Как учат Гештальт-терапевтов. Часть 2
В первой части я написал как отбирают будущих гештальт-терапевтов (ГТП) и как происходит обучение на первой ступени.
Сейчас про вторую ступень, интенсив и сертификацию
Вот описание программы второй ступени с сайта МГИ:
Вторая ступень — 2,5 года — «Теория и практика гештальт-терапии» — профессиональная подготовка гештальт-терапевтов, завершается сертификацией (см. «Сертификационные требования»). Включает теоретическую подготовку, личную терапию, супервизию, работу в малых группах, участие в интенсивах (в клиентской и в терапевтической позициях), в конференции, выбор и прохождение специализации (или посещение спецкурса), а также начало собственной практики под супервизией. Специализация завершается выпускным мероприятием, которое курирует один из ведущих тренеров МГИ. Специализации и спецкурсы проводятся параллельно основной базовой программе, а также могут быть пройдены после ее завершения.
На второй ступени теоретическая подготовка становится более углубленной, каждая трехдневка посвящена определенной теме:
(Опять немного занудства, кому темы обучения не интересны пропускайте курсив до картинки):
- Теория поля в гештальт-терапии. Теория и функции self. Динамика self. Сопротивление. -Утрата ego-функции, основные типы прерывания контакта.
Творческие методы в гештальт-терапии. Работа с внутренней феноменологией клиента. Теория парадоксального изменения. Работа с полярностями. Арт-терапия, работа с рисунком, метафорами, сновидениями. Языки гештальт-терапии. Модальности контакта. Терапевтические метафоры.
- Гештальт и телесно-ориентированный подход. Отчуждение и пробуждение телесности. Динамика телесных переживаний в личной истории.
- Философия гештальт-подхода и методология практики. Психотерапевтическое мировоззрение и психотерапевтическое мышление. Терапевтическая позиция и профессиональное самосознание гештальт-терапевта. Терапевтические отношения, перенос и контрперенос. Основные стратегии работы гештальт-терапевта. Работа на границе контакта. Процесс-анализ терапевтической сессии.
- Теории развития. Развитие ребенка. Гештальт-терапия с детьми и родителями. Семейная гештальт-терапия.
- Кризис и травма.
- Гештальт-терапия в клинической практике. Здоровье и болезнь. Принципы клинической диагностики в гештальт-терапии. Динамическая концепция личности в гештальт-терапии. Анализ ранних нарушений. Стратегии гештальт-терапевта в работе с эндогенными расстройствами, пограничными нарушениями, зависимостями, неврозами и психосоматическими расстройствами.
- Гештальт-подход в работе с группами. Феномены поля в групповой динамике. Гештальт и системный подход. Работа с парами, малыми системами. Терапевтическое сообщество. Организационное гештальт-консультирование.
- Принципы и приложения этики.
Обучение так же проходит в группе - (я писал в первой части, что после первой ступени наша группа значительно уменьшилась, но на вторую ступень был добор ребят, которые прошли первую ступень в другом городе (в некоторых городах можно пройти только 1-ю ступень) и тех, кто прошел 1-ю ступень ранее, но по каким-то причинам не пошел на 2-ю со своей группой). Так что группа вновь стала рабочей по кол-ву участников.
Формат тот же, что и на первой ступени (трехднвеки), но теперь уже учащиеся больше работают в качестве терапевтов на группе, получают супервизию на свою работу от тренеров. И обсуждение своей работы от группы. Теперь один тренер всегда с группой, а вторые меняются, в зависимости от темы. Это очень полезно, можно получить супервизию у разных тренеров, каждый подмечает что-то свое.
Так же, по условиям программы, каждый должен пройти специализацию (т.е. углубленное погружение в одну из тем, с которой работает гештальт-терапевт.)
Специализации разные, например:
- работа с детьми
- работа с семьями
- работа с зависимыми
- работа с сексуальными нарушениями
- работа с кризисами и травмами
- работа с пищевыми нарушениями
и еще бесчисленное множество
Прохождение каждой специализации - это еще 6-8 трехдневок.
После первой ступени (или во время второй) значительная часть студентов едут на так называемый Интенсив
Интеснивы - это мероприятия, которые проходят в разных городах и даже странах.
По требованиям программы обучения будущий ГТП обязан посетить один интенсив в качестве клиента, и один в качестве терапевта. Меньше нельзя - больше можно (я был больше и еще поеду, очень уж нравится мне этот формат)
Длительность - от 8 до 14 дней (2 или 3 рабочие 3-х дневки + день отдыха между ними)
Почему называется Интенсив?
А вот почему:
Кто есть на интенсиве?
1. Клиенты т.е. участники, приехавшие в качестве клиентов. Это могут быть как студенты - будущие ГТП так и просто клиенты, решившие интенсивно поработать и получить новый опыт терапии.
2. Терапевты - обучающиеся на второй ступени студенты и уже сертифицированные терапевты. Их цель - получить практику работы с клиентами, в том числе под супервизией
3. Супервизоры - те кто учится на супервизора или уже является действующим супервизором
(упрощенно говоря, супервизор - это терапевт и профессиональный помощник для терапевта, человек, который помогает психологу, если тот сталкивается с трудностями в работе с клиентом). Они же выступают в качестве ведущих процесс-групп (об этом ниже напишу)
4. Тренеры - ведут тематические группы.
В начале интенсива всех разбивают на группы. Клиентов - на свои (и это психотерапевтическая группа, на которой участники обсуждают свои сложности).
Терапевтов на свои (это группа на которой терапевты обсуждают свою работу с клиентами на интенсиве, обсуждают как работать дальше с клиентами (пользуются "помощью клуба), работают друг с другом в группе (кто-то выходит на роль клиента, кто-то терапевта, тренер выступает в качестве супервизора, группа обсуждает, то что происходит). Цель - отработка навыков терапии
Вот как это может выглядеть:
Как вы, наверное, поняли, интенсив - это большая нагрузка, интенсивная, ага.
Утром встаешь, завтракаешь и сразу на лекцию.
Лекции проводятся обычным (не научным) языком, так что интересно не только тем, кто в профессии.
Потом группы - у каждого свои
Затем терапия - те кто приехал в роли терапевтов, "терапируют" тех, кто в роли клиентов.
Через раз к ним присоединяется супервизор и наблюдает за процессом.
Потом обед
После этого у некоторых терапевтов (жадных до работы :) ) - вторая терапия (со вторым клиентом)
Потом группы у каждого свои
Затем ужин
Потом процесс-группы - ее особенность в том, что на ней смешиваются все (терапевты, клиенты), но так чтобы терапевт и его клиент не попали в одну группу. И там идет "завершение дня" - можно поделиться как прошел день, какие трудности, какие тяжелые чувства появились, пожаловаться на клиентов, на терапевтов, на кого угодно, короче - выплеснуть все, что накопилось, чтобы не нести это с собой в ночь :).
Естественно при поддержке опытных ведущих группы.
За 3 трехдневки клиент проходит 9 сессий, что в обычных условиях (посещение терапевта раз в неделю) - занимает 2,5 месяца.
+ ежедневная психотерапевтическая группа.
Впечатлений и пользы хватает надолго :)
Но и конечно природа, неформальное общение, задорный состав (преимущественно женский) - так что и на всякое веселье время находится.
Так как основная тема поста не про интенсив, то пожалуй, закончу про него, оставлю пару ссылок на фото и описания разные:
Вот Таня Лапшина прекрасно пишет
Вот фотоотчет с еще одного Петербургского интенсива (и моя рожа там мелькает)
Опять не получилось все в один пост засунуть, так что про сертификацию (там немного) - добью третьей частью немного позже.
Как всегда, задавайте вопросы - буду отвечать по мере сил и возможностей.
Для интересующихся здесь писал о том, как не нарваться на "плохого" психотерапевта
А здесь продолжение и про то, как выбрать подходящего



Лига психотерапии
5.5K постов26.1K подписчика
Правила сообщества
Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.
Задавайте любое количество уточняющих вопросов.
Ведите диалог уважительно.
Лучшие посты Лиги
Все посты и обсуждения по датам
Онлайн сейчас и за последние сутки
Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.