Как Украина и Белоруссия стали членами ООН отдельно от СССР?

Организация Объединенных Наций сменила Лигу Наций, после Второй Мировой войны объявившую о своем роспуске.

Процесс создания ООН начался в 1944 году. Разумеется, в нее должен был войти и Советский Союз.

Как Украина и Белоруссия стали членами ООН отдельно от СССР? СССР, ООН, История, УССР, БССР, Длиннопост

Однако Сталин опасался, что если СССР будет представлен в организации как единое государство, то наши представители окажутся в меньшинстве. Поэтому он внес предложение, чтобы в ООН вошли в качестве самостоятельных членов все советские республики, сославшись на аналогичное намерение со стороны британских доминионов.

Предложение это было озвучено советским послом в США А.А. Громыко 28 августа 1944 года на заседании глав трех государств в Думбартон-Оксе.

Восторга у Великобритании и США оно, разумеется, не вызвало. Ведь, в отличие от упомянутых британских доминионов, республики Советского Союза никак нельзя было назвать государствами. В связи с этим Сталин решил срочно объявить союзные республики «суверенными государствами» и ввести для них отдельные атрибуты государственности.

28 января 1944 года состоялся Пленум ЦК ВКП(б), на котором было принято решение по расширению прав союзных республик в сфере обороны и внешней политики. В тот же день сессией Верховного Совета СССР были приняты законы: «Об образовании воинских формирований союзных республик» и «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних отношений».

Также были внесены изменения в Конституцию СССР и конституции союзных республик. Объяснили все это с помощью весьма расплывчатой формулировки — «успехами в решении национальных вопросов в СССР и торжеством ленинской национальной политики».

В каждой республике были учреждены наркоматы иностранных дел, которые просуществовали вплоть до 1946 года. А на Украине был учрежден собственный наркомат обороны во главе с генерал-лейтенантом В.П. Герасименко.

Тем не менее, на Западе эти мероприятия понимания не нашли.

Посол США в СССР А. Гарриман докладывал Белому дому: «Действительно странно, что оборона и иностранные дела избраны для проведения децентрализации, тогда как, на наш взгляд, именно эти две функции рассматриваются такими, благодаря чему Центр сохраняет свою власть».

Почему в состав ООН вошли только Украина и Белоруссия?

В конце концов Англия и США согласились включить в состав ООН две республики — Украину и Белоруссию, якобы за большой вклад в разгром Германии. Хотя этот довод не выдерживал никакой критики: вклад всех союзных республик в дело победы над фашизмом был практически равен.

На самом деле на американских политиков давили еврейские олигархи, еще до создания Израиля мечтавшие основать на территории Белоруссии и Украины еврейское автономное государство со столицей в Гомеле. Ведь когда-то эти земли принадлежали государству Речь Посполитая, где было обширное еврейское население. И именно оттуда родом были многие американские миллионеры еврейского происхождения. Они даже обратились к Сталину, предложив взять на себя расходы по послевоенному восстановлению ряда областей Белоруссии и Украины.

Иосиф Виссарионович на словах выразил заинтересованность в создании обширной еврейской автономии на территории СССР, и Украина с Белоруссией были приняты в ООН. Но на деле никакой автономии, конечно, не планировалось. После того как республики стали членами ООН, Сталин прекратил «игры в государственность», и она перестала существовать даже на бумаге, в том числе и для УССР и БССР. К тому же, вопрос о количестве представителей отдельной страны в ООН утратил свою остроту после принятия «права вето» при голосовании в Совете Безопасности по вопросам сохранения войны и мира.

А после того как в 1947 году появилось государство Израиль, это вообще стало неактуальным.

Между тем после ликвидации в отдельных республиках ведомств внешней политики и национальных вооруженных сил и фактической утраты ими атрибутов государственности они формально должны были быть исключены из ООН. Но этого так и не случилось. Возможно, США просто не захотели поднимать данный вопрос, не желая признавать свое поражение перед Сталиным.