Колесно винтовой парусник

Колесно винтовой парусник 19 век, Корабль, История, Картинки, Длиннопост

«Грейт Истерн» (англ. Great Eastern, до спуска на воду носил имя «Левиафан») — британский

пароход, спроектированный

Изамбардом Кингдомом Брюнелем и спущенный на воду в 1858 году. Предназначался для рейсов в Индию вокруг Африки без пополнения запасов топлива.

Жюль Верн побывал на «Грейт Истерне» в 1859, когда тот ещё только строился. В 1867 он совершил на этом корабле путешествие из Ливерпуля в Северную Америку. Корабль послужил писателю источником вдохновения для романа «Плавающий город» (фр. Une ville flottante; 1871), где Верн его и начал писать.

Колесно винтовой парусник 19 век, Корабль, История, Картинки, Длиннопост

«Грейт Истерн» являлся крупнейшим в истории парусником и крупнейшим кораблём до XX века.

Имел два двигателя - паровая машина, вращающая гребные колёса; паровая машина, приводящая в движение винт.

Двигался с помощью 2 боковых колёс диаметром 17 м, 1 винта с 4 лопастями и 6 мачт с общей площадью парусов 1 686 м².

Экипаж 418 человек. Корабль мог вместить 4000 пассажиров, из них 800 — в каютах I класса, 2000 — II и 1200 — в каютах III класса.

Колесно винтовой парусник 19 век, Корабль, История, Картинки, Длиннопост

Среднее ежедневное потребление угля на самом полном ходу — 380 т. Угольные ямы могли вместить около 10 000 т.

Колесно винтовой парусник 19 век, Корабль, История, Картинки, Длиннопост

Спуск «Грейт Истерна» на воду собрал более ста тысяч человек. Брюнель руководил этой уникальной инженерной работой. Пришлось отказаться от подачи команд голосом и срочно создать систему условных сигналов с помощью красного и белого флагов.

Процесс спуска начался типично — о форштевень корабля была разбита бутылка шампанского, и под возгласы многотысячной толпы Брюнель дал сигнал привести в действие гидравлические домкраты.

Корабль начал двигаться в сторону Темзы, но неожиданно возник перекос. Это произошло из-за того, что практически невозможно было синхронизировать работу крайних лебёдок. Барабан одной из них стал быстро раскручиваться, сбив такелажников. Пять человек получили тяжёлые увечья. Всё же Брюнелю удалось остановить корабль и зафиксировать на спусковой платформе.

Подготовка к новому спуску заняла почти два месяца. Однако все попытки спуска заканчивались плачевно. И лишь 31 января 1858 года очень большой прилив, вместе с ураганным ветром, достигнув корабля, спустил корабль на воду.

Колесно винтовой парусник 19 век, Корабль, История, Картинки, Длиннопост

7 сентября 1859 «Грейт Истерн» был отправлен в испытательный рейс из Лондона в Холихед на западе Англии. Брюнель из-за болезни не присутствовал на проводах. 9 сентября на корабле взорвался котёл (как писала «Таймс» — в результате акта саботажа), первая труба взлетела в воздух, словно ракета, 6 человек погибли, 9 получили ранения. Узнав об этом, 15 сентября Брюнель умер от разрыва сердца. Неприятности и в дальнейшем преследовали это судно. Во время перехода на шлюпке от судна к порту на рейде Холихед утонули капитан и два пассажира.

Колесно винтовой парусник 19 век, Корабль, История, Картинки, Длиннопост

27 августа 1862 г. «Грейт Истерн» наскочил на необозначенную на карте скалу и получил пробоину размером 25 х 2,7 м. Ни одно другое судно в мире в то время не осталось бы после этого на плаву, но спасла предусмотрительность проектировщиков: двойное дно выдержало! Зато не выдержали нервы у судовладельцев. После окончания ремонта пароход совершил еще три рейса в Америку, а затем был продан.