Какими были первые якоря.

При слове "якорь",  почему-то всегда представлялось здоровенное грузило на веревке, которое бросают с пиратского корабля. Потом память напрягалась и услужливо подсовывала картинку солидной железяки, которая валялась в каком-то приморском месте ввиде украшения. Выглядела железяка допотопной и не очень настоящей. В общем скукотища...


И вдруг на глаза попалась  коллекция из нескольких десятков якорей в Британском морском музее. Коллекция была частной. Не верилось, что эта вроде простая вещь, имеет так много вариантов.


Слово «якорь» можно считать интернациональным. Вот как оно пишется и произносится на нескольких современных европейских языках:


итальянскии — Ancora (анкора);


французский — Ancre (анкэр);


английский — Anchor (энкор);


испанский — Ancla (анкла);


немецкий — Anker (анкер);


норвежский — Anker (анкер);


датский — Anker (анкер);


шведский — Ankare (анкар);


голландский — Anker (анкер);


финский — Ankkuri (анкури).


Везде есть общий корень «анк».


Древние греки называли железный якорь словом «ανχνρα» — «анкура» - от корня «анк».


От древнегреческого «анкура» образовалось латинское слово «ancbora», которое позже перешло в другие языки Древней Европы.


На русский это слово переводится как «крюк», «кривой» или «изогнутый»


История якорей началась давно. Якорь, скорее всего, изобрели одновременно с водоплавающими средствами. Самым простым и самым первым типом якоря были камни, обвязанные канатом, или несколько камней уложенные в корзины, мешки, или сети. Или камни с дыркой.

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост
Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост
Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост
Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост
Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост
Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Позже камни стали специально обрабатывать, в них делали желоба и отверстия, в которых крепились заострённые колья.

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Цивилизация двигалась вперед с бешеной скоростью: народ начал пользоваться металлами. Продвинутой публике надоело бегать по берегу в поисках здоровенных камней с дырками. К тому же желающих было много, а подходящих камней мало.


Поумневшие моряки решили делать якоря из дерева и металлов. Произошло это знаменательное событие где-то приблизительно на рубеже 2-го и 1-го тысячелетий до н. э.


И тут предки разработали несколько прогрессивных конструкций:


В районе Южно-китайского моря появился МАЛАЙСКИЙ якорь. Его делали из твёрдого дерева, а отдельные части связывали канатом. На верху веретена привязывали груз — специально подогнанный камень. Поперечный шток находился внизу. У этого якоря был только один рог, которым он должен был цепляться за дно и держать судно.

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Китайцы додумались до двурогого якоря приблизительно в конце 1-го тысячелетия до н. э. Они делали его из прочного дерева, окованного железом. Шток был расположен в нижней части.

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Приблизительно конце 1-го тысячелетия до н. э. в Средиземноморье появился римский судовой якорь. Его отливали из бронзы или выковывали из железа. В верхней части, под скобой для каната, находился деревянный шток. По такому же принципу делали и деревянные якоря с тяжелым свинцовым штоком, который был нужен для затопления якорного каната. Якорь высоко ценили, и на всякий случай, снабжали разными священными надписями.


Железный якорь, который был найден аквалангистами близ Италии в 1966 году. Его вес равнялся 545 кг и принадлежал, по надписи на рогах якоря, древнеримскому купцу Асициусу. Тут видны две особенности якорей той эпохи: во-первых - отсутствие на рогах лап, а во-вторых - металлический шток, который был съемным. Также якорь был обшит деревом, чтобы не повредить острыми частями обшивку судна.

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Якорь галеры римского императора Калигулы (12–41 гг.)

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

А дольше понеслось.. .

Предки резвились, как могли, изобретая разнообразные конструкции якорей.

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост
Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Кованый двурогий железный якорь со штоками появился примерно в 7 в. до нашей эры.


В течение столетий его довели до совершенства, и с 1847 г. такой якорь стал называться адмиралтейским (якорь Паркера).


Якоря были разными, но в принципе, все имели одни и те же элементы.

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

В 19 веке, пыл в этой области, почему-то не угас, а совсем наоборот. Инженеры якоря любили, и не ленились их изобретать. Якоря гордо носили имена своих создателей, которых, было ну ооочень много.


Якорь Холла

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Якорь Брауна

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Шарнирный якорь 1812 года

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Якорь Хавкина 1822 год

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Якорь 1829 год

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Якорь Edgar Boom 1857год

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Якорь 1870 год

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Якорь Кристофера.

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Якорь Мартина

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Китайский якорь

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Якорь Смита 1917 год

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

И это только крошечный кусочек всего разнообразия!

История быта и искусств

1.8K пост6.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Исключаются:

- упоминания политики в актуальном контексте

- "клубничка" вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат

- спорная информация без указания авторитетных источников

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
А какой длины цепи используют? Не таскают же с собой 3-5 км цепи? А если короче, тогда как встать на якорь где-нибудь посреди Атлантики?

Или тогда ложатся в дрейф просто, типа один хрен там рядом нет во что уебаться?
раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

А нахрена там якориться? На воду полюбоваться?

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий
Ну это я так, для примера. Да и есть всякие любители на воду полюбоваться, гидрологи там, океанологи, ещё какие -ологи.

Ну и основной вопрос про длину якорьцепи, можно перефразировать: на какой наибольшей глубине встают на якорь?
раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

"При больших глубинах используют мертвые(становые) якоря и судно швартуется к бочке, прикрепленной к такому якорю. При совсем уж больших глубинах судно для остановки ложится в дрейф и удрживается на месте своими винтами и (или) подруливающими устройствами." (С)

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
Большое спасибо за ответ, хоть он и не несёт конкретной информации
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Не так надо вопрошать, спросите норматив на длину цепей на судах ;-)

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Длина цепи гораздо больше глубины, на которой встают на якорь.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

От глубины отношение  зависит или примерно то же всегда?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

чем больше глубина, тем меньше запас. Там на самом деле формула есть, в которой фигурирует держащая сила якоря на данном грунте, вес якоря и метра цепи, длина корабля и еще что-то. Не помню точно.

А так, мне всегда казалось, что про формулу эту вспоминают только на берегу, а на практике всегда на глазок. Хотя может у меня практика не правильная была.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку