234

Как я работал в медицинском колледже

Поскольку в один пост больше 25 фото вставить нельзя, я выпустил довольно большой эпизод моей биографии - работу в медицинском колледже преподавателем по совместительству.

На мой взгляд, он заслуживает отдельного описания.

Началось всё с того, что 6 лет назад моя жена поступила в этот самый колледж.
И на первом же году обучения грянул COVID-19 и все ушли на дистант.
(введение дистанционного обучения медицине считаю самой большой из допущенных ошибок, которая будет икаться всей стране ещё годы)

Поскольку занятия шли в Скайпе - краем уха я часть лекций улавливал. И не раз оказывался в изумлении от качества подготовки преподавателя.

Когда начались дисциплины из блока неотложной помощи на догоспитальном этапе меня прорвало окончательно. Каждая лекция была хороша только с точки зрения истории медицины, т.к. там очень подробно излагались методы, устаревшие более 10 лет назад.

Когда оказалось, что ещё и практика по реаниматологии будет проходить не в отделении реанимации или скорой помощи - предложил организовать практическое занятие, чтоб студенты хотя бы руками посмотрели и в глазах подержали. Притащил своё оборудование и манекены (если что, тут не тот, про который я писал раньше) и вот что вышло.

Как я работал в медицинском колледже Учеба, Медицина, Медицинский колледж, Длиннопост

Интубация трахеи

Как я работал в медицинском колледже Учеба, Медицина, Медицинский колледж, Длиннопост

ИВЛ мешком Амбу

Как я работал в медицинском колледже Учеба, Медицина, Медицинский колледж, Длиннопост

Вася, Беня и Триша. И люди.

Как я работал в медицинском колледже Учеба, Медицина, Медицинский колледж, Длиннопост

Применение дефибриллятора

Выяснив, что неотложку преподает врач-стоматолог, я окончательно уверился, что без меня там не обойтись и в конце лета пришел в учебную часть.

Мне дали практически весь блок неотложной помощи + ЭКГ и хирургию. И зарплату 205 рублей/час.

До начала учебного года я оборудовал выделенный мне для практических занятий кабинет.

Размерами он не блистал – в старые времена это была просто двухместная комната в общежитии. Зато теплый и на первом этаже. Еще мне от колледжа достался ростовой манекен для базовой СЛР, детский манекен для базовой СЛР, несколько шин Крамера (весьма уставших), несколько индивидуальных перевязочных пакетов, мешок Амбу старого образца, комплект пневматических шин, пульсоксиметр, тонометр и пакет туалетной бумаги. И еще куча барахла, которое я потом коробировал и сплавил с глаз подальше. Особенно запомнились резиновые сапоги.

Из мебели – два встроенных шкафа, пара манипуляционных столиков, кушетка, парта и несколько стульев.
Поскольку этот объем оборудования и оснащения меня не вполне устраивал, пришлось его дополнить. Часть была лично моя, часть одолжил у себя в отделении, манекен для расширенной СЛР помог приобрести мой коллега Алексей Зайцев.
Вот список принесенного.

Манекен полноростовой взрослый для расширенной СЛР.
Манекен дыхательных путей
Ларингоскоп (2шт)
Мешок Амбу (2шт)
Детский Амбу
Дефибриллятор
Кислородный редуктор
Кислородный редуктор-ингалятор
Блок ингаляции кислорода «Медумат»
Аппарат ИВЛ/ВВЛ «ТМТ»
Укладка скорой помощи общепрофильная учебная
Набор реанимационный учебный
Сумка медицинская войсковая
Жгут кровоостанавливающий (Бубнова)
Жгут-турникет
Шины гибкие 3шт
Воротник Шанса 2 шт
Шины Крамера 2 шт
Видеоларингоскоп
Волюметр
Генератор ЭКГ-сигнала
Кардиограф

Помимо этого была притащена куча расходников разного рода (воздуховоды, шприцы, катетеры и т.д.). А Наташа (жена моя) изготовила кучу учебных бинтов.
Также из остатков старой мебели была собрана габаритная имитация салона АСМП, в чем активно участвовал студент Оболенский.
С этим уже можно было работать.

Начался учебный год.
В первый же день я понял, что недооценил маштаб проблемы. Первое занятие второго курса по пропедевтике я начал с небольшой проверочной работы. Один из вопросов был – сколько костей в предплечье. Мнения разошлись в диапазоне от одной до пяти. В тот же день этот же курс на входном опросе по ЭКГ всерьез задумывался над вопросом «сколько камер в сердце?», «какой сосуд выходит из левого желудочка?» и тому подобных. Это при том, что опрашивал я тех, кто получил на экзамене по анатомии оценку «хорошо» (в получении оценки «отлично» никто не признался). В этот день я понял, что моё понятие о том, «что такое «хорошо», что такое «плохо»» сильно расходится с практикой выставления оценок в колледже.

Теоретический блок по ЭКГ состоял из трех лекций по 2 часа. ТРЕХ!!!
Мне пришлось немало поломать голову, как из книжки по основам ЭКГ выбросит процентов 90, да так, чтоб оставшееся имело хоть какой-то смысл. В итоге самый необходимый минимум получилось свести к одному листу А4 12м шрифтом.

Вообще учебный процесс в колледже – весьма забавная вещь. Казалось бы, в отличие от школьного образования, которое является обязательно-принудительным и уже поэтому вызывает отторжение, особенно в тех частях, которые не вызывают личного интереса, профессиональное образование является добровольным. И если пофигистическое отношение к непрофильным предметам я еще могу понять, то попытки проигнорировать изучение специальных предметов вызывают глубокое недоумение.


Фактически имеем ситуацию – большинство студентов надо заставлять учиться. И роль преподавателя больше надзорно-карательная, нежели обучающая. В наш век информационного изобилия преподаватель уже не является редким носителем Тайного Знания. В Сети множество учебных материалов, зачастую лучше изложенных и богаче иллюстрированных, нежели среднестатистические лекции в колледже. А еще их можно изучать в своём темпе. В принципе можно было бы вообще ликвидировать медицинский колледж как явление. Теоретические дисциплины предоставить на самоизучение с последующей сдачей глобального и высоко детализированного экзамена по ним, а практическим навыкам обучать непосредственно в лечебных учреждениях.


Но этому препятствует человеческая лень. Поэтому, как средство принуждения и контроля колледж незаменим.


Но при этом интересно и то, что средств принуждения, не выходящих за рамки закона, у преподавателя не так много. По сути – одно. Неудовлетворительная оценка.


Но с оценками тоже есть проблема. Работа преподавателя оценивается по оценкам, которые он выставляет студентам. Т.е. мою работу оценивают по цифрам, которые я сам рисую в журнале.
Мне одному эта система кажется порочной и склоняющей к необъективности?


В своей работе я решил руководствоваться словами Феликса Эдмундовича Дзержинского. А именно – смысл наказания не в его суровости, а в его неотвратимости. А как обеспечить неотвратимость наказания за невыученный урок? Конечно проверочной работой на каждом занятии. Небольшие, по 3-5 вопросов, но всеобщие и регулярные, они были призваны сформировать у студентов убеждение, что «не спросят» - не прокатит. Устный опрос в этом плане плох. Всех опросить и при этом еще дать новый материал – не хватит времени. А опрашивать выборочно – поддерживать надежду на «авось».

Как я работал в медицинском колледже Учеба, Медицина, Медицинский колледж, Длиннопост

Ну вот как-то так это всё и выглядело

Как я работал в медицинском колледже Учеба, Медицина, Медицинский колледж, Длиннопост

Или так.

Контактик оказался весьма неплохим подспорьем в работе. Сделал чат с группой и выкладывал туда учебные материалы. В первую очередь – клинические рекомендации, иногда книги. Правда дальнейшее развитие событий показало, что не очень-то их читают, если за это не грозит немедленное наказание.


Со вторым курсом оказалось проще. Большинство вздохнуло, поплакало и втянулось в работу. Не без исключений, но большая часть студентов под постоянным давлением стала показывать результаты, которые я мог назвать «удовлетворительными».


К слову – меня поразило, насколько у студентов колледжа смещена система оценивания в головах. «Тройка» воспринимается ими как оценка легкодоступная, не требующая особых стараний. Но я считал иначе. «Тройка» это «удовлетворительно». Нужно выполнить достаточно большой объем работы, чтобы результат можно было назвать удовлетворительным. Поэтому пришлось ломать этот нелепый стереотип.


Вообще очень тяжело работать в четырехбалльной системе оценивания, когда непроходная оценка только одна. В школьном образовании, например, эту проблему решили, введя на уровне электронного дневника оценку «ноль». Она учитывается при подсчете среднего балла и при образовании делимого, и при образовании делителя. Разница очевидна. 3+3+2 дают средний балл 2,6 который математика требует округлять до 3. 3+3+0 дают средний балл 2, который можно преспокойно выставить и тем принудить к тому, чтоб таки выучить материал.


С четвертым курсом оказалось сложнее. Эти студенты за несколько лет дистанта расслабились совершенно и оказались не готовы к необходимости усердно учиться. Не все, конечно, но подавляющее большинство. Очное обучение возможности жульничать конечно не исключает, но хотя бы ограничивает. Многие пытались списывать, у некоторых это получалось. К сожалению, я тогда только начинал выстраивать свою систему борьбы с этим явлением. Сейчас многое сделал бы иначе. Ну и, конечно же, они жаловались.


Глупая затея на самом деле – жаловаться на требовательного преподавателя. Администрация колледжа практически не имеет рычагов влияния на преподавателя-совместителя в течение учебного года. Учебные часы распределены и вне чрезвычайных ситуаций не перераспределяются. Уволить можно только со скандалом, а для этого нужна более веская причина, чем недовольные студенты. Максимум – не дать часы в следующем году или вообще не заключить новый контракт (совместителей увольняют всех в конце учебного года или раньше – если часы закончились), но это потом. В моменте жалоба выгоды не принесет.


Ну а качество знаний, полученных на дистанте у большинства оказалось отвратительным.
Для примера – на первом занятии по неотложной хирургии входной контроль по материалу прошлого года (диагностика в хирургии) удовлетворительно написали единицы. Основная же масса получила плохие оценки.


Со многими понятиями студенты 4 курса оказались незнакомы совершенно. За счет этого часть учебного времени пришлось потратить на изучение материала прошлого года. Шок, противошоковая терапия, диагностика, фармакология, патфизиология…
Именно тогда я окончательно укрепился во мнении – дистант есть зло. А попытки его ввести есть вредительство.
Но, так или иначе, худо и бедно, но теоретические занятия двигались к концу. Впереди была практика.

Но про практику - в следующий раз.
Там интереснее.