Как создают страшные и развлекательные квесты

Кто придумывает иммерсивные игры с актерами и сложные головоломки, цель которых – выбраться из комнаты.

Как создают страшные и развлекательные квесты Квест, Развлечения, Страх, Интервью, Длиннопост
Как создают страшные и развлекательные квесты Квест, Развлечения, Страх, Интервью, Длиннопост

Раньше мне казалось, что квесты – это какой-то бред. Головоломок и препятствий мне и в реальной жизни хватает, зачем еще кому-то платить деньги, чтобы оказаться в некомфортных условиях в четырех стенах, где дают невыполнимые задания, если можно просто сходить в редакцию? Но все изменилось, когда совершенно случайно коллеги пригласили меня на хоррор-квест «Одним глазком», созданный «Клаустрофобией». И моя жизнь, если утрировать, разделилась на до и после, потому что теперь у меня есть гениальный и максимально доступный способ эмоциональной разрядки и снятия стресса. Почти бесплатно, почти без регистрации и почти без СМС.

Теперь, когда я встречаю в городе где-нибудь черную дверь с серебряным старинным ключом, я радуюсь, что, возможно, кто-то прямо сейчас получает огромную порцию удовольствия от прохождения игры. Да, мне нравятся только страшные квесты, причем желательно иммерсивные – с актерами, которые вынуждают каждого участника вовлекаться, забывать о проблемах реального мира, быть частью сюжета и влиять на развязку. Но кому-то достаточно и простых головоломок в формате «эскейп» или слегка страшных игр с парочкой скримеров в виде громких звуков или сваливающейся сверху на голову подушки.

Как создают страшные и развлекательные квесты Квест, Развлечения, Страх, Интервью, Длиннопост

«Любой квест дает вам возможность прожить короткую и очень яркую историю, с которой вы вряд ли столкнетесь в реальности. Можно быть героем, или маньяком, или шпионом, или детективом. А главное – можно на какое-то время отключиться от реальности, выдохнуть, забыть о своих проблемах. Но кому-то обычные квесты, где нужно просто разгадать головоломку, не помогают. Не получается переключиться самому, не хочется вовлекаться в процесс. А когда вы оказываетесь участником страшного квеста с актерами, вам приходится играть и действовать. Во время квеста вы испытываете очень яркие эмоции, по-новому узнаете своих друзей, вы получаете классный опыт, который хочется обсуждать. Квест – это как фильм Гая Ричи. О нем можно несколько часов говорить. Это источник очень положительных эмоций, по которым вы можете соскучиться и захотеть повторить. Это как увидеть солнце в суперпасмурный, мрачный, серый день. Вам мгновенно становится лучше», – рассказывает о чудодейственной силе квестов Владимир Жиганов, генеральный директор международной сети интерактивных развлечений «Клаустрофобия», и подтверждает мои слова о хоррорах.

Как создают страшные и развлекательные квесты Квест, Развлечения, Страх, Интервью, Длиннопост

Владимир считает, что фанаты страшилок – это определенные люди, которым нужны суперострые эмоции и чувство опасности и риска, они выбирают всегда экстремальные игры. И «Клаустрофобия», как выяснилось в процессе написания материала, не просто самый популярный оператор таких квестов в России, но еще и один из лучших разработчиков сценариев и локаций в мире. Полагаю, ни в одной стране больше не пользуется такой популярностью возможность умереть от страха за собственные деньги.

«Клаустрофобия» делает одни из лучших квестов в мире. Заказчики из других стран просят наших специалистов создать игры для них на зарубежных локациях. Или даже обращаются с просьбой повторить за границей уже существующие в Москве квесты. Например, «Одним глазком», на котором вы были, – один из эталонных квестов в Москве. Один из лучших хорроров», – комментирует Жиганов. Меня крайне впечатлило, что участие в «Одним глазком» начинается еще до того, как вы приехали на квест. Представляете, вы сидите себе в офисе, занимаетесь работой, и тут вам звонят с какого-то незнакомого номера. Вы поднимаете трубку и слышите адский скрежет и трескучий, немного ноющий голос бабки, которая пытается прокашляться и что-то там сказать. Вы, конечно, сбрасываете звонок, не будете же вы тратить время на это. Но вам звонят еще раз и уже чуть внятнее все тем же пугающим голосом бабки под жуткие звуки сообщают, что ждут в гости и что жить осталось недолго. Поверьте, я уже ровно в момент этого разговора получила такую долю адреналина, что мне полегчало и рабочая суета перестала так нервировать.

Как создают страшные и развлекательные квесты Квест, Развлечения, Страх, Интервью, Длиннопост

На самом деле, создание, проработка и обслуживание каждого квеста – это огромный объем работы. Сценаристы и режиссеры тратят очень много времени на придумывание заданий и организацию локации, чтобы нужный ящик эффектно открылся после корректного ввода пароля на каком-нибудь сейфе где-то под столом в дырке в полу. Актеры учатся менять голоса, двигаться в темноте словно духи, анализируют игроков и подбирают правильную тактику взаимодействия и подсказок. Это все огромный труд и очень сложносочиненный процесс, о котором я расспросила создателей игр «Клаустрофобии», чтобы понять, как устроены эти замысловатые развлечения.

Как создают страшные и развлекательные квесты Квест, Развлечения, Страх, Интервью, Длиннопост

Николай Печенкин, сценарист квестов

Как вы выбираете темы и сюжеты для квестов?


Раньше проводили опросы, узнавали, в каких квестовых мирах людям интересно было бы оказаться и какие роли на себя примерить. Сейчас есть накопленный опыт и понимание того, какие темы заходят, а какие – нет. Например, хорошо заходят классические темы типа ограбления банка, побега из тюрьмы, детективы, а также квесты по популярным первоисточникам (например, «Гарри Поттер», «Шерлок», «Властелин колец»). Не очень хорошо заходят, как ни странно, квесты на космическую тематику.

Кто и как пишет сюжеты? Реплики, сценарий?


Сценарист квеста. Иногда – в случае перформансов – участвует режиссер. Также корректировки вносятся в процессе записи актеров звукорежиссером.

Как создаются пространства для квестов? Кто и как их проектирует?


У нас есть команда по производству квестов. В ней есть проектировщик, который составляет план квеста с учетом сценария. Затем дизайнер отрисовывает эскизы квестовых пространств.

Как создают страшные и развлекательные квесты Квест, Развлечения, Страх, Интервью, Длиннопост

Как вы решаете, какие будут задания?


Стараемся делать задания, которые интересно будет решать всем без ограничений. Они не требуют от игроков никакой подготовки, не повторяются (никогда в рамках одного квеста и очень редко в рамках одного города), разнообразны по механике (логика, ловкость, моторика, командное взаимодействие и так далее). Стараемся делать в каждом квесте минимум одно-два вау-задания, решение которых приведет игроков в восторг.

Кто тестирует квесты? На что во время теста вы обращаете внимание?


Наши сотрудники, наши друзья и партнеры, наши же игроки. У нас есть опытные команды, которые мы приглашаем на тесты. Первое – безопасность, второе – возможные технические проблемы, третье – сложность, четвертое – отдельные конкретные недостатки по заданиям/антуражу.

Как создают страшные и развлекательные квесты Квест, Развлечения, Страх, Интервью, Длиннопост

Когда вы видите негативные отзывы о квесте, как вы реагируете? Как можно улучшить уже существующий квест?


Стараемся, насколько это возможно, исправлять проблемные места, выявляемые по ходу эксплуатации квеста. У нас есть отдел качества, который за этим следит и ежемесячно составляет замечания и рекомендации по всем работающим квестам.

Сколько живет один квест? Через какой период времени вы закрываете конкретную игру или обновляете?


Все зависит от квеста. Есть игры, которые существуют без существенных изменений с 2014 года – то есть с того момента, как квесты начали появляться в Москве. Думаю, что некоторые игры могут существовать условно вечность. При этом, если мы чувствуем, что какой-то квест устарел или потерял актуальность, стараемся проводить реновацию либо перевести квест в другой регион, а на его месте построить новый.

Как создают страшные и развлекательные квесты Квест, Развлечения, Страх, Интервью, Длиннопост

Александр Норс, режиссер квестов

Как вы выбираете актеров для квестов?


Я работаю режиссером в иммерсивном театре «Москва 2048» и на кастингах в эту игру выделяю три критерия, по которым понимаю, подходит ли актер:

1. Умение импровизировать. Часто бывает, когда на кастинг приходит талантливый театральный или киноактер, но импровизация – не его сильная сторона. Для нас это очень важно, потому что зрители являются частью истории и могут ее изменить. В этом, кстати, сложность проведения таких кастингов. Понять, подходит ли актер на роль, можно только во время самого игрового процесса.

2. Типаж. При виде человека мы сразу составляем впечатление о нем. В квестах и в иммерсивных спектаклях нет возможности показать достаточное количество сцен, чтобы раскрыть персонажа. Поэтому внешне актер должен соответствовать.

3. Горящий глаз. Для меня важно желание актера привносить что-то новое. Казалось бы, обычная вещь, но справляются не все.

Как создают страшные и развлекательные квесты Квест, Развлечения, Страх, Интервью, Длиннопост

Что должны уметь актеры, которые участвуют в играх?

Чувствовать себя свободно и раскованно и быть готовыми к импровизации. Если актеру нравится полное взаимодействие с игроками – все получится. Если он привык работать четко по сценарию – игроки почувствуют фальшь и нереальность происходящего, невозможность на что-то повлиять.

Как они готовятся к ролям, как привыкают к пространству квеста?

Разбор, разбор и еще раз разбор. Изучают весь свой и чужой материал, полностью разбираются во всей истории. Они должны быть готовы к любым вопросам и к любой импровизации. Мы не можем провести полноценную репетицию, так как нам нужны для нее зрители. А они могут спросить и сделать все что угодно.

Актеры сами, кстати, проходят квест?

Если квест или спектакль новый – нет, так как их просто некому проводить. Если же мы вводим человека, то это обязательное условие. Иммерсив пока мало развит в России, и актеры не до конца понимают, с чем им придется столкнуться, пока не окажутся внутри процесса.

Как создают страшные и развлекательные квесты Квест, Развлечения, Страх, Интервью, Длиннопост

Актеры должны уметь чувствовать игроков и понимать, где пределы страха. Как научиться этому?

Конечно, должны. Безопасность прежде всего! У кого-то кровь на лице монстра вызывает смех, а кому-то страшно при выключенном свете. Если актер не чувствует эмоциональный отклик зрителя – ему либо не верят, либо осатаневают от страха всю игру. Актерское внимание должно быть очень острым. Нужно все подмечать, видеть все детали, слышать партнера. А в данном случае партнерами являются игроки.

Как подготовиться к взаимодействию с игроками?

Никак. Можно лишь быть полностью в материале и действовать по ситуации – вот и все. Ты не будешь готов никогда. Придет кто угодно – а там уже на месте будешь ориентироваться.

Как создают страшные и развлекательные квесты Квест, Развлечения, Страх, Интервью, Длиннопост

Какие у вас бывали непредвиденные или неприятные ситуации с игроками и как актеры себя вели в этот момент?


Иногда игроки забывают, что действие вокруг них – спектакль. Начинают применять физическую силу. Конечно, это неприятно. Но, с другой стороны, это большой комплимент для актера – ему верят. Актеры, не выходя из образа, объясняют, что так делать не нужно. В самых крайних случаях просят подойти настоящую охрану, которая делает предупреждение или выводит игрока. Спектакль, конечно, продолжают. К счастью, такое случается крайне редко.

Вообще, мы любим непредвиденные ситуации. Каждый мой актер может рассказать несколько десятков таких. К примеру, на одном из спектаклей зритель начал отыгрывать приступ гриппа, который по сценарию является угрозой. Его отправили в игровой госпиталь, лечили, закрыли в изоляторе, пока «не пришел в себя». В такие моменты спектакль оживает. В этом и есть главная особенность иммерсива – все происходит здесь и сейчас и может повернуться как угодно.

Взято