Когда друг оказался вдруг... Военное сотрудничество Казахстана и Турции

Когда друг оказался вдруг... Военное сотрудничество Казахстана и Турции Политика, Казахстан, Турция, Длиннопост

Последние годы регион Центральной Азии (ЦА) и Кавказа превратился в ключевой объект внешней политики Турции. С самого начала 1990-х годов Анкара развернула активную кампанию, направленную на установление тесных связей с расположенными здесь тюркскими республиками.

Недавно министр обороны Турции Хусули Акар совершил небольшое турне по странам Средней Азии. Как стало известно 28 октября 2020 года , один из итогов этой поездки — подписание в Ташкенте соглашения о военном и военно-техническом сотрудничестве Узбекистана и Турции.

За день до этого, в понедельник, Хусули Акар совершил визит в еще одну среднеазиатскую страну — Казахстан.

Здесь у турецкого министра обороны была та же цель, что и в Узбекистане — укрепить двустороннее сотрудничество в военной сфере и области оборонной промышленности.

По итогам переговоров с министром обороны Казахстана Нурланом Ермекбаевым турецкий министр отметил, что диалог сторон прошел «достаточно легко». «Поскольку между главами наших государств на уровне президентов имеются очень тесный диалог и сотрудничество», — пояснил он.

Ермекбаев со своей стороны подчеркнул, что Турция носит статус стратегического партнера Казахстана, а также напомнил, что соглашение о военном сотрудничестве двух стран было подписано еще в 2018 году первым президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Ратификация этого документа состоялась уже при новом главе государства — Касым-Жомарт Токаеве.

Двусторонний договор Турции и Казахстана носит тот же характер, что и подписанное накануне соглашение с Узбекистаном. Такой формат отношений предполагает развитие долгосрочного военного сотрудничества, взаимодействие в обучении военных, проведение учений, транзит военного имущества через воздушное пространство, оказание медицинской помощи, проведение научных и технических исследований.

И хотя военное сотрудничество Нур-Султана и Анкары в военной сфере, в отличие от подписания турецко-узбекистанского соглашения, — не новость, но именно сейчас это привлекло широкий общественый и экспертный интерес.

Резкая активизация внешней политики Турции

Резкая активизация внешней политики Турции, ее непосредственное участие на стороне Азербайджана в конфликте вокруг Нагорного Карабаха, инициирование создания «Армии Турана» при участии Казахстана и ряда стран бывшего СССР не остались незамеченными – наблюдатели на полном серьезе заговорили о неоосманских амбициях Турецкой Республики, а также о ее намерении стать во главе всего тюркского мира.

Плохо это или хорошо, какие опасности таит в себе попытка создания новой «Великой Османской империи» подобными методами – вопросы отнюдь не однозначные и далеко не праздные. Особенно если учесть, что, судя по комментариям в социальных сетях, среди казахстанцев довольно много поборников «тюркского братства» и даже «тюркского союза». Но насколько на самом деле реально создание подобного альянса? В какой степени потенциальное сближение будет отвечать национальным интересам Казахстана? Если чисто гипотетически представить появление такого союза, то как он будет выглядеть?

Если исходить из принципа «здесь и сейчас», то создание военного альянса под эгидой Турции (я имею в виду «Армию Турана») маловероятно. Для этого должны произойти кардинальные изменения геополитической ситуации в Центральной Азии, и в меньшей мере – в мире. Пока же в обозримой перспективе ничто не предвещает столь радикальных перемен. Нынешняя ситуация в Центральной Азии (характер отношений между странами, двух- и многосторонние договорённости и соглашения), худо-бедно, но способствует поддержке стабильности и безопасности в регионе. Поэтому логично задаться вопросом: имеет ли смысл в таком случае центрально-азиатским республикам что-либо менять с риском получить те или иные ухудшения?

Однако, несмотря на громкие заявления и различные декларации о развитии дружеских отношений с "братскими народами", Турция так и не смогла достичь на этом направлении значительного успеха (за исключением укрепления отношений с Азербайджаном). Более того, с началом восстаний "арабской весны" официальные власти Турции как в самой стране, так и за ее пределами, подверглись обвинениям в одномерной внешней политике, ориентированной лишь на арабский мир.

Немного истории: Политический сдвиг Турции начался с объявления ЕС её кандидатуры как страны на членство в блоке при условии проведения ряда реформ, а также с создания и подъёма начиная с 2001 года, указывает эксперт в интервью The Jerusalem Post.

Т.Р. Эрдоган - лидер Партии справедливости и развития (ПСР). 5 ноября 2020 года , агентство France-Presse (AFP) пишет о том, что Франция вводит запрет на турецкую ультранационалистическую группировку «Бок курт» («Серые волки»), связанной с главным союзником президента Реджепа Тайипа Эрдогана, Крайне правая группировка рассматривается как «боевое» крыло Партии националистического движения (ПНД), которая находится в союзе с правящей Партией справедливости и развития (ПСР), возглавляемой турецким лидером.

Почему нам это важно? А потому что что еще с начало 2000 годов именно Партией справедливости и развития (ПСР) был возрожден Национальный пакт. А в этом пакте идет сылка на резолюцию принятую последним османским парламентом в 1920 году, который поклялся удерживать бывшие османские провинции — в настоящее время части Сирии, Ирака, Греции и Грузии. Эрдоган ведет дело к возрождения своей империи - любыми методами. При поддержке карйне националистических сил, с готовностью ввергнуть любую старну центральнйо азии в "справедливую" священную войну до последнего.... вот именно, что до кого последнего? До последнего жителя Казахстана?

Но вернемся к чисто формальному вопросу:

В 2020 году Выпуск военнослужащих Вооружённых Сил Турецкой Республики состоялся в Национальном университете обороны имени Первого Президента РК – Елбасы. Впервые военнослужащие Турции прошли курсовую подготовку. На торжественной церемонии с участием заместителя министра обороны Республики Казахстан генерал-майора Тимура Дандыбаева и Чрезвычайного и Полномочного Посла Турецкой Республики Уфук Экинджи им были вручены сертификаты. Чрезвычайный и Полномочный Посол Турецкой Республики выразил благодарность за качественную организацию обучения, отметив успешное освоение турецкими военнослужащими программы курсов.

Курсы организованы в соответствии с Соглашением между Республикой Казахстан и Турецкой Республикой о военном сотрудничестве. Учитывая результат первого выпуска, турецкая сторона намерена продолжить обучение своих военнослужащих в будущем.

Плучается Казахстана как стратегический пратнер России, Белорусии и Кыргызстана в условяих де-факто военного времени когда конфликты нарастают по всему перимитру СНГ ,а в Армении идет полноценая война актвино как обучает Турецких военнослужащих, так и говтовится закупать вооружение в Турции, а теперь и своих военных пошлет на обучение.

Обучение - это, конечно, хорошо. Но многие в социальных сетях открыто задаются вопросом: "Соотвествует ли это духу союзнических отношений в рамках ОДКБ?" Мудрость аксакалов гласит - “ближний сосед лучше дальней родни“. Ведь , если с нами что-нибудь случится, именно сосед и придёт на помощь.

Есть ли тюркское единство?

Говорить о безоговорочной поддержке тюркоязычными странами и народами внешнеполитических амбиций Анкары не приходится. Как отмечает профессор Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Казанцев, хотя идеи пантюркизма и популярны в странах Средней Азии, их воспринимают только как один из возможных векторов развития.

«Все страны Центральной Азии, а в особенности Казахстан, проводят так называемую «многовекторную внешнюю политику». Она заключается в том, что Казахстан старается развивать сотрудничество с Россией, с Китаем, с США, Евросоюзом и с Турцией.

Турецкое направление — это где-то пятый вектор казахстанской внешней политики. Говорить, что он доминирующий — сильное преувеличение.

Это то, чего Турция хотела бы, и то, чего она добивалась, начиная с девяностых годов. Но от реальности, от того, что происходит в Центральной Азии, это очень далеко», — подчеркивает специалист по региону.

Виктор Надеин-Раевский со своей стороны отмечает, что в Центральной Азии пантюркизм — скорее маргинальная идея, которую большинство населения не поддерживает. Также реализации идеи препятствуют многочисленные нетюркские меньшинства, проживающие в странах региона.

«Путь к пантюркизму — всегда путь военный, путь вытеснения других народов и национальностей. Это примитивная, но очень непростая в осуществлении идея. Создать этот Великий Туран, конечно, невозможно. Но в попытках создать его будет пролито очень много крови», — говорит эксперт.