Когда за ваши почки работает аппарат #2

Первая часть

И так, наш среднестатичтический диализный пациент в прошлом посте уже попал к нам в лапы в диализный центр. Учитывая то, что почки потеряли свою функцию, возвращения к абсолютно нормальной жизни не будет. Возможна трансплантация, но учитывая среднюю очередь в Москве около 2 лет, то рано о ней думать. Да и не в том он пока состоянии, чтобы лечь на операционный стол. Есть расхожее фраза при диабете, что диабет - это не болезнь, а образ жизни. Для диализных больных эта фраза тоже применима. Если поменять свой образ жизни, кое-какие привычки, диету, подстроиться к расписанию процедур, не пропускать их, ввести некоторые ограничения на то, что вчера было можно, то реально жить и работать полноценно. Соблюдать такие ограничения не всегда просто. Но про данные тонкости наш среднестатистический пациент пока не знает. Кстати, пусть он будет Иванов Иван Иванович, диабетик лет 60, с высоким давлением, который, как мы помним, не обращался к врачу, дотянул до установки катетера, и по жизненным показаниям попал к нам. Одна из самых типичных картин.


Что видит человек, впервые попадающий в диализный центр?

Не могу говорить за все диализные центры нашей необъятной, но в нашем отношение хорошее. После прохождения регистрации у администратора, и заполнения необходимого согласия на лечения, я с ним побеседую. Мы поговорим, есть ли у И.И. аллергия на препараты, не беспокоит ли что-то на данные момент, произведем осмотр сосудистого доступа, и общий осмотр. Самочувствие у И.И. не очень, давление высокое, ноги отечны, потерял вес, нет сил, гемоглобин ниже низкого. А еще он испуган, хотя и старается этого не показывать. Но это нормально, почти всем страшно перед первым разом. Ближайшие 3 месяца будем постепенно вводить его в программный гемодиализ, начиная с небольших скоростей и доз диализа, постепенно разгоняясь. В нашем организме все плавно, и нельзя так, чтобы в 1 день все стало плохо или хорошо. Он месяцами шел к своему нынешнему состоянию, и обратный путь тоже быстрым не будет.


Некоторые боятся крови. Но если так сложилось, то придется научится ее видеть. Нет, здесь не капает кровь с потолка, как в фильмах ужасов, все вполне адекватно. Что же мы видим, и что это означает?

Картинка из интернета

Когда за ваши почки работает аппарат #2 Гемодиализ, Врачи, Нефрология, Диализ, Длиннопост

На предплечье сформирована артериовенозная фистула. По магистрали с красным колпачком происходит забор крови, и идет до круглого насоса. Далее кровь попадает в диализатор (цилиндр, справа на фото), который состоит из пучка полых волокон в круглом платиковом цилиндре. Стенка полых волокон – полупроницаемая мембрана. Получается, что кровь идет внутри тонких волокон, а вне волокон противотоком идет ультрачистая вода. Ультрачистая вода  подается отдельной раздачей (запитана от синей и красных клемм, которые присоединены к диализатору). Тут и происходит кульминационный момент гемодиализа. Получается, что кровь заходит в диализатор переполненная токсинами. Токсины по градиенту концентрации переходят через полупроницаемую мембрану, и уносятся в канализацию. А больному возвращается очищенная кровь. Выходит, весь, казалось бы, сложный процесс построен на простой физике, тема осмос, 8 класс. На самом деле утрирую, важно подобрать подходящий диализатор. Есть разные мембраны, разные производители, и даже в рамках одного производителя они разнятся, тут уже в силу вступает маркетинг и разбивка продукта на дешевые и дорогие модели. Кроме того, очень важным моментом, что помимо токсинов, Иванову И.И. в процессе удаляют излишнюю жидкость из крови, т.к. в туалет наш пациент не ходит. Сколько удалить - расчитываю я каждый раз, ведь он живой человек, и всегда приносит по-разному. После этого очищенная кровь возвращается по второй магистрали обратно в предплечье нашего диабетика. Мне будет необходимо подобрать подходящую программу, и это входит в период адаптации, в эти 3 месяца входа в диализ, но как правило со 2-3 процедуры это уже удается сделать, что улучшает переносимость процедуры, а И.И. внезапно чувствует, что у него постепенно начали появляться силы и аппетит. И тут кроется одна из будущих опасностей для него, и трудностей в работе с ним для меня. Но об этом уже в следующий раз.