Карате-до

Карате-до Карате, Спорт, Япония, Боевые искусства, Киокушинкай, История, Яндекс Дзен, Длиннопост

Итак, давайте рассмотрим, что представляет собой остров – родина Каратэ. Это очень маленький кусочек суши, который расположен на пути между Тайванем и Кюсю и имеет очень интересную форму завязанной в узелок веревки. Кстати, название так и переводится – веревка на горизонте. Впервые здесь было сформировано искусство окинавской руки – Окинава-тэ. Это произошло в XII-XIII веках в результате слияния приемов рукопашного боя и других древних боевых систем, причем некоторые из них были заимствованы моряками в Индии и Китае.

С 1429 г. король Се Хаси объединил под своей эгидой три области Окинавы, именовавшиеся Хоку Сан (северная гора), Нан Дзан (южная гора) и Тю Дзан (срединная гора). Желая пресечь попытки мятежа и укрепить централизованную власть, Хаси ввел запрет на ношение оружия для всех, кроме королевской дружины и высших феодалов. Народ оказался совершенно беззащитен перед произволом чиновников и солдат, а также разбойничьих шаек, которых немало скрывалось в лесистых горах острова. Эти меры заставили многих крестьян искать спасения в Кэмпо, чтобы противостоять врагам. Именно в этот период были созданы два стиля рукопашного боя. Один – в среде дворянства, он назывался «Тэ», другой развивался в среде простого народа и назывался «Рюкю кобудзюцу». Население Окинавы начало объединяться в разные союзы самообороны. Центрами распространения Кэмпо стали крупные города. Кэмпо на островах Рюкю в ту пору называлось просто «Окинава тэ» или «То-Тэ» («волшебная рука»). На Окинаве стили «Тэ» различались соответственно по городам: Наха тэ, Сюри тэ, Томари тэ.

В XVII веке королевство Рюкю было завоёвано самураями княжества Сацума и стало его вассалом. В настоящее время в западной литературе распространено мнение, что жители Окинавы вели постоянную партизанскую борьбу против японских захватчиков и ради этой борьбы создали искусство карате. Критики этой версии утверждают, что при трёхсоттысячном населении острова там размещалось всего полтора десятка самураев японского гарнизона, что свидетельствует о лояльности окинавцев. Боевые искусства на острове практиковались, в основном, среди потомков переселенцев из Китая, а от них постепенно попадали и к другим жителям. В течение всего XVII столетия школы «Тэ» действовали в глубоком подполье. Все ученики давали клятву на крови о хранении тайны. Если же кто-нибудь под пытками выдавал собратьев японским властям, предателя ждала смерть. Его вывозили на лодке далеко в море и, слегка поранив, бросали в воду. Через несколько мгновений он оказывался в пасти акулы.

Термин «Карате» («китайская рука») был введён в обращение в XVIII веке неким Сакугавой из окинавского местечка Аката. По возвращении из Китая, где Сакугава изучал шаолиньские единоборства, он основал частную школу Карате-но Сакугава. Сакугава Канга (1733—1815), также известный как Сакугава Сатунуси и Тодэ Сакугава — окинавский мастер боевых искусств, внёсший большой вклад в развитие окинавского То-Тэ, ставшего предтечей современного каратэ.

В 1750 году Сакугава начал тренироваться у окинавского монаха Пэйтина Такахары. После шести лет тренировок Такахара посоветовал Сакугаве пойти в ученики к китайскому мастеру Гун Сянцзюню. У Гун Сянцзюня Сакугава также учился шесть лет и в 1762 году начал распространять полученные знания. За его мастерство в китайском боевом искусстве Сакугаве дали прозвище «Тодэ» — «китайская рука». Первые сведения о появлении каратэ, или То-Тэ, зарегистрированы в конце XVIII – начале XIX столетия. Сёсин Нагаминэ в книге «Основы Окинавского каратэ до» приводит точную дату – 1761 год. Именно тогда китаец по имени Кусанку продемонстрировал восхищенным зрителям на острове Окинава свое мастерство в китайском боксе. То-Тэ может означать китайский бокс, хотя в течении нескольких столетий ему предшествовало боевое искусство, известное просто как «Ти». Позже этот термин подвергся японизации и стал звучать как «Тэ» означая «рука». Таким образом, можно утверждать, что То-Тэ на Окинаве появилось благодаря окинавцам, которые изучали китайский бокс в Китае, и китайцам, которые преподавали его на Окинаве.

Годы упорных тренировок превращали руки и ноги жителей Окинавы в оружие разрушительной силы.

В течение XVII-XVIII веков стили «Тэ» и «Кобудо» слились с известными на островах архипелага фрагментами китайских систем боя и зародилось новое боевое искусство, известное под названиями «Окинава-тэ» (Окинавская рука) и «Кара-тэ» (Китайская рука).

Итак, общую историю развития и становления окинавского боевого искусства можно представить следующими важными этапами:

Возникновение и эволюционный характер развития местных форм кулачного боя, свойственный всем народам. Продолжительность его можно условно ограничить рамками с VII века н. э., с первых документальных сведений о кулачном бое, существовавшем на острове Рюкю и упоминающемся в японских хрониках «Нихон соку» («Душа Японии»), и до середины XVI в., когда Окинава наладила торговые отношения с соседними странами.

лияние техники Окинавского рукопашного боя с системами китайского Кэмпо и формирование к 1629 году системы Тэ или То-Тэ. Этот период характеризуется наиболее активной деятельностью китайских мастеров на Окинаве.

Дальнейшее развитие и формирование трех ветвей То-Тэ, которые именовались по названию местностей, где они практиковались и приобрели характерные особенности: СЮРИ ТЭ и НАХА ТЭ. Практикуемое в г. Томари-ТОМАРИ ТЭ считалось родственным СЮРИ ТЭ. Примечательно, что на Окинаве до сих пор нет различия и разделения каратэ на стили. Их также подразделяют на СЮРИ ТЭ, НАХА ТЭ, ТОМАРИ ТЭ.

Формирование к исходу XIX в. двух ведущих направлений традиционного Окинавского каратэ – СЁРИН РЮ и СЕРЕЙ РЮ на основе СЁРИНДЗИ РЮ ГОКОКУ АН КАРАТЭ и смещение ветвей СЮРИ ТЭ, НАХА ТЭ и ТОМАРИ ТЭ. В результате смещения стилей СЮРИ ТЭ и ТОМАРИ ТЭ появился стиль СЁРИН РЮ, а СЕРЕЙ РЮ возник на основе НАХА ТЭ и ТОМАРИ ТЭ.

Появление пяти крупнейших стилей каратэ ШОТОКАН, ГОДЗЮ-РЮ, СИТО-РЮ, ВАДО-РЮ и КЕКУСИНКАЙ к середине ХХ-го века.

Появление множества различных стилей каратэ на основе смещения СЕРИН РЮ, СЕРЕЙ РЮ и пяти японских.

Формирование системы боевого искусства на Окинаве и его практика велись в значительном отрыве от философской базы, выдвигая на первый план задачи сугубо прикладного характера. В силу исторических обстоятельств каратэ на начальных этапах своего развития служило средством выживания в жестокую эпоху средневековья и изучалось исключительно как смертоносное единоборство.

В конце XIX века, во времена административных реформ в Японии, был ликвидирован статус Рюкю как вассального государства и Окинава стала ещё одной префектурой Японской империи. Во время набора в армию врачи обратили внимание на то, что ряд призывников с Окинавы отличался хорошей физической развитостью; было установлено, что они занимались местным боевым искусством То-Тэ. Это послужило аргументом для включения тотэ в программу преподавания в младших классах окинавских школ в качестве физкультуры и привело к его широкому распространению. Обратной стороной этого процесса явилось то, что карате начало терять черты боевого искусства и превращаться в военизированную гимнастику.

В начале XX века на Окинаве сложилась очень тяжёлая экономическая ситуация и окинавцы массово переезжали на основные японские острова в поисках работы. Вместе с ними туда попало и карате. Однако японцы на карате не обращали особого внимания до тех пор, пока в 1920-х годах окинавский мастер Мотобу Тёки победил в публичном бою западного боксёра, а журнал «Кингу» не напечатал об этом красочный репортаж. Но, так как окинавский диалект сильно отличался от классического японского языка, то японцы более охотно шли к тем, кто мог преподавать на классическом японском языке, а это были в основном люди из окинавских школ, которые изучали карате уже по модернизированной программе. Таким образом, в Японии карате стало распространяться в основном именно в «физкультурном» варианте; есть немало высказываний окинавских мастеров 1920—1940-х годов о том, что в Японии карате сильно искажено — по сравнению с «традиционным» окинавским вариантом.

Боевое искусство вышло за пределы клановых семейных школ Окинавы и быстро завоевало всю Японию, чему во многом способствовала бурная деятельность Фунакоши, который читал лекции в университетах, организовывал группы по изучению карате, сам демонстрировал его приёмы. В начале века Гичин Фунакоши с группой единомышленников начал пропаганду карате сначала на Окинаве, а затем и в Японии. В 1924 году он открыл первый публичный клуб карате в токийском университете Кэйо.


Шотокан


Шотокан (сётокан). 松涛館 Многие ошибочно считают, что название стиля переводится как «Сосны и Волны». На самом деле «Шото» это литературный псевдоним Гиничи Фунакоши, взятый им еще со времен пребывания на Окинаве, где он преподавал японский язык в педагогическом училище, в г. Шури (Сюри). Там же у Гичина Фунакоши была своя школа, под названием «Шото Гакко», где он преподавал каратэ. Вот именно псевдоним «Шото» переводится как «сосны и волны», но это не имело никакого отношения или связи с самим Каратэ-До, до тех пор, пока ученики Фунакоши не построили в знак благодарности своему учителю «Додзё». Над входом они повесили вывеску, на которой написали прозвище учителя. Было написано «Дом Шото». Отсюда школа Фунакоши и получила название Шотокан в 1939 году. Основатель стиля — Гичин Фунакоши, но наибольший вклад в развитие стиля внес его сын Гико. Шотокан отличается преимущественно линейным приложением силы, поскольку кратчайший путь к цели – прямая, что контрастирует, к примеру, с Годзю-рю, изобилующим круговыми движениями. В основе стиля лежит окинавская техника Сюри-тэ, которую Фунакоши изучал у мастеров Адзато и Итосу. Для этой техники были характерны приемы боя на близкой дистанции и удары ногами, наносимые преимущественно на нижнем уровне, высокие стойки.

Впоследствии Фунакоши и его ученики дополнили эту технику новыми элементами, такими как удары ногами на верхнем уровне, низкие стойки, а бой стал вестись преимущественно на средней дистанции. Другими словами, произошла универсализация стиля Шотокан. Для современного Шотокан характерны:

• Низкие, широкие, прочные стойки.

• Переходы динамичные и четкие.

• Мощные и энергичные движения.

• Удары идут от бедра.

• Блоки жесткие, движения экономные: быстрота и максимальная эффективность при минимуме средств.

• В защите – надежность и сила блока.

• Основное оружие – мощные реверсивные прямые удары руками, удары в выпаде, резкие удары ногами по среднему уровню в корпус, подбивы под опорную ногу или под обе ноги.

Важное место в системе тренировок Шотокан каратэ-до, наряду с кихон и кумитэ, занимают формальные упражнения – ката. Этот стиль вобрал и органично объеденил в себе легкие и подвижные ката Сёрин рю: Хейан, Бассай, Канку, Эмпи, Гангаку и более «тяжелые» и «силовые» ката Сэрей рю: Тэкки, Джиттэ, Хангэтсу, Джион.

Карате-до Карате, Спорт, Япония, Боевые искусства, Киокушинкай, История, Яндекс Дзен, Длиннопост

Вадо-рю

Вадо-рю 和道流, или «путь гармонии». Создан мастером Хиронори Оцука (1892-1982), одним из первых учеников Фунакоси, в 1939 году. В этом стиле используются болевые захваты за кисть руки, техника ухода от ударов, броски. Упор здесь на мобильность в передвижениях. Нацелен на спарринг. В отличие от предыдущих стилей является чисто японским, влияние китайской и окинавской техники в нем практически незаметно, тем более, что ряд приемов заимствован из джиу-джитсу. Он менее жесткий, чем Годзю-рю и Шито-рю, и ставка в нем делается не на силу, а на ловкость. Вместо тяжелых ударов и прямолинейных действий он предлагает обманные движения, финты и уходы. Оцука отказался от усиленной подготовки поверхностей рук и ног, считая это пустой тратой времени и сил. Главный смысл тренинга в Вадо-рю состоит не в шлифовке технических приемов, не в принципах работы тела, а в развитии разума. Ученик обязан всячески развивать в себе внутреннюю уверенность и спокойствие характера, самоконтроль, должен проявлять уважение к окружающим и быть истинно гуманным в отношениях с людьми. Оцука сделал акцент прежде всего на духовности. Для Вадо-рю характерны:

• Стойки более высокие и подвижные, много уклонов и уходов.

• Много блоков выполняемых дзёдан, в отличие от большинства стилей окинавского и японского каратэ, где эти блоки выполняются на среднем уровне.

• Нет жестких блоков, но очень много отводящих и протягивающих.

• Все удары и блоки выполняются с мощной скруткой корпуса и бедер (Таи-сабаки), что служит не только усилению атаки, но и позволяет избежать возможной синхронной контратаки.

Карате-до Карате, Спорт, Япония, Боевые искусства, Киокушинкай, История, Яндекс Дзен, Длиннопост

Годзю-рю

Годзю-рю 剛柔流 (перевод – «Твердый-мягкий»). Движения атаки твердые, проводятся по прямой линии, а движения защиты мягкие, осуществляются по окружности. Наиболее из всех стилей далёк от спортивно-соревновательной направленности в своем чистом виде. Стиль создан на базе окинавского Наха-тэ и китайского Цюань-шу учеником мастера Канре Хигаонно – Тёдзюном Мияги (1888-1953) в 1928 году. В технике Годзю-рю ярко выражены китайские корни. Слово «Годзю» представляет собой японский перевод китайского идиоматического выражения, состоящего из двух слов противоположного значения: «Го» (твердое) и «Дзю» (мягкое). Будучи человеком физически очень сильным, Мияги в своем стиле сделал основной упор на силу, жесткость. Однако в стиле четко выделяется хорошее сочетание резких и плавных действий. От «Го» до «Дзю» и от «Дзю» до «Го» должна быть свобода и легкость в чередовании движений. Когда противник атакует вас началом «Го», то необходимо встретить его началом «Дзю». Если соперник противостоит началом «Дзю», нужно встречать его началом «Го» и сбивать с ног. Здесь жесткое начало «Го» символизирует боевые искусства, а мягкое начало «Дзю» – дзенскую медитацию. Как правило в Годзю-рю атака не пресекается эквивалентным по жесткости блоком.

Его характерные черты:

• высокие стойки,

• медленные, «тяжелые движения»,

• мощные удары.

Стиль этот не так красив, как Шотокан, но более эффективен.

Карате-до Карате, Спорт, Япония, Боевые искусства, Киокушинкай, История, Яндекс Дзен, Длиннопост

Шито-рю

Шито-рю 糸東流. Один из крупнейших стилей японского Каратэ-до. Создан в середине 30-х годов XX века (предположительно в 1931) другом Фунакоши — Мабуни Кэнва (1889-1957), который назвал стиль по начальным иероглифам имен своих учителей: Итосу и Хигаонно. Стиль этот представляет собой нечто среднее между окинавскими стилями и Шотоканом, отличается жесткостью, большой мощью, резкостью и предельной концентрацией движений. Всего в стиле насчитывается более 50 ката. На тренировках уделяется внимание базовой технике, оттачивается её точность, скорость, ритм, разучиваются комбинации приемов, основы правильного дыхания и управления центром тяжести.

Особенности:

• Используются длинные линейные стойки и физическая сила от стиля Сюри-тэ. Низкие и высокие стойки и сила внутреннего дыхания (жёсткая и мягкая техника) заимствованы от стилей Наха-тэ и Томари-тэ.

• Стиль Шито-рю, сочетает в себе скорость, силу и грацию. Он включает в себя мощные ката Сюри-тэ, жёсткие и мягкие ката Наха-тэ и артистичные ката китайского стиля «Белого журавля».

Карате-до Карате, Спорт, Япония, Боевые искусства, Киокушинкай, История, Яндекс Дзен, Длиннопост

Кекусинкай

Кекусинкай 極真会 начинается в 1956 году. Основателем является кореец по происхождению Масутацу Ояма (1923-1994) (учился у Гичина Фунакоши). Название переводится как «Предельно правдивый стиль». В 1954 году был открыт первый додзё Кёкусинкай, где возрождалась древняя традиция боевых искусств в условиях новейшего времени. Реформы Оямы состояли прежде всего в возврате к изначальной, традиционной системе обучения. Техника Кёкусинкай внешне похожа на технику Годзю-рю.

Базовая техника включает в себя:

• изучение стоек,

• перемещений,

• ударов,

• блоков,

• комбинаций (рэнраку),

• формальных упражнений.

Практикуются непрерывные спарринги, направленные на развитие автоматизма и выносливости, жесткие спарринги в полный контакт, поединки с несколькими противниками одновременно. Большое внимание уделяется разбиванию твердых предметов руками и ногами (тамэшивари), закалке ударных поверхностей. Причем тамэшивари рассматривается как способ активной медитации, позволяющий сконцентрировать энергию и волю для преодоления психологического барьера.

Прямой удар в Кёкусинкай наносится не от бедра, а от груди. Техника ног включает расширенный арсенал приемов, в том числе много подсечек с обманными движениями. Стиль предъявляет высокие требования к ученикам, отличается серьезной атлетической подготовкой и суровой дисциплиной.

Карате-до Карате, Спорт, Япония, Боевые искусства, Киокушинкай, История, Яндекс Дзен, Длиннопост