретения букв.

Все древние историки и писатели приписывают своим героям некие символы. Диодор подарил Юпитеру скипетр, Геркулесу — льва, Александру Македонскому — волка, персам — якорь; и все мы знаем, как римский орел стал синонимом самого Рима с 752 года до н. э. до падения империи. Нет письменных свидетельств того, что какой-то из народов, племен или государств мира не пользовался какими-то животными в качестве своего символа. Кошка, хотя и сравнительно редко, занимает четкое место среди замечательной коллекции существ, изображаемых в геральдике.

Старый французский специалист по генеалогии Пьер Пайо заметил, что римляне часто использовали образ кошки, когда создавали свои знамена и флаги. Ссылка на римскую богиню свободы была, вероятно, намеренной, так как эту богиню изображали с кошкой, лежащей у ее ног, она держала в одной руке чашу, а в другой — сломанный скипетр.

Военное подразделение Ordinis Augusti несло с собой изображение зеленого кота на белом или серебряном фоне. Другая часть, Felices Seniories, имела своей эмблемой половину красного кота на розовом поле. Третий штандарт с кошкой был у альпийских войск, на нем был изображен кот в профиль.

Свевы, вандалы и аланы все имели эмблемой изображения серого кота, потому что это животное символизировало свободу. Голландцы выбрали кошку в виде своего символа по тем же причинам. Они заметили, какую страстную любовь к свободе демонстрируют кошки, и с большой готовностью сделали ее эмблемой своей небольшой и храброй нации, которая так долго отстаивала свою независимость.

Королевский герб Великобритании известен тем, что он обходится без английской поддержки. Яков I вытеснил дракона Тюдоров единорогом, но кроме него там три леопарда, два из которых пришли из Нормандии, а третий из Генуи. Леопарды, которых передали нам норманны, были, вероятно, первоначально кошками. Первая французская республика добавила кошку на свое знамя и, следуя римской традиции, поместила ее рядом со статуей Свободы. Прюдон, республиканский художник, нарисовал интересную аллегорию Конституции, в которой Мудрость, персонифицированная в образе Минервы, была изображена рядом с Законом и Свободой. За фигурой Закона были изображены дети, ведущие в паре льва и ягненка, тогда как Свободу узнавали по кошке, сидящей у ее ног. Правление кошки прекратилось с падением республики. Вместо Свободы она стала символизировать вероломство. На фронтисписе старинной книги под названием «Преступления пап» у ног папы был изображен кот, олицетворяя измену и лицемерие. После этого кошка если и изображалась, то почти никогда не служила эмблемой благородных домов, а стала использоваться торговцами и купцами. Кот в сапогах, например, сделался любимой торговой маркой гильдии сапожников.

Дикий кот был эмблемой бургундцев, и Клотильда Бургундская, которая вышла замуж за Кловиса, короля франков, в 493 году, в приданое получила золото и серого кота, ловившего крыс. Герб Доусонов, кажется, походит на герб Клотильды и описывается также как «голова полосатого кота, гордо поднятая, во рту крыса». Герб с изображением заключенного кота, говорят, был пожалован Хильдебертом, королем Франции с 511 по 558 год, рыцарю, который пленил Гандмара Бургундского во время войны между Францией и Бургундией.

Эта традиция отразилась в изумительном диалоге в пьесе Ферна «Слава щедрости»:

«Парадис, герольд: «Поэтому я и молю вас, начинайте и расскажите своему господину, какой герб у этого рыцаря».

Торкватус, рыцарь: «Мне кажется, на нем соболь, зверь с поднятой правой лапой, а напротив орнамент из восьми красных элементов, без серебра».

Колюмел, крестьянин: «Господи, сэр! и вы называете это гербом? Да не сойти мне с места, сдается мне, что на гербах не должно рисовать такую чепуху. Ну, это все равно что кошка в молочной лавке. Нужно быть полным дураком, чтобы посадить такое паразитское создание стеречь ее».

Любопытная и интересная черта геральдики — это так называемые «остроумные гербы», или «гербы-каламбуры», которые, как считается, произошли от некой игры слов, в которой обыгрывалось имя владельца. Но, как мы уже отмечали, более вероятное объяснение заключается в том, что в древности и имя каждого человека, и название места имело символическое значение.

У нас есть этому множество примеров из английской геральдики, например фамилия Арчер (стрелок) — три стрелы, Хантер (охотник) — три легавых и охотничий рог, Батлер (дворецкий) — три винные бочки, а кошка для символистов или остряков (каламбуристов) была готовой мишенью упражнения в изобретательности, которую они и проявляли с большой пользой для себя.

Граф Кейтнес, как предполагают, получил свое имя от тевтонских поселенцев рода Кати, и их первоначально величали Катинесс. Нет необходимости говорить, что древние составители гербов не упускали возможности поиграть словами, и большинство многочисленных семей из старинного клана Чаттан изображают на своих флагах горного кота. Герцог Сазерлендский, бывший в стародавние времена главой клана, назывался «Мохр ак чат», то есть «Большой Кот». Девиз семейства Макинтош — «Дотрагивайся не до кошки, а до перчатки». Первоначально он звучал так: «Не трогай клан Чаттан, или Горного кота, копьем». Герб клана — «горный кот, выступающий вперед, изображаемый анфас». На мелких гербах — два кота.

Те же самые слова взяты в качестве девиза Гранта Баллиндаша и объясняются во втором девизе, звучащем на французском языке так: «On ne prend pas tel chat sans moufles».[39]

Знак семейства Катесби — это пятнистый кот, такой, как изображен на витраже Лапвортской церкви в Уорикшире.

Горная или дикая кошка давно обитает в Рокингемском лесу, на родине Катесби. Но на своем щите род Катесби носит главу рода кошек, льва.

Еще одним примером использования каламбуров в геральдике может послужить семейство Кит из Глочестера и семейство Берк, знак которых — горная кошка с поднятой правой лапой, а у Китов половина кота, в латах, или Кэттли, чей знак — половина дикого кота в латах, поддерживающего якорь, или Катеролл из Чешира, кот которых изображен на знамени стоящим на задних лапах с поднятой правой передней лапой.

Повсюду остряков привлекало имя нашего мяукающего друга. Например, старый немецкий дом Катцен изображал на бирюзовом поле своего герба серебряного кота, держащего дом. Неаполитанский владелец дома Делла Гатта также поместил серебряного кота на бирюзовое поле, а семейство Лимузин, Ла Шатарди, изображает двух серебряных котов, одного над другим, тоже на бирюзе.

Наводящий на размышления пример того, как иногда может произойти, что кошке оказывается честь стать представительницей рода благодаря ее способностям, находится в «Анналах Уотсона». Мы там можем прочесть, что Елизавета Хёрд и ее муж были среди Пеннов, ранних колонистов в Филадельфии, и, пока они строили себе жилище, обитали в пещере на берегу реки. Они работали вместе, возводя камин, когда Хёрд резко крикнул жене: «Не лучше ли тебе подумать об обеде!» Елизавета знала, что у нее в запасе есть только хлеб и сыр, но подчинилась приказу своего господина. Она пошла в пещеру, грустно думая, как накормить голодного мужа. По дороге она заметила кошку, возвращавшуюся с охоты с большим кроликом в пасти. Елизавета с благодарностью взяла ее добычу и поэтому смогла накормить проголодавшегося мужчину хорошим, питательным блюдом. Она рассказала ему, как добыла кролика. Бедным переселенцам он показался даром небес, и они заплакали от благоговейной радости. И они не забыли об этой помощи, которую получили в час нужды. Когда после многих лет процветания Елизавета Хёрд умерла, она оставила своей внучатой племяннице миссис Моррис серебряное блюдо с выгравированной на нем кошкой, несущей во рту кролика.

«Девять жизней кошки. Мифы и легенды», Олдфилд М. Гоувей (перевод: Елена Алексеевна Доронина), 2008г.