Какая реальная степень безопасности авто? О чем молчат авто-производители

Пост решил написать после недавнего разговора с одним своим знакомым, который купил Chevrolet Aveo, а после вопроса, а "а почему именно эту машину выбрал?" у него был единственный аргумент "потому что она очень безопасная, а мне для семьи". А после более детального разговора выяснилось, что он сделал выводы о безопасности на основании данных по краш-тестам. Но на сколько можно доверять краш-тестам?

Наверное все автолюбители не раз смотрели краш-тесты. И обращали внимание на "звезды". А если написать "самые безопасные автомобили" в поисковике, то можно найти кучу разных статеек, где будет расписано, на сколько автомобили, представленные в них, классные, и как спасут жизнь в случае серьезной аварии.


Но так ли все круто на самом деле?

Давайте вспомним как проводится краш-тест.

Автомобиль на определенной скорости втыкается в препятствие, после чего делаются какие то выводы. Скорость по стандартам, вроде бы 64 км/ч. Что для города нормально, но на трассе скорости намного выше. И это "первый" звоночек. Потому как, если верить статистике, то большинство аварий происходит действительно в городе, но так же из этой же статистики, большинство аварий происходит на скорости до 30 км/ч. То есть кто то зазевался на светофоре, ткнулся в пробке, не рассчитал габариты и "притерся" к соседу. Вообщем это даже аварией нельзя назвать. Они не только не опасны, но даже повреждения авто как правило заканчиваются легким кузовным ремонтом и заменой фары максимум.


Но вот остальные аварии, которых значительно меньший процент - это как раз те самые аварии, которых мы все боимся, когда на скорости 120 км/ч автомобиль начинает мотать по дороге, и он вылетает на обочину (где столбы-деревья) или на встречку, где может быть вообще что угодно, от копейки до камаза. Причем закон подлости (а на самом деле физика) работает таким образом, что чем "страшнее" встречка, тем больше шанс ДТП. Потому что, во первых, видя на встречке большой автомобиль, водитель инстинктивно старается прижаться поближе к обочине, что бы случайно не зацепиться за него, что чревато, потому что стоит поймать обочину на большой скорости (съехать одним колесом с асфальта) - будет мало приятного, плюс ближе к краю дороги всякий песок и грязь. Что сильно повышает шанс ДТП, в добавок от встречной машины идет большой воздушный поток, который может нарушить стабильность автомобиля. В итоге можно получить печальные последствия.


Но думаю я сейчас рассказал очевидные вещи, каждый адекватный человек понимает, что если на скорости 120 км/ч разложиться об дерево/отбойник/камаз - то мало не покажется, не важно какой автомобиль, и шансы остаться живым и невредимым не очень то и высоки.

Поэтому все мы в глубине души надеемся что такого никогда не произойдет.


Но есть еще третий вид аварий, те самые аварии "с камер наружного наблюдения", которых на ютубе полно. Когда скорости не "парковочные", но и когда не по трассе ехать за сотку. То есть авария на полной (разрешенной) скорости в городской черте. Вот под такой тип аварий и тестируют авто (со всеми боковыми, фронтальными, и т.д. ударами).


И тут мы плавно подходим к теме поста.


Из физики мы знаем, что если столкнуть два одинаковых тела с одинаковой скоростью, то из за взаимной деформации, сила взаимодействия (удара) будет рассчитываться на основании половины суммы их скоростей. То есть скорость не суммируется. Касательно же машин, если две ОДИНАКОВЫЕ машины сталкиваются "в лоб" при этом одна ехала 30, а вторая - 70, то результат будет таким же, как если бы проводили краштест на скорости 50 км/ч. Причем результат будет одинаковым для обеих машин. И на основании этих физических законов и проверяют машины на безопасность, но при этом не учитывают один важный нюанс (вернее его учитывают, но о нем, разумеется, не говорят, потому в этом случае "смарты" и "ярисы" не продавались). А именно - разность масс и жесткости конструкции. Вся эта "программируемая деформация", "ненарушенная геометрия" и прочие крутые слова - все полная ерунда в большинстве реальных аварий, если столкнуть шар для бильярда и шар для боулинга. Шар для бильярда пострадает гораздо сильнее, чем шар для боулинга, не зависимо от "программируемой деформации" =)


То-есть когда счастливый владелец "самого безопасной малолитражки в мире" видит на встречке опасный крузак, переживать следует владельцу небольшого авто, а не крузаку.

И вот видео краштеста в доказательство, что произойдет, когда столкнуться два разных автомобиля: https://www.youtube.com/watch?v=NCelD0qr8Do (рейтинга маловато что бы добавить напрямую).

Как видно, маленькая машина до удара движется быстрее, а после удара движется быстрее уже в обратном направлении, а в момент удара манекен внутри движется быстрее, чем манекен в большой машине.


Запомните - краш-тест, это "сферическая авария в вакууме". Производители не учитывают других участников дорожного движения, при их проведении, потому что это просто невозможно. Но законы физики никто не отменял. Поэтому выбирая авто с точки зрения безопасности следует брать не самое безопасное авто в классе, а самое большое авто и прочное авто, на которое хватает денег с оглядкой на безопасность в краштестах. Потому что в реальной аварии больше играет роль масса и жесткость конструкции, чем звезды. Есть конечно исключения, когда авто большое, но безопасностью не обладает (газели, уазы и т.д.), но это скорей исключение.


Вроде бы все, что я описал, очевидно, но, как оказалось, не для всех.


И конечно же всегда нужно пристегиваться.