Художника обидеть может каждый...

Художника обидеть может каждый... Покупка, Истории из жизни, Художник, Картина, Душа, Тонкая натура, Ранимость, Художественная мастерская

Навеяно историей про базар как средство социализации.


Сия история имела место быть в славном провинциальном городе Ульяновске, в начале «нулевых» годов. Родители мои обзавелись новой квартирой, и медленно, но верно обустраивали в ней быт. И какой же быт без ковра на стене и картин. Но если с ковром все более-менее понятно, то с картинами было не всё так просто. Путем долгих поисков, по рекомендациям, родители вышли на местного, довольно талантливого художника, и решили, что неплохо было бы для начала познакомиться с ним лично и оценить его творчество. Художник радушно принял гостей - они долго и душевно беседовали о жизни. Потом, конечно же, дело дошло и до рассматривания его работ. Работы действительно впечатлили, и было трудно выделить что-то одно из всего многообразия. Посему было решено взять паузу, подумать, и приехать еще раз уже с целью приобретения конкретных картин. В итоге, одним походом это не ограничилось. К художнику ходили еще как минимум пару раз, благо он был не против. И по итогам этих походов были куплены три картины за пять тысяч рублей. По тем временам хоть и не дешево, но вполне адекватно.


Так вот, это была преамбула. А теперь настало время офигительных историй.


Итак, новоселье. Много гостей, среди которых был и хозяин компании, в которой на тот момент работал мой отец. Шеф был человек деловой (как и полагается по статусу должности) и потому, осмотрев новое жилье и оценив талант художника, решил во что бы то ни стало приобрести себе похожий шедевр. Он не стал откладывать это дело "в долгий ящик" и заехал к этому мастеру уже на следующий день, по пути на работу. В художественной мастерской шеф сразу выбрал картину (она стояла на самом виду) и сказал живописцу, что вот, берёт её – мол, какая цена вопроса. На что художник объявил – 20 тыс. У шефа глаза округлились, но он промолчал. Потом спросил про другую картину, мол, а эта сколько. На что мастер объявил тот же ценник. Тут уже у покупателя нервы начали сдавать, но он решил еще раз попытать счастья и спросить про третий приглянувшийся ему шедевр. Ответ и на этот раз был аналогичен предыдущим. Это было последней каплей. Предприниматель высказал все негодование, что у него накопилось за эти несколько минут общения - в красках, и не смущаясь выражений – типа как так, вот знакомые купили три картины в 4 раза дешевле, чем он предлагал ему всего одну. И что хоть он и безусловно талантливый мастер, но нельзя же вести себя как последняя скотина, не по-людски это. Это было фатальной ошибкой. Художник-то тоже не промах – послал горе-покупателя на три буквы и, не церемонясь, попросил немедленно покинуть помещение и не осквернять святая святых грубостью и невежеством по отношению к искусству.


Эпилог. Родители, узнав об этом инциденте, искренне удивились поведению милого и на первый взгляд безобидного художника, но догадывались о причинах. Догадки вскоре подтвердились - всё прояснил знакомый, который знал художника лично. Оказывается, для этого живописца было просто неприемлемо и немыслимо, чтобы картины выбирали и покупали вот так вот - налётом, набегом, неосознанно, невдумчиво. Для него было важно, чтобы люди посмотрели всю коллекцию, чтобы взглянули на каждую картину, задумались над каждым полотном, а потом отошли на несколько шагов и взглянули под другим углом, и снова задумались... Именно так действовали мои родители, но совсем не так повел себя отцовский шеф – человек решительный в своих действиях и, мягко говоря, далекий от искусства. Конечно же, ему не понять тонкой душевной организации творческого человека. Вот потому и говорят в народе, что обидеть художника может каждый).