Кайдзен
"Труд сделал из обезьяны человека" - сказал классик, "а из человека сделает лошадь" добавляют острословы.
Почему важен труд? Оглянитесь, кроме природы, - всё, что нас окружает создано руками человека, его трудом.
Почему же сегодня зачастую на словах прославляя труд, люди всячески его избегают?
Рассмотрим вопрос.
Что такое труд? Труд представляет собой всякое умственное и физическое усилие человека, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от проделанной работы. С широких научных позиций под трудом понимается любая экономическая работа человека, будь то физическая или умственная. В экономическом значении процесс труда – это целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование природных ресурсов в готовую продукцию или услуги и удовлетворение потребностей людей (1).
За десятки тысяч лет, с первого каменного топора, человек изобрёл множество инструментов, взял себе в помощники животных для транспортировки грузов и вспашки земли, воду и ветер для обработки урожая. Настоящую революцию произвели первые станки. Эту эпоху назвали промышленной революцией. Это был массовый переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, произошедший в ведущих государствах мира в XVIII—XIX веках. Производительность труда значительно увеличилась, наступила "эра цивилизации".
Однако вместе с этим усилилась эксплуатация рабочей силы.
Постепенный переход промышленности от ремесленной формы к фабричной, т. е. к системе крупного производства с применением начала разделения труда и специализации рабочих на отдельных операциях производства, завершился в конце XVIII и в начале XIX столетий полным переворотом. Изобретение машин-орудий потребовало замены ручной силы механической, а применение последней дало возможность заменить сравнительно дорогой труд взрослого рабочего более дешёвым женским и детским. Одновременно с этим возникло естественное* стремление предпринимателей возможно полнее использовать крупные затраты на оборудование фабрик с механическим производством, что прежде всего отразилось на рабочих.
С применением машин и механических двигателей продолжительность рабочего дня перешла за пределы человеческих сил и, во всяком случае превращая рабочего в автомат для работы, лишала его, за недостатком времени, возможности пользоваться всем, что присуще ему как человеку; возникла ночная работа в таких производствах, в которых её раньше не было; скопление рабочих обоих полов с самого раннего возраста в тесных пределах фабричных помещений, устраивавшихся в интересах дешевизны и удобств производства, но не работающих в них людей, привело ко множеству условий вредных для здоровья и способствующих падению нравственности рабочих; наконец, появилась опасность от машин — новый источник преждевременной инвалидности и гибели рабочих.
Вот что пишет об этом американский писатель Джек Лондон устами 16-тилетнего Джонни, начавшего работать с семи лет (3):
"Я вымотался. А отчего? От движений. Я их делал с тех самых пор, как родился. Я устал двигаться, хватит с меня. Помнишь, когда я работал на стекольном заводе? Пропускал триста дюжин в день. На каждую бутылку приходилось не меньше десяти движений. Это будет тридцать шесть тысяч движений в день. В десять дней - триста шестьдесят тысяч. В месяц - миллион восемьдесят тысяч. Отбросим даже восемьдесят тысяч, - он сказал это с великодушием щедрого филантропа, - отбросим даже восемьдесят тысяч, и то останется миллион в месяц, двенадцать миллионов в год! За ткацкими станками я делаю вдвое больше движений. Это будет двадцать пять миллионов в год. И мне кажется, я уже миллион лет их делаю."
С тех пор прошло много лет, в погоне за ростом производительности человечество изобретало всё новое оборудование, стремясь уменьшить долю ручного неэффективного труда.
Но и самые совершенные станки, конвейеры и даже роботы требуют человеческого участия: труда и настройки.
Впервые, в конце XIX-го века на сам процесс труда обратил внимание американский исследователь, теоретик и практик — Фредерик Уинслоу Тейлор.
Его именем названо целое направление Тейлори́зм (англ. Taylorism) — одна из теорий управления или научная организация труда, проанализировавшая и обобщившая рабочие процессы. Её основной целью было повышение экономической эффективности, особенно производительности труда. Использование данного подхода было одной из первых попыток применить науку для конструирования процессов и управления трудом.
Вот что писал о тейлоризме В. Ленин (4):
"Учиться работать — эту задачу Советская власть должна поставить перед народом во всем ее объеме. Последнее слово капитализма в этом отношении, система Тейлора, — как и все прогрессы капитализма, — соединяет в себе утонченное зверство буржуазной эксплуатации и ряд богатейших научных завоеваний в деле анализа механических движений при труде, изгнания лишних и неловких движений, выработки правильнейших приемов работы, введения наилучших систем учета и контроля и т. д. Советская республика во что бы то ни стало должна перенять все ценное из завоеваний науки и техники в этой области. Осуществимость социализма определится именно нашими успехами в сочетании Советской власти и советской организации управления с новейшим прогрессом капитализма. Надо создать в России изучение и преподавание системы Тейлора, систематическое испытание и приспособление ее."
В 1921 году по распоряжению В.И. Ленина (5) был создан Центральный Институт Труда (ЦИТ).
Алексей Гастев
Руководителем ЦИТа становится Алексей Капитонович Гастев (1882–1939). Его называли «русским Тейлором»: инженер, хозяйственный руководитель, экономист, он, досконально изучив передовую науку организации труда, догнал и превзошел Тейлора в разработке методов научной организации труда (НОТ).
Если Тейлор из трех факторов производства — техники, организации и людей — отдавал предпочтение первым двум, то Гастев был уверен, что главным элементом производительных сил является человек.
Личных контактов между Тейлором и Гастевым никогда не было, а вот их методики «встретились» в Москве. В 1931 году в столице устроили прилюдное соревнование: кто больше уложит кирпичей, пользуясь различными способами. Высшим достижением тейлоризма тогда считалась методика Джилбретта, позволявшая выкладывать 350 штук в час. При помощи традиционного русского способа, то есть не пользуясь никакой наукой, рабочий выложил тогда 327 кирпичей, при помощи усовершенствованного американского — 452. Но превзошел все ожидания и стал победителем метод ЦИТа — 907 кирпичей.
Подобное соревнование — беспрецедентный случай в мировой практике. За всю историю человечество изобрело десятки тысяч систем, приемов и методов усовершенствования организации труда. Но никогда прежде не сталкивались так вот в лоб два конкурирующих подхода.
С тех пор прошло много лет, НОТ испытывала взлёты, породив трудовой энтузиазм в масштабах огромной страны, и падения, когда в молодой Советской республике во власть стремились попасть начётчики, которые и в стахановском движении увидели возможность своего собственного роста, извратив саму идею разумного труда.
Эти желающие на чужом горбу въехать в высокие кабинеты, сделать себе имя и остаться у руля управления предприятиями, министерствами, да и страной в целом, в совершенстве знали грязные методы конкуренции. Раздувая свои успехи, они не забывали опорочить всех, кто мог вывести их на чистую воду. Возможно и ты, мой внимательный читатель, встречал такой тип людишек, которые умеют присвоить себе чужие достижения, выгодно блеснуть перед начальством, аккуратно отодвинуть от фокуса внимания деятельных, приглушить микрофон у сомневающихся, оклеветать и уволить тех, кто разглядел их истинное нутро.
Враг всякой показухи и скороспелых лозунгов, Гастев терял кредит доверия. Прикладные науки о труде обвинили в идеализме и методологической нейтральности, им навесили ярлыки «буржуазных» наук. Гастева расстреляли в 1939 году за антисоветскую деятельность (в общем, за НОТ), и потомки не взяли у него ничего — ни идеи развития рабочего, ни методик.
Спустя много лет НОТ вновь начала своё победное шествие по планете. Теперь её знают под японским именем "Кайдзен", что можно перевести как "непрерывное совершенствование".
Становление и развитие этого течения, этой философии - тема отдельной статьи. Автору удалось на короткое время встретиться с "внедрением кайдзен в Казахстане".
В 2009 году в трёх городах Республики, на 15 промышленных предприятиях было развёрнуто обучение высшего АУП методам Кайдзен. Теоретическая часть включала обучение борьбе с потерями на производстве и в управлении, практическая - построение Карты создания потока ценности. Это когда управленцы идут в цеха и шаг за шагом проходят весь путь продукта. Таким образом они, пусть ненадолго, но могут ощутить себя в шкуре рабочего, увидеть к чему ведут их решения, принятые в чистых и светлых кабинетах. Как и в каких условиях трудятся рабочие - в холодных или жарких, шумных, пыльных и темноватых цехах. Какими зачастую изношенными инструментами они пользуются, сколько ненужных действий они совершают из-за того, что зачастую их технологические карты безнадёжно устарели. Те, кто своими руками создаёт основной продукт предприятия - источник зарплат и прибыли, часто не имеют права голоса, никто не слышит их разумных предложений. Ведь это может обнажить всю беспомощность современных управленцев или их гордыню, которая не позволяет признать свои ошибки, мешает действовать всему предприятию эффективнее.
И рабочие и производственные процессы платят. Отвечают равнодушием и неэффективностью. Безразличием ко всем потугам и окрикам бездарных менеджеров.
Японский рабочий, которого нам ставят в пример, по крайней мере имеет преимущество пожизненного найма с гарантированным обучением и повышением квалификации. Поэтому и трудятся они изо всех сил, часто по 10-12 часов в сутки. В нашей стране, увы другая установка на труд. В сознании наших управленцев нередки такие установки: "за забором есть армия безработных", "незаменимых у нас нет" и тому подобное.
К тому же частная собственность на средства производства привела к отчуждению от самих результатов труда. Кому интересно выкладываться изо всех сил, зная что от этого не изменится ни зарплата, ни улучшатся условия труда?
Не говоря уже о более тонких моральных аспектах. Всеобщая глобализация, рост рынка услуг и развал промышленности привели к тому, что сейчас человек-творец незаметно превратился в человека-обслуживателя.
Может ли вслух гордиться своей работой курьер крутой сети доставки? Рассчитывает ли он поработать в ней хотя бы несколько лет?
Вот ещё пример, казахстанец работающий на ТНК (любую крупную иностранную компанию) - кто он для себя и для окружающих? С одной стороны, друзья рады - враги завидуют, то есть он хорошо зарабатывает, рабочее место соответствует стандартам, даже семью может лечить за счёт Компании. С другой стороны, что он делает для будущего своей страны или для Человечества в целом? Помогает качать ресурсы Казахстана за границу, препятствуя тем самым развитию собственной промышленности? Металлург, выплавляющий сталь, что будет сделано из "твоего" металла; где, кем и для каких целей?
С другой стороны даже таксист может и должен гордиться своим трудом. Он экономит людям время, безопасно доставляет наших детей, перевозит срочный груз. Но вот спросите любого таксиста: куда уходит прибыль (не его зарплата) от его работы? И в чём разница, в этом смысле, между работой советского и современного таксиста?
Казахстан может и должен стать могучим государством с армией высококвалифицированных специалистов. Давайте подумаем вместе, что может помочь вернуть ценность понятию "трудящийся человек", сделать труд делом чести, славы, доблести и геройства?
Напишите в комментариях, какие на ваш взгляд меры могут повысить значимость труда в сознании наших сограждан?
* естественное - так в тексте Википедии (2)
Ссылки:
1. https://infopedia.su/15x4ab.html
2. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Промышленная_революция
3. https://libking.ru/books/sci-/sci-history/33889-dzhek-london...
4. https://www.marxists.org/russkij/lenin/works/36-2.htm
5. https://expert.ru/expert/2010/18/teylor_i_gastev/
6. https://youtu.be/DC6Jx9gPO6A