Конституционный суд разрешил изымать имущество коррупционеров без сроков давности
Конституционный суд России запретил применять текущие сроки давности, установленные Гражданским кодексом, к антикоррупционным искам прокуроров об изъятии имущества коррупционеров в доход государства. Применение сроков давности в таких делах являлось лазейкой в законе, которая позволяла коррупционерам сохранить незаконно полученное имущество.
С запросом о соответствии Конституции положений Гражданского кодекса обратился Краснодарский краевой суд. В нем рассматривается дело бывшего инспектора аппарата полномочного представителя президента в Южном федеральном округе Андрея Коровайко: Генпрокуратура пытается взыскать с Коровайко и других участников коррупционной схемы активы на сумму свыше девяти миллиардов рублей, полученных фигурантами незаконным путем в 2001–2004 годах. Ранее Каневский районный суд удовлетворил требование Генпрокуратуры, однако на это решение была подана апелляция.
Конституционный суд поставил, что с учетом значимости проблемы коррупции в России сроки исковой давности по антикоррупционным делам применять не следует. При этом суд уточнил, что законодатели вправе установить для антикоррупционных исков специальный срок давности, если сочтут это необходимым, но в любом случае он должен превышать 10 лет (установленный срок давности на данный момент).
Главное обоснование решения КС состоит в том, что коррупционеры имеют множество возможностей сокрыть как сами нарушения, так и незаконно приобретенное имущество. Для этого взяточники используют властные полномочия, должностные иммунитеты, влияние на деятельность госинститутов и их должностных лиц. Именно поэтому необходимо лишить коррупционеров оснований рассчитывать на институт давности, говорится в решнии КС