Комментарии Александра Васильева к песням

Прочь из моей головы:

Записывая новый материал, мы, конечно, не думали, что отдадим в эфир «Прочь из моей головы» - это вообще не форматная для радио песня, в ней нет куплета, который считается обязательным условием для потенциального хита, и я счастлив, что «Наше радио» выбрало именно эту композицию – это говорит о том, что у руководства этой станции сохранился хороший вкус.
Я не знаю, как они поступят со строчкой, в которой есть нецензурная фраза, – скорее всего, в эфире ее «запикают». Но мы не стали ее закрывать, чтобы не ломать общее настроение песни.

Алкоголь:

В наших песнях нет ни одного призыва к употреблению. Есть констатация факта: алкоголь действует так и так-то. Сама песня "Алкоголь" посвящена любимым людям: Есенину, Брайану Джонсу, Чарльзу Буковски и всем тем, кто знает, что это такое. Для того чтобы не бояться психоделиков (а алкоголь относится к таковым) и не зависеть от них, их нужно исследовать.

Альтависта:

В песне Альтависта мне удалось перепрыгнуть через свой собственный стандарт написания песни. Первый раз в жизни. В "Гранатовом" мы довели это до вершины, вот эту схему - куплет - припев - проигрыш. Дальше ее развивать некуда было. Я понял, что это мне смертельно надоело, и первый раз написал песню, которая развивается по другим законам.

Альтависта (другая точка зрения):

Текст старой песни, но музыка совершенно другая. Я придумал мелодию и понял, что на нее идеально ложиться текст "Альтависты", что его нужно только чуть-чуть подправить. Там она была в мажоре, и такой, с китайскими гармониями, а здесь минорная гитарная баллада.

Англо-русский словарь:

Хит... просто, ну опять же под влиянием Тарантино и того, что все вокруг смотрели голивудское кино с русским переводом. А английский же текст пробивается и там все - fuck! fuck! motherfucker! А переводят: черт, черт, черт побери там и т.д. Вот это несоответствие фишкой стало на какой-то период времени, что я сделал из этого песню.

Блокада:

абсолютная психоделия, гитарный рок с привлечением струнного квартета, который назывался "Смерть Паганини". Я его так назвал. Они еще незнают об этом. В песне три куплета, по две строки в каждом. Очень мало текста - всего шесть строк, но каждая получилась супер. Мелодию для квартета придумал, опять же, клавишник. Он вообще на этом альбоме очень здорово отличился. Он один из бесспорных лидеров группы...

Бог устал нас любить:

Мы с женой снимали маленькую хрущевскую кваpтиpy в Ленинграде на пpоспекте Ветеpанов. То есть в жопе миpа. Была зима. Сигаpеты кончились. Денег не было. Пришлось сочинить этy песню.

Бонни и Клайд:

Бонни и Клайд - это я помню прекрасно. Мы жили в Купчино на первом этаже и у нас был маленький телевизор на кухне. Я курил и смотрел это кино - Бонни и Клайд, американский боевичок, очень романтический, красивый, настоящий голливуд такой, с красивыми машинами, выстрелами, гангстерами и т.д. И когда шли финальные титры, мне их так жалко стало, что вот они, как Ромео и Джульетта такие... Я написал им песню.

Я попросил Стаса уже на записи просто зажать нос вот так вот рукой и типа как у переводчика, что то на английском или псевдо-английском произнести, какую-нибудь торобарщину. Я не ручаюсь за весь язык английский, но псевдо-произношение у него очень приличное. Хотя нет, на записи мы брали, точно, голос какой-то дат-кассеты, а эту фишку мы придумали для концертов, Стас это делал на концертах, да.

Будь моей тенью:

Это - любовная лирика и под влиянием Калинова моста и певицы Наташи Марковой из группы Двуречье, кого угодно, детских сказок. Ну, текст для меня не устарел, мне совершенно за него не стыдно. Достаточно удачные строки, там, про подзорные трубы, там, про испуганных глаз детей и так далее. То есть мы её до сих пор поём. И мы её поставили 1-ой с начала (в КО), потому что… ну, я чувствовал, что песня достаточно сильная, если люди ставят кассету, их, в принципе, текст должен зацепить.

Валдай:

Абсолютно экспериментальная, такая психоделичная транс-музыка. Я о ней уже рассказывал. Она длится пять минут. Те, кто любит транс - вставятся от нее, те, кто любит группу "Сплин" - будут удивлены.

Время назад:

Гитарная баллада. Очень динамичная, много текста, но я за неё спокоен. Текст сильный.

Выхода нет:

Отчасти и это тоже - разрезанное на куски тело,… потому что когда … в те дни, когда была написана эта песня, буквально накануне, в Петербурге два человека покончили жизнь самоубийством, выбросившись на рельсы.

Коммент АП: Потом во многих европейских столицах … в Париже – я знаю точно, … по-моему, в Лондоне – вообще запрещена эта надпись – «Выхода нет» в метро, … потому что люди выходят и смотрят, если надпись есть такая - «Выхода нет» то все, и выхода нет вообще в жизни. Все – веревка, и, под поезд! Потом заметили на другую совершенно надпись…надпись «выхода нет» - отсутствует. И эта тема тоже обыгрывается в песне.

Далеко домой:

Я бы не сказал, что песня написана из самых светлых побуждений и в самое радостное время. Как-то так получаетчся, что большинство песен пишутся в состоянии меланхолии. Далеко домой - далеко до самого себя. Период изучения восточных практик. К единоборствам отношения не имеет никакого. Далеко домой - далеко до самого себя... Может быть, когда-нибудь доберусь.

Коммент СН: Вот, песня Далеко домой - это такой лирический лейтмотив Сашки Васильева.

Девятиэтажный дом:

Светлая песня, и играется она в ритме босановы. Для нас это эксперимент. Группе "Сплин" это не свойственно. Это не рок-песня, и меня радует, что у нас разнообразное творчество.

Джим:

Имеет ли отношение к Джиму Моррисону? Отчасти. Я бы сказал, что это простое совпадение имен. Ну да, он похоронен на Пьер-Лашез, но это ни в коем случае не песня, посвященная Джиму Моррисону, не дань его памяти. Это, скорее, некий собирательный образ, в который он тоже входит.

Добрых дел мастер:

Меня привели в музыкальную школу, и я, как всякий нормальный мальчишка всё это ненавидел, потому что меня заставляли играть на аккордионе, и приходилось, более того, тоскать его из дома в музыкальную школу, а это для восьмилетнего мальчика работа такая серьёзная. Но, тем не менее, я не жалею, и в итоге мне это пригодилось, потому что на запись в "Добрых дел Мастере" я играл на аккордионе. А как мы его записывали! Это было чудо! Мы приехали в 9 утра в Москву, в 10 заехали к знакомой девчонке, взяли аккордион. Июнь был, жара, тепло, у всех открыты окна машин. Я аккордион распаковал сразу, как только его забрал и вышел во двор, уже напевая какой-то "Крейсер Аврора", что-то в этом роде, потом мы сели в машину и стали распеваться. И на перекрёстках люди останавливались и из соседних машин, из автобусов нудоуменно смотрели, потому что странненько всё-таки выглядит, когда в 10 утра четыре человека в машине: один из них играет на аккордионе, и все горланят песни при этом. Это называлoсь: группа распевалась перед записью! "Добрых дел Мастер" сразу покатил хорошо, потому что очень динамичный, и Яник поёт там смешные " дай-дай-дай-дай". Эта песня написана в 1997. Петь начали в 2000 году. Помню, я пел ее музыкантам TEQUILAJAZZ в 1997 году на ступеньках " Горбушки", куда мы отправились сразу после " Максидрома". Потом, когда в группу пришел Наветный, и Яник наиграл мелодию из Нусрата Фатеха Али Хана, песня получилась.

Достань гранату:

Я когда-то дал себе установку никогда не зацикливаться на вещах. Когда была песня написана, в какое время, из-за чего и так далее... Мне это напоминает сборники плохих поэтов, которые, там, скорпулёзненько каждый свой стишок подписывают... (Начинает, подражая плохим поэтам, говорить с костромским акцентом "акая" и "окая") " Вот я его, это написал на даче, такого-то числа месяца и года. Вот, и вдохновительницей была Мария Ивановна - соседка. Доила козу, повернувшись ко мне спиной, нагнувшись при этом. " Я этого не люблю, и я перебираю просто песни в памяти и понимаю, что жизнь была разнообразной. Что в одном альбоме были и тихие песни, лиричные, и такие вот взрывные, как Граната и меня это вполне устраивает.

Написана в период жизни, когда хочется всё взорвать. Наверное, единственный раз перенёс в песню эмоции дословно. То есть, действительно хотелось, достать гранату, выдернуть чеку и передать всем большой и пламенный привет.

Звезда рок-н-ролла:

В каждой своей песне я описываю только свою жизнь. Я пытался представить, что будет со мной через много лет. Знаю, что рано или поздно умру, - мне одновременно и страшно и радостно от того, что все это когда-нибудь закончится. Именно в этом, может быть, и есть счастье. Если бы жизнь была вечной, чему бы мы радовались?

Иди через лес:

Ну, я не хотел конечно пропагандировать курение - это так, потому что, это - очень светлая баллада. Там есть слабые строки, к сожалению, ну… я молодой был, тогда не особенно за этим следил, а есть очень сильные ради которых до сих пор эта песня в репертуаре.

Йог спокоен:

жизнерадостный боевичок. Там прикол, что он спокоен, спокоен, а потом все переходит в крики. Выясняется, что он не особенно спокоен, и что он может даже и не йог вовсе. Отличная песня получилась. По драйву она как "Rolling Stones", а по звуку как Дэвид Боуи года этак 75-го. Я очень доволен.

Кое-что ещё:

достаточно старая песня, но вот, наконец, она нашла свое место на альбоме. Мы ее несколько раз до этого записывали в разных вариантах, и теперь получился веселый, бессмысленный боевик.

Любовь идёт по проводам:

Я её очень, достаточно, часто пою, потому что это - речетатив, его можно делать в любом стиле, там в любое время, всегда… Текст там сильный - и всё. Значит, песню можно петь и за неё не стыдно. Меня первый раз, может быть, пробило, когда я просто сел на два аккорда и… больше там и ненужно было ничего. Я придумал первую строчку, и дальше покатило, что я просто еле успел всё записать, потому что вот как раз то ощущение, когда как будто бы тебе кто-то диктует. Тебя настолько прёт, что ты ничего не соображаешь - ты сидишь и пише