Как убивали русское просвещение: 200 лет со дня смерти Николая Ивановича Новикова

Руководители "операции", выполняя инструкции Екатерины II, действуют чрезмерно усердно. Больного старикашку берут под караул лучшими войсками Москвы. Пока Новиков лежит в постели, гусары обыскивают его жилье. Политическим делом становится даже продажа французских календарей.

Новикова преследуют за статьи в его журналах, деньги с изданий он пускал на печать учебников. Которые тоже становятся поводом для преследований: к этому времени умер московский главнокомандующий, просивший Новикова о печати учебных пособий. Так что необычно дешевые учебники начинают рьяно изымать из лавок, некоторые - запрещать.


В подробной переписи книг и личных вещей подсудимого: десяток карандашей и подставка для них, немецкая библия, книги кулинарных рецептов, книга о философии моралистов. Все эти книги запрещены не были. Императрица без суда отправляет Новикова в Шлиссельбургскую крепость, где его допрашивает лично Глава Тайной Концелярии. Так ничего и не добившись, Николая Ивановича всё равно приговаривают к 15 годам в крепости. Личным распоряжением императрицы.

«…хотя Новиков и не открыл сокровенных своих замыслов, но непризнанные им преступления столь важны, что Мы повелели запереть его»


В приговоре значились такие пункты:


Создание общества в уставе которого значилось, что и под пыткой нельзя выдавать его тайн;


Переход под подданоство Герцога Брауншвейского. Это вменялось из-за того, что Герцог Брауншвейгский был магистром масонского ордена “Строгого чина”. На конгрессе которого в 1782 году была образована VIII (Российская) провинция ордена со своим капитулом (его казначеем был Н. И. Новиков) и директорией. На место великого провинциального мастера предполагалось назначить вел. кн. Павла Петровича; президентом директории стал Новиков;

Как убивали русское просвещение: 200 лет со дня смерти Николая Ивановича Новикова Просвещение, Литература, Новиков, Россия, Российская империя, Длиннопост

Причины жестокости Екатерины Второй можно понять из неопубликованных статей, найденных уже после её смерти. Так, она писала, что «В наших краях прежде сего смертию казнили тех, кои малейшее непочтение доказывают старикам» и что «молодчики молодые» старикам места не дают. И действительно не дают. Во время известной дискуссии Новикова и Екатерины через журналы «Трутень» и «Всякая всячина» органы императрицы неуклонно падали в тиражах, тогда как издание Новикова, наоборот, становилось всё больше.


17 сентября 1792 г. Екатерина II велит Прозоровскому, который до этого медлил с решением о собственности, поступать с имением Новикова "на основании изданных от Нас Учреждений о управлении Губерний". Это значит продать с молотка, чтобы ничего не отдавать наследникам. Не помогли даже прошения видных деятелей о милости. Прозоровский оставил около 800 рублей на содержание поместья местному доктору, а оставшиеся найденные у Николая Ивановича 11 тысяч рублей "взял на хранение".


Деньги Новиков зарабатывал с помощью продажи дешевых книг. Для этого ему пришлось самостоятельно продавливать увеличение числа книжных лавок. Только в Москве с двух количество увеличилось до 20. Открылась и библиотека для чтения.


Новиков был прекрасным педагогом, писал в своих педагогических трудах немыслимые вещи. Предлагал родителям перестать бить детей и уделять больше внимания воспитанию отрока. Осуждал иностранщину в образовании и жизни русского человека. Открывал училища, которые в том числе назывались и именем погубившей его императрицы.


Николай Иванович осуждал крепостничество. Предлагал мещанам изучать кости породистого человека и крепостного до тех пор, пока не обнаружатся существенные отличия. Почему-то никто из сторонников закрепощения так и не последовал его совету.


Новиков проведёт в крепости четыре года. Скоро Екатерина умрёт и Павел Первый в пику материнской политике отпустит всех осужденных массонов, разрешит им жить, где они хотят. Но Николай Иванович вышел на свободу исключительно под обязательство не продолжать свою деятельности. Оставшееся время он жил в бедности, в итоге ослеп и скоро скончался.

Как убивали русское просвещение: 200 лет со дня смерти Николая Ивановича Новикова Просвещение, Литература, Новиков, Россия, Российская империя, Длиннопост

Ничего не откладывай – жизнь коротка.

Ты наивно считал, что она, как река,

А она, как ручей после таянья льдов, –

Протечет, не оставит следов.


Не откладывай – другу помочь поспеши.

Не обкрадывай душу – лишишься души,

Пусть в расчете с мерзавцем не дрогнет рука,

Не откладывай – жизнь коротка.


Не успел, не сумел…

Ну а вдруг – навсегда?!..

Оглянулся – в потоке другая вода.

Жизнь, считал ты наивно, продлится века.

Не откладывай – жизнь коротка.



Источник