Композитные самолёты - шаг в будущее.Что такое "композит". Российские испытания идут на прототипе CТР-40ДТ

Композитные самолёты - шаг в будущее.Что такое "композит". Российские испытания идут на прототипе CТР-40ДТ Наука, Наука и техника, Самолет, Длиннопост

Время не стоит на месте. Вместе со временем совершенствуется и техника подвластная человечеству. Ещё совсем недавно все мы летели на самолётах сделанных на основе алюминия и титановых сплавов.


Но в технологиях производств происходит постоянно погоня за чем-то новым . И вот уже в погоне за облегчением конструкции и увеличением скорости, в моду начинают входить совершенно новые модели пассажирских самолётов. Самолёты делаются из так называемых "композитных материалов". Фактически целиком. Облегчение конструкции позволяет в значительной мере экономить на топливе. А топливо,как известно, в авиации на сегодня, один из главных факторов по расходам, когда предстоит преодолевать большие расстояния. Без топлива самолёт остаётся не у дел. Тот кто сэкономил на топливе, тот заработал ощутимую прибыль. И с этим ничего не поделаешь. Мир движется именно по такому пути.


Корпорация "Боинг" уже внедрила и выпускает свои самолёты именно из композиционных материалов. Поэтому она как бы и является флагманом мирового авиастроения. Аэробусы А-320 тоже движутся в том же направлении по исполнению конструкции самолёта.


Так, что же такое, этот самый "композит", о котором все говорят?


Пример простого композиционного материала - это железобетон. Армирующий наполнитель - прутья из металла дают в совокупности с бетоном повышенную прочность конструкциям и защищают их от преждевременного разрушения.


Так же и в самолётостроении. Используемые полимерные композиты имеют армирующий наполнитель. Чаще всего это углеродные волокна, которые облегает матрица из синтетических термореактивных смол. При нагревании композиционный материал образует этакую трехмерную полимерную сетку и на выходе вся конструкция становится довольно жёсткой и даже устойчивой к химикатам. Просто прекраснейший облегчённый материал, детали из которого по прочности превосходят металл!


Есть ещё детали в самолёте - там используют теперь стеклопластик, тоже композитный,но там стеклянные волокна служат армированным наполнителем.


Конструкторы нашедшие такое решение совершили новый прорыв в технике. Теперь из композитов изготавливается всё технически необходимое там, где важны прочность и лёгкость.Обтекаемые кузова спорткаров "Формулы 1", и элитные авто на заказ, давно делают из углепластика.


Конструктивно и самолёт, почти целиком, можно сделать из композитов: и крылья. и фюзеляж, и оперение хвоста, и даже - мотогондолу. Некоторые продвинутые компании уже делают внутренние детали интерьера самолёта. Закон движения прост: чем легче конструкция, тем меньше топлива на пути следования потребляет самолёт. Смотрим на примере схематики конструкции "Боинга" - фото ниже.

Композитные самолёты - шаг в будущее.Что такое "композит". Российские испытания идут на прототипе CТР-40ДТ Наука, Наука и техника, Самолет, Длиннопост

В России тоже ведутся подходы к выходу отечественного самолётостроения на передовые технологии. Ещё в 2013-ом году Научно-исследовательский центр "Институт им.Н.Е. Жуковского" начал работу в этом направлении.


За основу решено было взять модель самолёта Як-40. Благо парк старых самолётов этого представительства имеется в стране в достатке(около 400 экземпляров стоят на земле из-за того, что три двигателя "сжирают" непомерное количество топлива). Опытное производство решено было делать на дочерней базе "Института им.Жуковского" - в "Сиб НИА", где имелся подбор необходимых инженерных кадров.Это где-то в Сибири, в районе г.Новосибирска.


За основу был взят фюзеляж и уже в 2016 году шла стабильная разработка кессона удлиненного крыла и подбор двигателей на испытываемую машину.


Модернизированный опытный образец с композитным крылом и двумя двигателями от американской компании Honywell был поднят в воздух и провёл там испытательный полёт в конце 2018-го года.


Самолёт показал прекрасные характеристики и достаточно уверенную устойчивость в воздухе. Тяги двух двигателей вполне хватало, против трёх поставленных в давние времена на Як-40.


В перспективе у самолётостроителей сделать целиком композитный аналог данной модели под названием СТР-40ДТ.

Композитные самолёты - шаг в будущее.Что такое "композит". Российские испытания идут на прототипе CТР-40ДТ Наука, Наука и техника, Самолет, Длиннопост

От прошлого "Яка" на самолёте останутся лишь модернизированные шасси. Всё остальное буде отвечать самым современным требованиям.


Крайне важным остаётся вопрос с двигателями, в период напряженных отношений с американской стороной и санкциями. Предполагается, что эти американские двигатели Honywell смогут успешно заменить на отечественные АИ-222-25.


Характеристики самолёта CТР -40ДТ. Демонстрационная версия.


Пустой самолет,вес - 6500 кг. Вес с нагрузкой - 12900 кг. Высота полёта - 9000 -10000 метров. Дальность - 4000 км.Скорость полёта -650-700 км/ч(у ЯК-40 скорость -500 км/ч).


Расход топлива - 500 кг в час. Разбег - 800 метров. Пробег - 600 метров.


При такой топливной экономичности и дальности полёта ,самолёт вполне способен с тридцатью пассажирами на борту вылететь из Новосибирска и затем приземлиться в Москве!


Перспектива иметь такую машину собственного изготовления - вполне интересна.