Худшие кассовые сборы за 25 лет: Американцы не хотят ходить в кино

Российский кинопрокат переживает жесточайший кризис. Кинотеатры потеряли возможность показывать крупные голливудские релизы и их выручка моментально обрушилась. Самым прибыльным фильмом уикенда 15-18 сентября 2022 г. стал добравшийся до российских зрителей фэнтезийный фильм "Три тысячи лет желаний". Он заработал 40 млн. рублей. Это очень мало. Для сравнения в пандемийный 2021 г. "Дюна" заработала 568 млн. (за уикенд 16-19 сентября), а в 2020 г. при почти повсюду закрытых кинозалах "После: Глава 2" заработал 146 млн. (уинкенд 17-20 сентября).

Но если кризисная ситуация на российском кинорынке легко объясняется, то что происходит с кинопрокатом в США - загадка даже для американцев.

За последние 2 уикенда ни один из громких релизов не сумел преодолеть довольно скромную планку бокс офиса - 20 млн. долларов. Захваленные критиками и многообещающие ленты "Женщина-король" (эпос об африканских воительницах 19-го века) и "Не беспокойся, дорогая" (триллер Оливии Уайльд со звездным актерским составом) стали лидерами американского кинопроката. При этом за 25-летнюю историю сентябрьских релизов, лишь в 2001 г. - после теракта 11 сентября - зрители приносили кинотеатрам такую мизерную выручку.

Общая выручка за прошедший уикенд составила 275 млн. долларов - это худший показатель с 1997 г., когда не включая в расчеты инфляцию было заработано 350 млн. долларов. По сравнению с 2019 г. выручка упала более чем на 50 %. Даже в прошлом 2021 г., когда кинотеатры только-только открывались после пандемии, аналогичный уикенд принес 367 млн. долларов.

Разрекламированные "Женщина-король" и "Не беспокойся, дорогая" заработали всего по 19 млн. долларов. При этом сентябрьские релизы 2000-х показывали большие цифры при релизе таких скромных малобюджетных лент как "Парикмахерская" 2002 г. (20 млн.), "Однажды в Мексике" 2003 г. (23 млн.), "Обитель зла 2: Апокалипсис" 2004 г. (23 млн.).

Еще недавно успехи фильма "Топ Ган: Мэверик" казалось бы подавали вдохновляющие признаки оживления кинотеатрального проката. Лента заработала в первый уикенд 126 млн. долларов, а в мировом прокате в итоге собрала 1 млрд. 670 млн. долларов (из них в Америке и Канаде - 711 млн.).

Но отсутствие в летнем и сентябрьском прокате новых громких блокбастеров и семейных релизов доказало, что зрители готовы тратить деньги на кинобилеты только когда ожидают уивдеть масштабное зрелище.

В октябре в США стартуют "Черный Адам", "Крокодил Лайл", "Хэллоуин заканчивается" - эти новинки обещают показать значительно лучшие результаты, чем сентябрьские неудачники. Однако уже сейчас ясно, что они принесут как минимум на 20-30 % меньше чем прошлогодние "Веном", "Дюна" и "Не время умирать".

Громкие релизы, которые должны привести массового зрителя в кинотеатры запланированы лишь на ноябрь-декабрь. Но если "Черная пантера 2" и "Аватар 2" не смогут оправдать ожиданий и заработают существенно меньше ожидаемого, то это может оказать решающее воздействие на окончательный крах традиционного кинобизнеса, выстроенного вокруг кинотеатрального проката.