Клодий или Задолго до того, как это стало мейнстримом. Часть четвертая

Пришла пора закончить рассказ про публия Клодия Пульхра. Предыдущие части здесь: Клодий или Задолго до того, как это стало мейнстримом

Клодий или Задолго до того, как это стало мейнстримом. Часть 2

Клодий или Задолго до того, как это стало мейнстримом. Часть третья

Империя наносит ответный удар

Из рассказа об успешном трибунате Клодия могло сложиться впечатление, что его противники растерялись и ничего не предпринимали. Разумеется, это не так. В первые полгода энергичный народный трибун действительно диктовал сенату свою волю. Однако со временем оптиматы оправились от ударов. Уже в июле, в отсутствие Клодия, сенат предпринимает попытку вернуть из ссылки Цицерона. Чтобы остановить ее, соратник Клодия Элий Лиг прибег к праву интерцессии. Попытку повторяют в октябре – и опять она была остановлена только при помощи интерцессии. Одновременно магистраты саботируют реализацию хлебного закона – якобы из-за неурожая выросли цены и в казне не хватает средств, чтобы обеспечить бесплатные раздачи. Виновником выставляют Клодия.

Из еды один камень
Клодий или Задолго до того, как это стало мейнстримом. Часть четвертая Древний Рим, Длиннопост, История (наука), Мат

Ссора Клодия с Помпеем подталкивает последнего к сближению с оптиматами. Былые противники повидиму приходят к соглашению. Помпей содействует возвращению Цицерона, в том числе получает на это согласие остальных триумвиров. Сенат в ответ наделяет Помпея особыми полномочиями. Остается дождаться окончания трибуната Клодия, чтобы он не мог наложить вето на этот сговор.

В декабре Клодий слагает полномочия трибуна. По праву рождения он может заседать в Сенате, но ни на какую магистратуру не претендует, ограничившись почетной пожизненной должностью квиндецимвира священнодействий. Уже первого января 57 года до н.э., в первый день своего консульства, Лентул Спинтер выносит вопрос Цицерона на рассмотрение Сената и получает полное одобрение. Чтобы придать решению неоспоримую законность, сенаторы решают утвердить его в Народном собрании. Заседание трибутных комиций назначено на 23 января.



Предчувствие гражданской войны

Январским утром представители триб сходятся на площадь Форума, однако обнаруживают что ее еще ночью заняли отряды вооруженных сторонников Клодия. Происходят стычки, несколько народных трибунов нового созыва ранены. Дело решает Помпей. По словам Плутарха: «Во главе сильного отряда Помпей проводил на форум брата Цицерона, и тот обратился к народу с просьбой за изгнанника; после схватки, в которой было множество раненых и даже несколько убитых, Помпею удалось одолеть Клодия» Про несколько убитых Плутарх скромничает. Квинт Цицерон, который брат, вспоминал что выжил только потому что пролежал до ночи скрываясь под грудой мертвых тел.

Народное собрание такое народное
Клодий или Задолго до того, как это стало мейнстримом. Часть четвертая Древний Рим, Длиннопост, История (наука), Мат

Сенат в ужасе. «Шайки Клодия», как еще недавно называл его последователей Цицерон, из комической толпы внезапно превратились в организованную вооруженную силу. И противопоставить ей сенаторам нечего. Можно было конечно воззвать к Помпею, его ветераны расквартированы неподалеку. Но все понимали – если Помпей введёт войска в Город, едва ли он захочет потом их вывести. Выбор лежал между диктатурой и диктатурой.

Надо отдать должное оптиматам – они смогли действовать быстро и слаженно. По всей Италии нанимают и вооружают отряды гладиаторов, во главе их становится Тит Анней Милон – в прошлом также народный трибун и довольно популярный политик.

Гладиаторы смотрят на тебя как на льва

Клодий или Задолго до того, как это стало мейнстримом. Часть четвертая Древний Рим, Длиннопост, История (наука), Мат

Отряды хорошо обученных и вооруженных головорезов устраивают в Риме настоящую герилью. Поначалу им сопутствует успех. Во всяком случае в июле 57 года под охраной отрядов Милона сенату удается наконец принять закон о возвращении Цицерона. Как пишет Аппиан в «Гражданских войнах»: «Цицерон, изгнанный с помощью Помпея, возвратился8 также с его помощью, проведя в изгнании около 16 месяцев. Дом его и виллы были восстановлены за государственный счет» Напомню, все эти полгода хлебные выдачи почти не производились. Что дало Цицерону повод торжественно заявить, мол вместе с ним в Риме отсутствовали законы, суды, права магистратов, авторитет сената, свобода и даже обильный урожай. С его подачи сенат принимает закон, наделяющий Помпея чрезвычайными полномочиями по снабжению. Почти мгновенно хлебные раздачи, бесплатные разумеется, возобновляются.

Последней соломинкой стало триумфальное возвращение Катона. Два года он провел на Кипре. Что там происходило точно неизвестно, античные источники дают противоречивую картину. Однако результат был налицо – Кипр вошел в состав римской провинции Македония, а Катон привез в Рим казну кипрского царя – баснословную сумму в 7 000 талантов серебра. Это, на минуточку, около 180 тонн! Катон, разумеется, получает свои пятнадцать минут славы у плебса.

В итоге народу дали кнут Милона и пряник Помпея, да еще сладкие речи Цицерона в придачу. Надо признать, эта партия осталась за оптиматами.

Пока двое дерутся

Не стоит думать, что наш герой опустил руки. Уличные стычки продолжаются, более того инициатива постепенно переходит к «Шайкам Клодия». Простые граждане возмущены беспределом, который творят понаехавшие рабы-гладиаторы, и поддерживают Клодия просто для самообороны.

Однако, пока плебеи Клодия и гладиаторы Милона режут друг друга на римских улицах, на своей вилле в тосканской Лукке Юлий Цезарь принимает гостей. Снова Аппиан: «В Галлию к нему приезжали поочередно магистраты и просто знатные лица, отправлявшиеся для управления в провинции или в походы, так что иногда вокруг него бывало до 120 фасций и больше 200 сенаторов"

Плутарх развивает тему: «Всех прибывших Цезарь отпустил, щедро раздавая деньги и посулы, а с Помпеем и Крассом он заключил соглашение. Последние должны были добиваться консульства, а Цезарь в помощь им обещал послать большой отряд воинов для голосования. Как только совершится их избрание, они разделят между собой провинции и командование войском, за Цезарем же должны быть утверждены его провинции на следующее пятилетие» Как видите, военный обычай ходить голосовать строем существовал уже тогда.

Голосуй не голосуй
Клодий или Задолго до того, как это стало мейнстримом. Часть четвертая Древний Рим, Длиннопост, История (наука), Мат

Клодию в новом раскладе места не нашлось, а без участия народного лидера выборы новых консулов прошли с большим скрипом. Сыну Красса даже пришлось ввести на Форум отряд солдат, чтобы принудить сенаторов признать результаты выборов. Помпей и Красс вынудили всех соперников снять свои кандидатуры, а самого стойкого – Луция Домиция Агенобарба, просто не пустили на Форум. Снова Плутарх: «Помпей, боясь упорства Катона, опасаясь, как бы он, и без того ведя за собой весь сенат, не привлек на свою сторону здравомыслящую часть народа, не допустил Домиция на форум; он подослал вооруженных людей, которые убили сопровождавшего Домиция факелоносца, а остальных обратили в бегство. Последним отступил Катон: защищая Домиция, он получил рану в правый локоть

В общем, беспредел творили все, вопрос только в масштабах.

Абсурд и коррупция

Ничего хорошего из консульства Помпея и Красса не вышло. Триумвиры рассматривают год консулата как прелюдию к должностям наместников провинций, они заняты планированием будущих военных кампаний. Помпей рассчитывал захватить Египет, Красс хотел войны с Парфией, в то время как Рим оказался предоставлен самому себе.

Младшие магистраты, мало того что были избраны по протекциям триумвиров, их еще и не контролировали. Результат предсказуем – безудержная коррупция. Аппиан: «государство было чрезвычайно дезорганизовано и с давних пор находилось в тяжелом состоянии. 69Ведь магистраты назначались среди раздоров и взяточничества, при всякого рода злоупотреблениях, с помощью камней и мечей. Тогда бесстыдно царили подкуп и взятка, и сам народ приходил на выборы подкупленным… 20. Помпей сознательно допускал такой беспорядок, чтобы ощущалась необходимость назначения диктатора» Немногочисленные сторонники Республики, возглавляемые Катоном, мало что могли противопоставить. Время речей прошло, политика вершилась вооруженной рукой, а об интересах народа просто забыли.

С ним или со мной будешь договариваться?
Клодий или Задолго до того, как это стало мейнстримом. Часть четвертая Древний Рим, Длиннопост, История (наука), Мат

Куда же податься бедному крестьянину плебею? Самое время вспомнить о человеке, который не запятнан работой в нынешней коррумпированной госслужбе, держит свое слово и заботится о народе. Ну вы поняли. В противовес продажной претуре укрепляются квартальные коллегии, которым Клодий покровительствует. Деятельность коллегий становится более осмысленной, от случайных схваток с гладиаторами Милона «шайки Клодия» переходят к целенаправленному противодействию непопулярным решениям магистратов. Анархия? Нет, скорее двоевластие. Мы знаем, что не смотря на регулярные вооруженные стычки, Город в целом не испытывает серьезных потрясений. Не разнузданная толпа отнимает власть у оптиматов, властные полномочия плавно передаются ответственным людям. Клодий собрал вокруг себя достаточно мощную команду. В сенате его интересы представляет родовитый патриций Гай Скрибоний Курион. С бывшими рабами, которые благодаря бесплатным хлебным раздачам стали вольноотпущенниками, работает грамотный организатор - клиент Публия, Секст Клодий. До недавнего времени на Клодия работал Марк Антоний, тот самый который потом замутит с Клеопатрой.

Июль 55 года до н.э. Впрочем, римляне сказали бы Quintilis DCXCVIII ab Urbe condita, июлем этот месяц назовут позже. А пока римляне спешат на выборы. Несколько месяцев назад были оглашены имена кандидатов в магистраты. Как мы понимаем, все билеты давно проданы. В частности Тит Анней Милон в награду за работу цепным псом сената должен получить должность городского претора, мэра в нынешних понятиях. Узнав об этом, Клодий тоже решил баллотироваться. Он желает избраться…. Приготовились? Курульным эдилом. Курульный эдил – одна из самых младших магистратур, вроде секретаря суда, буквально подай-принеси. Обычно с этой должности молодые люди начинали карьеру. Понятно, что такой выбор был пощечиной Сенату. Прозрачный намек – вы можете обмазаться званиями, реальной власти они вам не прибавят. Сопровождаемые толпами сторонников, Милон и Клодий сходятся на площади Форума.

До выборов дело не дошло, произошла очередная стычка вооруженных отрядов. Кандидаты в магистраты бежали в страхе, многие были ранены. Провести выборы удалось только через 8 месяцев, все это время шла самая настоящая гражданская война. На одной стороне Сенат со своей пышной бюрократией, законами, ритуалами и гладиаторами Милона. На другой – народ, во главе с Клодием. Даже когда правительство все же было избрано, это ничего не изменило. На следующих выборах ситуация повторилась, магистратов просто разогнали – «Караул устал!». Интересно, что за все это время не был убит ни один сколь-нибудь видный противник Клодия. У меня сложилось ощущение, что наш герой не разжигает, а сдерживает гнев плебса, впрочем об этом позже.

А что триумвиры – спросите вы. Где великие полководцы со своими победоносными легионами? Держали подчеркнутый нейтралитет.

Вооруженный нейтралитет

Клодий или Задолго до того, как это стало мейнстримом. Часть четвертая Древний Рим, Длиннопост, История (наука), Мат

Просто напомню – население Города с предместьями приближалось к миллиону человек, там располагались основные производства, оружия в том числе. Против четырех(на тот момент) легионов Цезаря или двух – Помпея, Город в случае реальной угрозы(Hannibal ante portas) мог выставить двадцать. Пусть необученных, но экипированных и мотивированных. Без поддержки народа любое военное вторжение было обречено, да еще и неизвестно на чью сторону встанут простые легионеры – они же вчерашние плебеи.

Два года Город живет без формальной власти. Но перевес одной из сторон становится все более явным. Ты против коррупции и бюрократии? Ты за справедливый раздел земель и верный кусок хлеба для каждого? Значит ты за Клодия!

В 53 году Клодий готовится вернуться в официальную политику и стать консулом. Не корысти ради, должность ему нужна чтобы провести новый революционный законопроект. Благодаря хлебному закону Клодия в Риме появились десятки тысяч вольноотпущенников – хозяева освобождали своих рабов, чтобы те могли получать зерно от государства. Теперь Клодий хочет дать этим людям полноценное избирательное право. Нет нужды объяснять, за кого проголосуют новые граждане – закон предельно уменьшил бы роль сената и превратил неформальную власть Клодия в новый государственный порядок. Кажется, крикни тогда кто-нибудь на Форуме – Ave, Clodius Rex! и история изменила бы течение свое. Но не случилось.

Dies irae

18 января 52 года. Аппиан: "Клодий в это время возвращался верхом из своих имений и встретился с Милоном около Бовилл. Сами они не обратили внимания друг на друга, так как находились в враждебных отношениях, и проехали мимо. Но раб Милона бросился на Клодия и ударил его кинжалом в спину. Трудно сказать, действовал ли он по приказанию или хотел убить его как врага своего господина. 76Конюх перенес истекающего кровью Клодия в ближайшую гостиницу. Милон явился туда с рабами и прикончил умирающего, или Клодий, быть может, был уже мертв"

Сдается мне, что это засада
Клодий или Задолго до того, как это стало мейнстримом. Часть четвертая Древний Рим, Длиннопост, История (наука), Мат

Античные историки пишут об это нарочито отстраненно, просто излагают факты. Милон с отрядом порядка четырехсот человек встретил на Аппиевой дороге Клодия, который возвращался в Рим с небольшой свитой. Завязалась схватка, Клодий и все его спутники были убиты. Мы не услышим слов – предательство, заговор, засада, хотя именно они первыми всплывают в голове. Пусть так.

Через два часа один из сенаторов, проезжавших мимо, обнаружил тело и привез его в Рим. Тело Клодия перенесли на Форум и положили на ростр. Всю ночь на площадь стекались толпы граждан.Утром тело перенесли в курию Гостилия – это здание где заседал Сенат. Сенаторы естественно разбежались как крысы.

На картине смерть Цезаря, но общее представление она дает

Клодий или Задолго до того, как это стало мейнстримом. Часть четвертая Древний Рим, Длиннопост, История (наука), Мат

Из мебели складывают импровизированный погребальный костер. Вместе с телом Клодия сгорает, под радостные клики народа, и курия Гостилия и еще немало правительственных зданий. Вот теперь аристократия понимает, что такое дубина народной войны!

Просто аналогия

Клодий или Задолго до того, как это стало мейнстримом. Часть четвертая Древний Рим, Длиннопост, История (наука), Мат

В считанные дни разорены дома и виллы сенаторов, гладиаторы Милона перебиты. Сам Милон, которому терять уже нечего, пытается оправдаться на Форуме, но вынужден бежать от разгневанной толпы переодевшись рабом. Сенаторы умоляют Помпея ввести в город войска и тот наконец соглашается. Но Помпей не дурак – он объявляет, что легионы входят в Город дабы наказать убийц Клодия. Сенаторы выдают Милона на суд. Защищать его берется Цицерон. Такая ирония судьбы – осужденный за убийство по закону Клодия теперь убийцу Клодия защищает. Цицерон, который проехал сначала через город наполненный возмущенным народом, а потом явился на форум, заполненный легионерами Помпея, откровенно обхезался и слил подзащитного.

Месть!

Клодий или Задолго до того, как это стало мейнстримом. Часть четвертая Древний Рим, Длиннопост, История (наука), Мат

Милона приговаривают к изгнанию, ну не было тогда в Риме смертной казни. Впрочем, не думаю чтобы он далеко уехал.



Для подавления восстания сенат назначает Помпея консулом sine collega, единственным то есть, с особыми полномочиями и на неопределенный период. Найдёте десять отличий от диктатуры? Кстати, предложили это республиканцы с подачи Катона, зассали, суки! Одно дело благостно рассуждать о демократии, а совсем другое – посмотреть в глаза разъяренному плебсу. Теперь в Городе военное положение, его патрулируют легионеры, любые собрания граждан разгоняют силой. Однако чтобы окончательно подавить народное возмущение потребовалось почти два года.

Народ и армия
Клодий или Задолго до того, как это стало мейнстримом. Часть четвертая Древний Рим, Длиннопост, История (наука), Мат

А ровно через три года после смерти Клодия, в январе 49-го, Цезарь поворачивает свои легионы на Рим. Рубикон перейден, мосты сожжены, в огне гражданской войны сгорает старая республика.


Post mortem

Квартальные коллегии распущены. Императоры, сколько их ни было, до дрожи в коленях боялись любых политических объединений граждан. При Августе для создания любой коллегии, хотя бы мухосранского общества филателистов, требовалось разрешение Сената. Тиберий наводнил существующие коллегии сворами доносчиков. Плиний Младший вспоминает, как просил императора Траяна разрешить коллегию пожарных в родном городе. Император отказал – мятеж страшнее пожара.

Хлебные раздачи остались бесплатными. При Клавдии к зерну даже добавили масло. Правда императоры делали вид что раздают хлеб по своей милости, но народ то помнит.

Что еще? Римский плебс сохранил свое достоинство. Ни жестокость Тиберия, ни безумие Калигулы не превратили граждан в бесправных подданных.

А как же наш герой? Увы, и после смерти он не получил признания. В имперские времена не принято было с симпатией вспоминать республиканское прошлое, а до средних веков дошли лишь обрывки античных знаний. Почти все что мы знаем о Клодии исходит из записей Цицерона, его злейшего врага. Поэтому в глазах многих поколений Клодий остался демагогом, мелким авантюристом эпохи становления империи.

Vale Clodius, rex populi.