Каменные лабиринты

Следы культа камней в той или иной мере обнаруживаются у всех народов тундровой зоны Евразии, от Кольского полуострова до Камчатки. Издавна русские, а затем и советские исследователи обращали внимание на оригинальные каменные сооружения - лабиринты и сейды. "Что ни гора, что ни озеро - всюду легенды об этой зачарованной земле", - писал известный советский этнограф Владимир Чарнолуский. Самые ранние сведения о загадочных археологических памятниках Севера - лабиринтах - находятся в записях русских дипломатов Г. Б. Васильчикова и С. Г. Звенигородского, побывавших в северо-западной части Кольского полуострова в 1592 году, в связи с переговорами со шведами о русско-датской границе: "А в Варенге, на побоище немецком... на славу свою принесши с берегу камень в вышину от земли есть и ныне больше сажени, а около него подале выкладено каменьем как бы городовой оклад в 12 стен, а назван был у него тот оклад Вавилоном..."


Лабиринты расположены у Белого, Баренцева и Балтийского морей. Как правило, они находятся на островах, полуостровах и в устьях рек. Иногда разбросаны поодиночке или, как на Соловецких островах, образуют большие группы, сочетаясь с кучами камней, длинными стенами из валунов и другими не менее загадочными сооружениями.


Каменные лабиринты - сложные спирали (диаметром от 5-6 до 30 метров), выложенные из крупных и мелких камней, которые образуют системы поворотов, но в конце концов приводят к центру фигуры. Кто их построил? Когда? Зачем? Об этом археологи спорят уже более ста лет.

Каменные лабиринты Саамы, Карелия, Русский север, Лабиринт, Длиннопост

Саамские лабиринты. Фото: Владимир Трефилов / РИА Новости

https://lenta.ru/photo/2020/06/22/russianplaces/#3


В 1974 году мы исследовали два лабиринта, находящихся в Пильской губе Белого моря, в 1,5 километрах от одноименного мыса. Назовем их условно "большим" и "малым".


Большой лабиринт расположен в 150 метрах от прибойной линии моря. Высота его над уровнем моря - 7 метров. Максимальный диаметр-10,6 метра. Длина коридора (входа) - 4 метра. Ориентировка входа: юго-запад - юго-восток. Ширина между кольцами (дорожками) - 40 сантиметров. Длина ходов по внутренним кругам - 185 метров, то есть превышает диаметр в 17 раз. Материал, из которого сложен лабиринт, - местный валун диаметром 10-30 сантиметров. Какой-либо искусственной обработки камней не наблюдается.


При строительстве лабиринта использовался, очевидно, спирально-прочерченный прием конструирования. Спираль раскручивалась против часовой стрелки. Начертив на земле спиральную линию, строитель выбирал во внешнем круге то место, где должен быть вход в будущий лабиринт. Затем радиально расчленял спиральные линии от внешнего круга до центра. Оставалось только соединить линии кругов так, чтобы получились две подковообразные фигуры (одна в другой), и выполнить лабиринт в камне. Концевые завершения линий во внешней и внутренней подковах усилены большими валунами.


Малый лабиринт расположен в 60 метрах к югу от большого и в 20 метрах от прибойной линии моря, на голой скале. Как и большой, он зарос брусничником и кустами вороники. Высота над уровнем моря - 7 метров.


Внешняя конструкция лабиринта, к сожалению, разрушена. Окончательная его схема пока не поддается расшифровке. По отдельным деталям можно предположить, что он имел подковообразную форму. В центре лабиринта лежит гранитная плита, на которой обнаружено большое кострище, размером 40X30 сантиметров. В кострище, в скоплении углей, найдены кремневый скребок с высокой спинкой и ретушью по одному краю, ножевидные пластины и отщепы кварца, кусочек глины без орнамента, мелкие кальцинированные косточки.


Вероятно, большой лабиринт можно связывать с культовым назначением в широком смысле слова, а малый - могильный знак над местом погребения, что в свое время отмечал А. Я. Брюсов относительно лабиринтов Соловецких островов.

Каменные лабиринты Саамы, Карелия, Русский север, Лабиринт, Длиннопост

Лабиринты Большого Заяцкого острова. Соловецкий архипелаг. Белое море.

https://vk.com/@-134163682-kamennye-labirinty-belomorya?ref=...

Каково назначение лабиринтов? Ответить на этот вопрос не так просто. Несомненно, они создавались для каких-то очень важных целей. Иначе, чем объяснить тот факт, что лабиринты мы находим на столь широкой территории, в ряде северных стран?


Население Поморья повсеместно называет лабиринты "вавилонами". Но это название отражает только внешнее устройство, запутанность и затейливость ходов лабиринтов. Существуют различные предания о "вавилонах". Саамы считали, что они строились в честь сеидов - божеств, связывали их с идолами, злыми и добрыми гениями лопской земли, приписывали сооружение их историческим или полумифическим личностям.


Согласно легендам Ирландии и Англии, на спиралях лабиринтов в лунном свете танцевали феи; в горной Норвегии каменные гряды выкладывали ледяные великаны - "йотуны"; в Швеции лабиринты отмечали входы в подземные дворцы карликов - двергов, владевших драгоценными камнями, рудами, изготовлявшими волшебные мечи, щиты и копья для героев саг.


Однако в легендах мы не находим достаточно твердой основы для построения гипотез, хотя бы из-за крайней их разноречивости.


В поисках ответа на вопрос о назначении каменных лабиринтов можно выделить три основных направления.


Одни исследователи считают лабиринты местом развлечений и хороводных танцев культового характера ("танец журавля", "танец юных дев" у шведов, "танец Адама" у немцев и пр.), а также ристалищем для военно-спортивных состязаний ("троянская игра").


Согласно другой точке зрения, лабиринты носили промыслово-рыболовный характер. "Первобытному человеку для существования нужны были надежные орудия лова, а не их символы для магических манипуляций, - пишет И. М. Мулло. Для того, чтобы соорудить в определенном месте сложное орудие лова, он должен был в мыслях иметь представление о нем, иметь его план. И он наглядно создал этот план теми средствами, какими располагал, и там, где производил лов рыбы".


Большинство исследователей, однако, отстаивает культово-религиозный характер каменных лабиринтов. Историк M. H. Виноградов высказывал мнение, что ходы лабиринта и его каменные стенки служили для запутывания душ умерших, чтобы воспрепятствовать их возвращению к живым (культ мертвых).

Каменные лабиринты Саамы, Карелия, Русский север, Лабиринт, Длиннопост

Лабиринты Большого Заяцкого острова. Соловецкий архипелаг. Белое море.

https://vk.com/@-134163682-kamennye-labirinty-belomorya?ref=...


Видный археолог А. Я. Брюсов, много лет работавший в Беломорье, считал лабиринты могильными знаками над местами погребений (погребальный обряд).


Известный этнограф В. Р. Кабо, исходя из сравнительных этнографических и исторических материалов, предлагает толкование северных лабиринтов как сооружений, связанных с представлениями о "нижнем мире", где совершались обряды умножения промысловых рыб, и с обрядами инициации - посвящения юношей в мужчины, девушек - в женщин.


Сопоставление конструкции лабиринтов с рыболовными сооружениями типа "вентерь" или "тайник", устройство которых практиковалось населением Мурманского побережья еще в 40-х годах нашего столетия, заставило Н. Н. Гурину высказать предположение о том, что лабиринты связаны с какими-то магическими обрядами, целью которых было обеспечение морского промысла.


Н. Н. Гурина вела раскопки близ Кандалакшского, Харловского и других лабиринтов. На высоте от 3 до 7 метров над уровнем моря обнаружены стоянки, Находки состояли из керамики с примесью асбеста и слюды и кварцевых орудий. Попадались обломки крупных сосудов, украшенных редкими оттисками гребенчатого штампа или вовсе лишенные орнамента. Орудия представлены кварцевыми скребками и скобелями, наконечниками стрел из сланца. Низкое расположение лабиринтов над современным уровнем Баренцева и Белого морей и поздняя форма сосудов в сопровождающих их стоянках позволяют относить эти сооружения к концу I тысячелетия до нашей эры.


По мнению Н. Н. Гуриной, точку зрения которой разделяет большинство исследователей, племена, производившие асбестовую керамику, следует считать предками саамов, то есть возможными строителями лабиринтов.


Интересно, что известные местонахождения лабиринтов связаны не только с морем вообще, но и с определенными его участками, наиболее богатыми рыбой, с рыбацкими тонями. Так, Кандалакшский лабиринт расположен у тони Питкуля, Умбинский - у тони Ударник и т. д. Не являются ли лабиринты памятниками верований, относящихся именно к морю и морским промыслам? "Темы гаданий были самые различные: о погоде, удачен ли будет промысел, поход на охоту... Нойд (гадал именно он) становился одной ногой на дорожку и, прыгая к центру лабиринта, смотрел, какие признаки говорят за успех или против начинания", - писал В. Чарнолуский.


Покровителем рыбного промысла у древних саамов был человек-рыба Аккрува, с человечьей головой и верхней частью туловища. Видимо, каменные спирали на берегу моря служили алтарями, на которых первобытные рыболовы приносили жертвы Хозяину Воды, чтобы он загонял рыбу в поставленные ловушки. Может быть, в танце воспроизводилось движение семги, "большой рыбы", возвращающейся в родные реки с моря.


На наш взгляд, наиболее убедительна гипотеза о культово-религиозном назначении каменных лабиринтов.


Ю.В.Титов.

Лабиринты и сейды. - Петрозаводск, 1976.

http://www.k2000.ru/la_se/