Когнитивная легкость

Когнитивная легкость Психология, Мышление, Когнитивная психология, Длиннопост

Особенности самого удобного и приятного способа мышления, который может как существенно упростить жизнь, так и привести к фатальной ошибке.


Когда вы находитесь в сознании, ваш мозг проводит бесчисленное количество операций, проверяя и обновляя информацию: произошло ли что-то новое? нет ли рядом угрозы? все ли в порядке? Все это оценивается автоматически, так же проводится мониторинг ситуации в целом, что бы узнать, нужно ли подключать дополнительные усилия.


Одним из примеров того, что измеряет наш мозг, есть когнитивная легкость, диапазон которой начинается от «легко» и заканчивается «тяжело». «Легко» означает, что все хорошо: угроз нет, важных новостей тоже, нет нужды мобилизовать усилия. «Тяжело» означает присутствие проблемы, для решения которой нужно задействовать дополнительные ресурс вашего мозга. Соответственно второй показатель будет называться когнитивным напряжением.


В состоянии когнитивной легкости вы, скорее всего, будете чувствовать себя хорошо, вам будет нравиться то, что вы видите, слышите, будете верить тому, что вам говорят, а в общем, оценивать ситуацию как комфортную и знакомую для себя. А еще, в таком состоянии вы будете думать поверхностно и небрежно, особо не напрягаясь, выдавая первый ответ, приходящий на ум. Когда же вы чувствуете когнитивное напряжение, то начинаете относиться ко всему с подозрением, прикладывать больше усилий к тому, что делаете, так же вы будете чувствовать себя не так комфортно в такой ситуации. Но, вероятно, вы будете допускать меньше ошибок, нежели всегда, будете менее полагаться на свою интуицию и больше использовать своим мышлением, ваши действия будут более выверены, чем в состоянии когнитивной легкости.


Механизм когнитивной лёгкости — важный адаптационный механизм, который позволяет животным не находиться постоянно в состоянии стресса. Мозг, какому бы живому существу он ни принадлежал, стремится сэкономить на усилиях и выбирать краткие пути: «если в прошлый раз нас не съели, значит, и в этот всё пройдёт хорошо».


К сожалению, иногда бывает, что чувство когнитивной легкости мешает оценивать ситуацию объективно, заметно притупляет критическое мышление. Инстинктивная лень разума – это способ экономить ресурсы и сохранять удовлетворительный и безопасный статус кво, даже если нарушение равновесия может обещать новые блага.


Давайте разберем некоторые варианты, которые помогают нашему мозгу оставаться в состоянии когнитивной легкости и особо не утруждать себя.


Первым пример будет иллюзия вспоминания. Если дать человеку прочесть не большой список имен, он их запомнит на какое то время и, увидев их в скором будущем, даже вспомнит, где их прочитал. Но, если через несколько дней дать ему другой список имен, где будет присутствовать хоть одно имя с первого списка и попросить его отметить, кто из данных людей является знаменитостью то, вероятно, но выберет старое, уже знакомое ему имя из первого списка. Этот эффект впервые продемонстрировал психолог Л. Джакоби. Он сформулировал эту проблему так: «У ощущения „знакомости“ есть простая, но действенная особенность – "прошлость", которая, как представляется, служит прямым указанием на наличие предыдущего опыта». Эта особенность и есть иллюзией. Увиденное ранее слово воспринимается легче, и сама эта легкость порождает ощущение знакомости, хотя вы даже можете и не знать от куда это ощущение у вас появилось. Именно так и появляется иллюзия знакомости.


Второй пример – иллюзия истинности. Все, что облегчает работу ассоциативного механизма, искажает оценку. Работу ассоциативной памяти понимают как множество одновременно происходящих событий. Активированная идея вызывает не просто еще одну идею, а множество их, а те, в свою очередь, активируют другие. Кроме того, сознание заметит лишь некоторые активированные идеи; основная часть работы ассоциативного мышления проходит скрытно. Частые повторения – надежный способ заставить людей поверить неправде, потому что различить истину и ощущение чего-то знакомого нелегко. Единственной знакомой фразы в утверждении достаточно для того, чтобы все утверждение казалось знакомым, а значит, истинным. Если вы не можете вспомнить, где вы его слышали, и никак не можете соотнести его с другими известными вам фактами, вам остается только полагаться на когнитивную легкость.


Третьим примером выступит эффект знакомства с предметом. Психолог Роберт Зайонц посвятил значительную часть своей карьеры изучению связи между повторением произвольного стимула и возникающей приязнью к нему. Зайонц назвал это эффектом простого предъявления. Несколько недель подряд на первой странице студенческой газеты Мичиганского университета появлялось объявление, похожее на рекламу, содержащее турецкое (или похожее на турецкое) слово: kadirga, saricik, biwonjni, nansoma и iktitaf. Слова повторялись с разной частотой: одно появилось лишь однажды, другие появлялись два, пять, десять или двадцать пять раз. Когда загадочная серия объявлений закончилась, исследователи разослали в университеты анкеты, где спрашивали, означает ли каждое из слов что-то хорошее или что-то плохое. Результаты были потрясающие: слова, представленные чаще, получили более благоприятную оценку, чем слова, показанные всего раз или два.


Зайонц утверждал, что возникновение симпатии при повторе – важнейшая биологическая особенность, которая распространяется и на животных. Чтобы выжить в зачастую опасном мире, организм должен реагировать на новые раздражители осторожно и со страхом. Для животного, которое относится к новому без подозрений, перспективы выживания выглядят мрачно. С другой стороны, угасание первоначальных опасений перед безопасным явлением – признак адаптивности. Эффект простого предъявления возникает из-за того, что повторяющиеся столкновения с новым стимулом не заканчиваются ничем плохим. Такой стимул со временем станет сигналом безопасности, а безопасность – это хорошо. Очевидно, что это верно не только для людей. Чтобы доказать это, один из коллег Зайонца проигрывал над двумя комплектами оплодотворенных куриных яиц звуки разной высоты. Вылупившись, цыплята меньше волновались при звуке той высоты, которую они слышали, находясь в скорлупе.


В четвертом примере речь пойдет о настроении и интуиции. Хорошее настроение, интуиция, способность к творчеству, доверчивость и повышенная зависимость от поверхностного мышления входят в одну группу. На другом полюсе находятся связанные между собой огорчение, бдительность, подозрительность, аналитический подход и дополнительные усилия. Хорошее настроение ослабляет контроль над деятельностью: у людей в хорошем настроении лучше работает интуиция, ярче проявляется способность к творчеству, но они менее бдительны и более склонны к логическим ошибкам. Такая связь имеет биологический смысл. Хорошее настроение – это сигнал, что в целом все идет хорошо, окружающая обстановка безопасна, оборону можно ослабить. Плохое настроение – признак того, что ситуация не очень хорошая, возможно наличие угрозы, требуется бдительность. Когнитивная легкость является одновременно и причиной, и следствием приятного чувства.


Пяты пример ­– напряжение и усилие. С одной стороны, во время трудоемких операций мы испытываем когнитивное напряжение. С другой стороны, независимо от источника это ощущение обычно это приводит еще к большему напряжению и к проблемам начинают подходить не интуитивно и небрежно, а с большим вниманием и аналитически. Фредерик Шейн предлагал студентам решить пару задачек, но половине студентов выдали задания, которые были плохо напечатаны (с мелким кегелем, бледно-серым, не четким цветом букв). Шрифт вызывал когнитивное напряжение у испытуемых. После обсчета результатов теста оказалось, что 90% студентов, получивших нормально напечатанный тест, допустили хотя бы одну ошибку. В группе испытуемых, получивших задание с едва разборчивым шрифтом, количество ошибающихся упало до 35%. С плохим шрифтом результаты были лучше. Когнитивное напряжение, независимо от его источника, мобилизует вашу бдительность, критическое мышление, внимательность, которая с большей вероятностью отвергает интуитивный ответы.



Источник (telegram канал): Naked Monkey