Комитет Сибирской железной дороги

10 декабря 1892 года императором Александром III было утверждено учреждение Комитета Сибирской железной дороги. Комитет этот просуществовал 13 лет, итогом его деятельности стало строительство эпохального сооружения – Транссибирской железной дороги, самой длинной железной дороги в мире.


Сегодня бы эту стройку назвали Национальным проектом, и её значение трудно было бы переоценить. Даже победа над Японией в 1945 году и все сегодняшние наши газпромы и прочие богатства, работающие на страну, да и вообще то, что сегодня Сибирь принадлежит России, - это всё заслуга тех русских людей, которые в конце позапрошлого века в неимоверно трудных условиях за короткий срок построили величайшую магистраль в мире.

Комитет Сибирской железной дороги

Ошибочно считать, что Комитет занимался только вопросами строительства собственно железной дороги; кроме этого, в его ведении была организация геологических исследований и разведки как для обеспечения будущей дороги минеральным топливом, так и вообще для развития добычи в Сибири золота, меди, железа и других ископаемых.


Другой возложенной на комитет задачей, может быть, ещё более важной, было руководство переселенческим движением в Сибирь: разыскание и отвод удобных для переселенцев мест, их обустройство, а, кроме того, развитие существующих водных путей (в частности, осваивались водные маршруты по Карскому морю в устье Енисея, так что вполне можно считать заслугой комитета начало тому, что уже в Советское время назовут Северный морской путь), основание промышленных предприятий, привлечение рабочей силы (включая ссыльных и каторжников) и многое другое, вплоть до строительства школ и церквей.


Экономный Александр III принял такой вариант, при котором управление делами новообразованного Комитета было присоединено к деятельности управляющего делами комитета Министров, вследствие чего не потребовалось создавать ни особой дорогостоящей канцелярии, ни вводить особого содержания управляющему вновь создаваемого комитета; ограничились всего лишь небольшой прибавкой к жалованию Управляющему делами Комитета министров, на которого возложили совмещение двух должностей, и увеличили на несколько чинов канцелярию Комитета министров, отвечающую за делопроизводство по сибирским делам.


Председателем комитета был назначен наследник престола, будущий император Николай II. Деятельность его не была отбыванием декоративных функций почетного председателя: будущий император реально работал, вникал во все вопросы и сам был инициатором многих осуществлённых предложений. Например, во время обсуждения вопросов переселения в Сибирь именно он указал на необходимость насаждения среди крестьянского населения Сибири образцовых хозяйств.


Ещё интересный момент: по настоянию тогдашнего председателя Комитета министров империи Николая Христиановича Бунге, по примеру Комитета министров, Комитет Сибирской дороги не получил никакой исполнительной власти. Таким образом, за Сибирским комитетом оставалось направление и объединение деятельности различных ведомств. Особенно Бунге настаивал, чтобы вопросы о заключении подрядов на исполнение различных работ на участках дорог хозяйственным способом всецело оставались на обязанности Министерства путей сообщения.


«Невозможно, - говорил он, - чтобы в столь обширном деле обошлось без злоупотреблений, хотя бы и мелких. Поэтому важно, чтобы имя наследника Престола не было примешано к подобного рода делам». Многоопытный Бунге оказался совершенно прав: вопросы о злоупотреблениях неоднократно поднимались, и во всех этих случаях Комитет имел развязанные руки для назначения комиссий и проверок, чем он широко пользовался.