Как зарабатывать на революциях?
Массовые митинги, протесты, беспорядки, войны, революции и социальные бунты это все опасно, но лишь для тех кто подвержен страху. И ведь действительно, какие плюсы можно выделить в подобных реалиях? Никаких? Ан нет. Даже в ситуациях, когда вся страна будет переживать сложнейший момент собственной истории, не стоит отчаиваться. Потому что даже на этом можно заработать.
(если хотите ознакомиться в видеоформате - в конце поста ссылка)
1. Мерч
У нас имеется яркий и весьма весомый пример, пример Эрнесто Че Гевара, команданте Кубинской революции 59 года – это история не только о смелом политике и революционере, но и о том, как хорошо можно зарабатывать на символах революции. Растиражированный образ героя на футболках, плакатах, в фильмах – это лишь малая часть большого бизнеса.
Знаменитый портрет команданте в берете, с развевающимися на ветру волосами был сделан фотографом газеты «Революция» Альберто Корда 5 марта 1960 году во время похорон погибших после взрыва на корабле «Ля Кубр». Поскольку снимок получился случайно – редактора газеты интересовал не Че Гевара, а Фидель Кастро – и поэтому снимок не был опубликован, Альберто Корда напечатал фотографию и повесил ее у себя на стене.
Через несколько лет после смерти Че Гевары в студию к Корда пришел один итальянский издатель и попросил фотографа дать удачный снимок команданте. Корда снял со стены 70-сантиметровый портрет и не взял за это ни рубля. В следующие месяцы портрет был размножен, а позднее он разлетелся по всему миру.
Образ героя использовали не только крупные бренды при продвижения собственного товара, но и «кустарные» предприниматели, буквально растащившие снимок Корда на сувениры. Корда – единственный обладатель авторских прав – молчал и не требовал с этого ни копейки – но только до 2000 года. Терпение фотографа лопнуло в тот момент, когда английский производитель водки Smirnoff провел рекламную кампанию, в очередной раз использовав образ героя Кубинской революции. Со словами о том, что Че Гевара водку не пил, а пропаганда спиртного – зло, Корда подал в суд на рекламные агентства, которые придумали рекламу, и выиграл $ 50 000. Как настоящий борец за справедливость и последователь Че, он перечислил деньги на развитие кубинской системы здравоохранения. А заодно подтвердил собственные права на снимок. После этого все те кто хотел использовать портрет Че, должны были платить по $300 и, что самое главное, согласовывать контекст размещения образа. Вырученные деньги Корда обещал перечислять на благотворительность, но не успел: в 2001 году он умер в нищете. Авторское право досталось его дочери, балетмейстеру Национального балета Кубы Диане Диас Лопес. Ей тоже пришлось судиться, и иски достигали уже миллионов долларов.
Эта история нам дает понять, что зарабатывать на мерче во время нестабильной ситуации, что в отдельно взятой стране, что в масштабе шарика, довольно просто, главное вовремя подключаться к волне. Можно прочекать новостные сводки и твиттер, а дальше пару макетов и го пушить соцсетки.
2. Бунт в мессенджерах
Власти Великобритании были уверены, что погромы в августе 2011 года устроили уличные банды. Однако позже выяснилось, что преступников, среди тех, кто поджигал машины и бил витрины, всего лишь 10%. Остальные – в основном, молодые люди в возрасте до 21 года.
Многим из них удалось организоваться и начать бунт при помощи своих мобилок BlackBerry. Гаджеты этой марки никогда не ассоциировались с молодостью: молодые предпочитали IPhone или дешевые трубки, а люди постарше и посерьезнее, бизнесмены – Blackberry. Оказалось, все совсем наоборот.
Для Research In Motion (RIM) – производителя смартфонов BlackBerry – такой поворот событий стал большим плюсом. На популярность BlackBerry среди молодежи повлияла, возможность использовать приложуху BlackBerry Messenger (BBM). Обмен данными естественно происходил на основе взаимной идентификации смартфонов по их номерам. Кроме того, через BBM удобно было отправлять сообщения рассылкой на десятки или сотни адресов своей сети контактов, которые подключены к приложению, на момент 2к11 это было редкостью. Отправитель BBM мог при необходимости сохранить анонимность, если не поставит свою подпись, а само приложение поддерживало шифрование информации. Как раз этим и воспользовались бунтари.
С одной стороны, негатив, с которым может трактоваться вся эта история про английских бунтарей, навредил имиджу компании RIM. С другой, успех: во-первых, ни одно из маркетинговых исследований не дало бы компании столь подробный срез собственной аудитории. Во-вторых, бесплатная реклама, когда вокруг столько конкурентов, вряд ли помешала.
Подобную маркетинговую кампанию можно продвинуть любой развивающейся соцсетке или сервису, главное продать идею и объяснить профит потенциальному клиенту. В условном сервисе знакомств или кофейной карте города, мутим аки и начинаем пушить актуальное на данный момент революционное движение, сливаем все в сми, получаем профит.
3. Революционная музыка
Вы наверное не раз замечали исполнителей, которые наживаются на политической или околополитической теме, да модель довольно сложная, надо быть музыкантов. Но не в наше время, достаточно найти среднего битмейкера, революционные условия и агит-бэнгер готов.
В декабре 2004 года во время «оранжевой» революции на Майдане в Киеве многотысячная толпа митингующих воодушевленно пела: «Разом нас багато, нас не подолати». Все собрались в центре столицы, чтобы выразить свое недовольство результатами выборов. Неофициальным гимном события стала песня никому неизвестной группы из Ивано-Франковска «Гринджолы» «Разом нас багато».
Благодаря одному хиту к музыкантам пришла настоящая слава. Почти что сразу после «оранжевой» революции представительство компании Universal подписало контракт с музыкантами и выпустило альбом-сингл «Разом нас багато». А через полгода, весной 2005 года, «Гринджолы» отправились представлять Украину на «Евровидении». Альбом появился и в России – его выпустила отечественная компания M2BA/Music World. К этому моменту название группы сделали более интернациональным – GreenJolly. Революционная романтика? Нет, бизнес.
4. Производство
А как вам раскрутить свой бизнес, основываясь чисто на легенде? За основу возьмем один из самых древних опытов производства на основе революционных событий, война 1812 год, время когда мадам Клико вывела на российский рынок свое знаменитое игристое вино «La veuve Clicquot («Вдова Клико»).
Легенда гласит. Однажды в дом вдовы Клико вломились русские солдаты. Они намеревались разгромить подвалы с запасами дорогого вина, но хозяйка погреба вдруг разрешила военным зайти внутрь, а потом любезно угостила русских алкогольным напитком, решив, что за это они еще успеют расплатиться. И, действительно, слава о напитке разошлась за пределами Франции, а после окончания войны Клико отправила в Россию 20 000 бутылок напитка и неплохо на этом заработала.
Разыграть подобную партию будет сложно, особенно у того, кого нет производства, но всегда можно выступить предпримчивым менеджером.
5. Экскурсии к «арабской весне»
Революции в Африке и странах Ближнего Востока бьют по основной отрасли экономики стран – туриндустрии. И руководство некоторых государств идет на хитрый шаг - использовать политические протесты и бунты в своих интересах.
Наиболее успешно использовать собственные революции стали Тунис и Египет. Сразу после того, как волнения утихли, они запустили рекламные кампании в странах Европы. «Добро пожаловать в страну мирной революции», Революция – эволюция», – гласили лозунги.
Туроператоры Египта предлагают туристам не только экскурсии к пирамидам, но и приглашают прогуляться по памятным местам революции. Для тех, кто хочет погрузиться в историю революции более глубоко, существуют и семидневные туры «Незавершенная революция». И на этом рубятся неплохие деньги.
Почему еще в Москве никто не организовал бизнес, когда ниша свободна, - непонятно. Инфы море, история великая, старт быстрый.
Статья в видеоформате: