Клиенты Альфа-банка не платят без разрешения
Телефонное мошенничество уже давно стало притчей во языцах: через день мелькают новости об очередной доверчивой пенсионерке, сыне одного из директоров крупной газовой компании и даже бывшем полковнике КГБ. Эта история не совсем о том, но точно связана.
Пришло время и нам с женой потребовался сберегательный счет в банке, через знакомых попали в Альфу – там и проценты повыше и можно снять/доложить денег в любой момент. В офисе приветливые сотрудники работают, не плавают в информации по своим продуктам и всё охотно рассказывают. Вместе со счетом открыли карту (куда ж без неё) с кэшбеком и партнерскими программами. Тут стоит отметить, что мы посредственные пользователи – у нас ни кредитов ни вкладов и модными нынче картами с кэшбеком мы совсем не пользуемся, но раз появилась возможность, то почему бы не попробовать, верно? И мы так решили, оформляя покупку телевизора с доставкой в магазине-партнере, мол, 5% вернется денежками на карту, а это 2500 с 50 000 – нормальный бонус. Загвоздка в том, что оплатить надо сразу на сайте, а не в терминале курьеру – никаких проблем:
Заходим на сайт, товар – в корзину, выбираем способ доставки и оплату картой на сайте, после чего нас перенаправляют в систему оплаты, вводим данные карты, приходит проверочный код, вводим его и... в оплате отказано. Обратитесь в банк, выпустивший карту и так 2 раза. Вдруг звонит телефон жены - какой-то незнакомый номер с кодом 495, она уже собиралась сбросить как обычно, но я люблю общаться с мошенниками и всякими теле-коммивояжёрами (не надо меня осуждать, это не самый страшный фетиш) и с её разрешения беру трубку:
- Да
- Здравствуйте. Могу услышать Екатерина Ивановну (имя изменено)
- Нет
- Спасибо, до свидания!
И сборсили.
После этого звонка карта оказалась заблокированной.
Немного погуглив, я выяснил, что номер, вероятно, принадлежит СБ Альфа-банка и они его используют, чтобы удостовериться в .... в чем? У меня возникли вопросы:
Первый как раз связан с предисловием. На фоне историй о телефонном мошенничестве активизировались и правоохранители, которые просят не сообщать никому данные банковских карт, да и вообще не болтать с подозрительными "сотрудниками чего бы то ни было" по телефону. Одновременно с этим альфа-банк звонит по телефону с незнакомого номера и, не представляясь, пытается что-то выяснить. То есть всё-таки могут звонить реальные сотрудники СБ банков и подтверждать операции, серьезно? А как их отличить от мошенников, тем, что они не просят в лоб cvc-код и данные карты? И как они предотвратят перевод денег мошенникам, если обеспокоенного гипотетического родителя, спасающего своего ребенка от тюрьмы, мобилизации (или что там еще сейчас в ходу у разводил?) уже обработали и предупредили, что будут звонить и уточнять и что надо ответить "да, я в добром здравии и чистом разуме..."
Если верить комментаторам с сайта, где я пробил номер, с которого звонил сотрудник СБ, то с этого же номера звонят и мошенники. А точно решена проблема с подменой номера? А то сегодня звонит реальная СБ, а завтра с этого же номера позвонят уже "другие сотрудники" и цап-царап – денежек как ни бывало.
А где же тут базовый этикет: если я кому-то незнакомому звоню, то представляюсь, чтобы человек на том конце провода не гадал кто я такой.
А если бы я вообще не ответил на вызов, то каков дальнейший сценарий?
И кто вообще звонит по телефону в 2023м? И почему сотрудники, которые оформляют карту не предупреждают, что, оформляя карту в Альфа-банке, вы возвращаетесь в эпоху телетайпа?
Ну и немного праведного генва. Нафига эти коды в смс и приложениях вообще тогда нужны? К чему вся эта реклама о кэшбеках и партнерах, если при попытке воспользоваться базовой услугой оплаты через сайт карту блокируют? Почему у меня нет таких проблем с зеленым банком, как они обходятся без таких рудиментов как подтверждение по телефону?
Как итог жена решили, что проще по-старинке картой пользоваться зеленой - меньше будет переживаний.
Всем кэшбек!
Скрин с сайта callfilter.app