Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Капкан по-пекински

Капкан по-пекински Китай, Политика, Целевая аудитория, Центральная Азия

Китайская экспансия – современна страшилка, которой любят пугать всех и вся. Пекин запустил распустил свои щупальца по всему миру – это очевидно каждому, однако, нельзя не сказать, данная экспансия невозможна без тонкой восточной мудрости в ведении политики.

Центральная Азия, разумеется, является лакомым кусочком для Поднебесной. Китай тут плотно осел и захватил лидерство, оттеснив Россию и США. При всём этом Китай — самый ценный поставщик прямых иностранных инвестиций. И разумеется, китайское присутствие заметно возросло благодаря проекту «Один пояс — один путь».

Страны ЦА открывают двери китайским гостям намного охотнее, ведь гость несёт инвестиции. Главным образом речь идет об инвестициях в инфраструктуру и энергетику, указывают аналитики. Влияние Поднебесной особенно велико в странах Центральной Азии, которые обладают огромными энергетическими ресурсами и граничат с Китаем. Пекин сам интересен региону как сторона с неограниченными финансовыми возможностями, к тому же сама желающая развивать инфраструктуру транспортных артерий, портов, логистику, создавать производства с современными технологиями.

Уверен, у большинства людей складывается или уже сложилось и увеличивается впечатление, что Китай полностью перехватил инициативу в странах, присоединившихся к проекту «Один пояс — один путь». И это несмотря на то, что Евросоюз направляет в страны Центральной Азии не меньше денег, чем Пекин. Но при всём этом, присутствие Китая ощущается значительнее. Система кредитования от восточных партнёров настолько привлекательна для стран ЦА, что они без опаски ввязываются в сделки, а потом имеем:

- Киргизия задолжала Китаю 30 процентов своего ВВП. А за крайние 10 лет долговые обязательства перед Пекином увеличились почти аж в 200 раз.

- Таджикистан имеет долг в 15 процентов своего ВВП. Кстати, в Таджикистане Китай в первую очередь интересуют металлы. Более 80% золота в Таджикистане уже добывают совместные с Китаем предприятия.

- В Узбекистане сейчас работают более 1100 СП и чисто китайских компаний. Китай поставляет оборудование для узбекских телекоммуникационных компаний. Крупнейшие китайские гиганты Huawei, Midea, Lifan, AliExpress и десятки других компаний, от сферы интернета и до текстильной промышленности модернизируют Узбекистан. КНР инвестировала в Узбекистан более 8 млрд. долларов США.

- Что и кому должна Туркмения, тайна за семью печатями. Многие эксперты считают, что Туркменистан отрабатывает китайские инвестиции и кредиты, отдавая Пекину газ. Китай наверняка знает, но секретами не делится.

что Китай в последние десять лет резко увеличил выдачу кредитов развивающимся странам, Центральная Азия и Кавказ находятся в долговой зависимости от Пекина. Так, например,

В страны ЦА, особенно в Таджикистан и Туркмению активно заходит Иран и Турция. Но по сравнению с китайским локомотив эти игроки просто маленькие детские паровозики из торгового центра.

Но Китай все же стоит особняком, выбиваясь из общего ряда. Его влияние нарастает в прогрессии, и не всегда это хорошо для всех стран региона. Тем более, что есть в этом вопросе один нюанс. Даже два. Первый – там, где Пекину это позволяют, он строит отношения не с союзами и объединениями, а исключительно на двусторонней основе. То есть, вместо того, чтобы договориться сразу с Душанбе, Ташкентом, Бишкеком и Нурсултаном, Пекин заключает отдельные договора с каждой из республик. Ему так проще доминировать и легче отстаивать свои интересы. Гораздо проще договариваться по отдельности с каждым, чем продвигать проект в рамках ШОС или, к примеру, ЕАЭС, когда придется искать всех устраивающий консенсус.

Второй нюанс совершенно четко следует из уже налаженного сотрудничества. Главный привлекающий проект Китая для региона – «Экономический пояс шелкового пути» - это многомиллиардные инвестиции в транспортную инфраструктуру и сопутствующие сферы. Вот только уже сейчас понятно, что китайские миллиарды будут, как обычно, осваивать китайские же компании. Республики ждут инвестиции, и они придут из КНР. Но только туда, где будет интерес у китайского бизнеса. А в чем у него интерес? У КНР избыток трудовых ресурсов и дефицит всех остальных, в первую очередь, природных. То есть сырьевая ориентация стран ЦА станет только сильнее закреплена. А местное население будет ориентировано на обслуживание китайских кадров и инфраструктуры, созданной для удовлетворения потребностей КНР. Китайские рабсила, оборудование, товары, услуги… И все это на фоне растущих долгов этих стран Китаю. И мне думается, что гармония в этих отношениях не появится.