Как я фотографом на круизнике работал (часть 2)
И так, в первой части я рассказал, как устраивался на работу, про фотоколледж и первые деньки на корабле, про быт и прочее. Тут подробнее:
Что такое жизнь фотографа на круизном лайнере (часть 1)
Теперь ко второй части, непосредственно о работе.
О работе. Средний рабочий день вкратце:
08:00 (иногда 6, иногда 9) — Фотографировать высадку (в Майами посадку) пассажиров в порту (портов пять за семидневный круиз). Стоишь сбоку от трапа, окликаешь каждого выходящего пассажира (их 3500 на корабле и 4 трапа) и щелкаешь один кадр. Или одеваешься в местный национальный костюм, подходишь к каждому гостю и вас щелкает другой фотограф. Роллкаунт (сколько нужно сфоткать) примерно 400 кадров за 3–4 часа.
12:00 (или 13 или 14) Заканчиваешь снимать гангвэй, уходишь на перерыв до 16:00. Или же ты в это время, в 12, только просыпаешься и идешь работать в фотогалерею, продавать фотографии.
16:00 Сетап. Подготовка мобильной студии. Берешь коробку с тремя студийными вспышками, аккумуляторный блок, пять штативов, бекграунд — рулон фона 2.75*5 метров (они все разные, как правило это распечатки разных красивых видов "под реалистичность"), два ограничительных столбика по 15 кг каждый, скамейку или стул или колонну для интерьера и тащишь всё это в нужную локацию. Как правило где–нибудь в самой проходной зоне. В течение часа всё это устанавливаешь и настраиваешь.
17:00 — 23:00 (плюс два перерыва по полчаса) Снимаешь портреты. Зазываешь каждого проходящего человека к себе на бекграунд (фотофон) и если идут, то ставишь в позы, щёлкаешь 5–6 кадров и отпускаешь. Роллкаунт 150–200 кадров. То есть вроде бы всего 30–40 человек/пар, но фишка в том, что чаще всего все стоят на променаде — это длинный широкий коридор на пятой палубе во всю длину корабля со всякими магазинами, казино, кафе и прочими заведениями. То есть, грубо говоря, основное место, где ходят люди. Там наших бекграундов стоит 5–7 штук каждый вечер. То есть каждый проходящий по променаду человек, получает примерно 5–7 приглашений сфоткаться. И на обратном пути. Каждый день за недельный круиз.
Так же, в течение этого же времени мы по полчаса снимаем в ресторанах. Их два на корабле. Картина маслом: шесть фотографов заходят в ресторан, рассыпаются по разным сторонам, подходят к каждому столу за которым едят люди, предлагают им сфоткаться по парам и по отдельности, и ждут пока люди прожуют еду и вытрут губы.
23:00 –... — Убираешь мобильную студию, и идешь в фотогалерею, помогать народу убирать там. Как правило, освобождаешься в 00, 00:30. Если повезет — раз в неделю морнинг–офф (начинаешь работать только с 4х дня).
На кадре выше - фотолаборатория. За компами обычно сидят техники, обрабатывающие и печатющие фотографии. Обработка заключается в наложении красочной рамки с надписью соответствующей порту высадки в этот день. Справа за кадром два больших принтера.
На кадре ниже гангвэй. Люди выходят из корабля, ты их снимаешь. В светло–сером — мы, ученики (это фотография с фотоколледжа, когда нас водили на приходящие корабли), в темно–сером настоящие фотографы. К костюмах мексиканских папуасов тоже фотографы. Просто в этот раз им повезло чуть меньше.
Багамы. 7 утра. Красиво, но скоро выйдет солнце и ты сгоришь.
А это окончание formal–night. Есть такой день, точнее вечер, на корабле один-два раза за круиз, когда все пассажиры одеваются в красивое. Смокинги, вечерние платья, все дела. И конечно, они хотят в этом сфотографироваться. Поэтому на формал–найт у тебя роллкаунт (необходимое кол–во кадров) в два раза больше обычного. И в конце его ты выглядишь вот так.
Фотогалерея. Здесь вручную выставляются все (повторюсь, абсолютно все) фотографии, снятые за круиз. Мы не имеем права удалять фотографии с фотоаппаратов. Техники-лаборанты печатают все фотографии, что есть на наших флешках. Потом мы ручками выставляем их в эти стойки. За недельный круиз снимается, печатается и выставляется около 43 тысяч фотографий. 15–20 процентов покупается. Остальное в мусор.
Насколько я понял из ютьюба, на современных кораблях в фотогалерее стоят сенсорные экраны, на которые выводятся превью фотографий и по клику ее можно купить. Как я рад за нынешних работников фотогалереи.
Вот такая вот работа. Если свести к двум словам — это идеально отлаженный конвейер по производству и продаже картинок. Ты идеально знаешь, что тебе делать, потому что у тебя есть расписание на неделю на каждый час. Ты идеально знаешь, как это делать, потому что действия доведены до автоматизма. Ты также идеально знаешь, что говорить, потому что вопросы повторяются с каждым новым круизом и каждым новым гостем. Кстати, самый популярный вопрос это "где ближайший туалет?". Я не шучу, этот вопрос я слышал не меньше десяти раз в день.
Тут важный момент и я хочу чтобы меня правильно поняли. Я фотограф. Я запечатлеваю моменты, которые мне либо нравятся (это искусство), либо за которые мне платят деньги (это профессия, ремесло). Либо и то, и другое (это идеальная работа). На корабле для фотографа искусства нет. Для этого нет ни времени, ни желания. Возможность — да, берешь свой иногда выпадающий 4х часовой перерыв, берешь знакомую девочку и идешь гулять по кораблю или по берегу, снимая шедевры. Но еще раз — нет времени, нет желания. Потому что надо закинуть вещи в стирку, надо сходить на обязательный тренинг, надо пересобрать/подтянуть разваливающуюся камеру, надо тупо поесть и поспать.
Если же говорить о ремесле, за которое платят деньги — тут весь вопрос в том, достаточно ли это денег для тебя за то, что от тебя требуют. Я уехал через три месяца с середины контракта. Обратный билет полностью оплатила фирма, никаких проблем, разговоров за спиной и прочего не было. Причем, надо отдать должное, как только я сказал фото–менеджеру, что хочу прервать контракт, он сказал "Ты же мне показывал своё портфолио, так что я не удивлен, что тебе здесь скучно." После чего со мной беседовал круиз–директор (начальник всего, что относится к обслуживанию круиза), спрашивал "не нужно ли фото–менеджеру выйти из кабинета, чтобы ты мне рассказал что–нибудь лично?". Я уверил его, что всё отлично и никаких претензий, после чего (тут я реально прифигел) мы с ним пошли на беседу к капитану корабля, который спрашивал о том же "Почему? Что не устроило? Что мы можем поменять? Нет ли харрасмента со стороны напарников и начальника?" Рассказал ему всё как есть, что хочется больше свободы, импровизации. Что больше нравятся репортажные и живые съемки, а не конвеерная работа. Показал портфолио с телефона. Он покивал и мы расстались лучшими друзьями. Но от самого корабля и до самолета, как и всех, меня сопровождали два джентльмена в черном (пограничники), смотрящие, чтобы я никуда не убежал. Загранпаспорт в руки мне отдали только перед гейтом на самолет.
К слову, побеги с кораблей — частое дело. Как раз, в те месяцы, когда я работал, был совершен один из самых больших побегов в истории — в Лос–Анджелесе с корабля сбежало 19 филиппинцев и один индонезиец. Без паспортов и вещей. Наверное у них там большая диаспора.
Расписание работы, например:
Та самая Queen Mary, тот самый Лос–Анджелес.
Ладно, о непростом закончили, теперь о том, почему я ни в коем случае не жалею ни об одном дне проведенном там. Просто потому что это другой мир и безумная прокачка себя. Это личностный опыт, который невозможно получить нигде в другом месте. Это, если можно так выразиться, максимально масштабный, но при этом максимально гуманный выход из зоны комфорта. Ну то есть можно привести в пример армию, но там в родных березках могут и по почкам настучать, а тут тебе платят, кормят мидиями и возят по заграницам.
Это отличная прокачка иностранного языка. В основном английского, но вокруг будет несколько десятков национальностей и хочешь не хочешь ты научишься десятку слов из испанского, филиппинского, сербского и индийского.
Это огромный опыт общения с людьми разных ментальностей и разного подхода к жизни. Никогда не думал, что могут быть настолько разные отношения к работе, отдыху, еде и прочим довольно–таки банальным и привычным вещам.
Это возможность "посмотреть мир". Да, мне повезло, я за три месяца видел 18 портов и прошел через Панамский канал, в то время как большинство работников круиза попадают на короткие маршруты и за полгода видят 4–5 портов. Но даже эти 4–5 портов...ну то есть, когда еще тебе будут платить за то, что ты гуляешь по Багамам или Каймановым островам?
Ну и последнее по списку, но не по важности — это та самая прокачка самого себя. Смогу/не смогу, надо/не надо, "а что мне вообще надо?" и так далее. Пока руки занимаются механикой, мозг решает куда более важные задачи.
Панамский канал, например:
Самый защищенный в мире Бургер Кинг. Коста–Рика:
Кабо Сан Лукас, южная оконечность калифорнийского полуострова. Красивое место. А еще там киты:
Поэтому если кто–то думает поехать туда — решите здесь для себя "зачем я туда еду?".
Заработать денег? Сильно много не получится. Из той тысячи долларов в месяц на позиции фотографа я легко тратил 200 баксов на супер–медленный интернет (10 долларов/100 минут) и еще 300 на пиво/вино, сувениры, кофе, прогулки по городам. Оставалось 500, которые тратить действительно было некуда. Я отправлял домой другу, где он собирал ферму для майнинга крипты. Это же был конец 2013, золотое время.
Повысить навык фотографа? Скорее, забудешь, что такое художественный взгляд, композиция кадра и поиск момента. Хотя один плюс есть — ты научишься ставить в красивые позы абсолютно любого человека. Даже 130–килограммовую американку в кресле–каталке.
Посмотреть мир? Чаще всего люди попадают на 3–4 дневный маршрут. А это один порт посадки и два–три порта прибытия. То есть каждый из этих портов видишь два раза в неделю. То есть 56 раз за контракт. Раз на десятый просто не захочется выходить на берег. Но есть плюс — можно увидеть то, что до этого видел только в пиратах карибского моря или на гугл–картах.
А вот если хочется что–то сменить в жизни, переформатировать мозг, отдохнуть от текущего образа жизни и прочие эфемерные, сложно поддающиеся определению штуки, то тогда это отличный способ. И это стоит всех предыдущих пунктов.
Легко там не будет. Но как и с любыми по–настоящему стоящими действиями в жизни — к ним нужно приложить усилие.
Как–то так, котаны.










