Как самозванец из русских степей стал символом Дикого Запада.
В октябре 1880 года министерство сельского хозяйства в Вашингтоне впервые получило сообщение о странном растении, которое стало появляться на свежевспаханных полях в Южной Дакоте. К отчету был приложен образец, найденный близ города Янктон на реке Миссури. Сообщение отправили в архив и забыли о нем на добрый десяток лет, – до того момента, когда по почте стали приходить новые образцы. Один прислали из Абердина (320 километров к северо-западу от Янктона), другой – из Северной Дакоты. Захватчиков было уже не остановить. В начале 1890-х какой-то законодатель предложил обнести штат забором, чтобы остановить нашествие, но было поздно: сорняк к тому времени добрался до Канады. Исследуя историю солянки, Джеймс Йонг, ботаник из министерства сельского хозяйства США, документировал вторжение, собирая письма. «Большая часть Южной Дакоты к востоку от Миссури заражена, – писал неизвестный фермер в 1891 году. – Эта вредная трава так разрослась в некоторых частях штата, … что многие фермеры вынуждены покидать свои дома».
Словно неприятельская армия, сотни гонимых ветром шаров перекати-поля форсируют противопаводковую канаву на окраине Ланкастера. Проволочный забор бессилен перед их неумолимым натиском.
Фото: Дайана Кук и Лен Дженшел
Другой корреспондент сообщил об «интеллигентных русских», которые рассказали ему, что этот сорняк в изобилии рос у них на родине, в окрестностях Одессы, «и, вероятно, его русские каким-то образом привезли в Америку». Из Вашингтона для проведения расследования был прислан ботаник Листер Хокси Дьюи. Он опросил всех, кто мог располагать хоть какой-то информацией. Я так и вижу, как юноша верхом на коне развешивает всюду плакаты с фотографией сорняка в профиль и фас и надписью «Разыскивается». В семи штатах Дьюи раздал местным самоуправлениям анкеты, расспрашивая, когда растение было замечено впервые и насколько оно распространилось.
В калифорнийской Центральной долине перекати-поле подбирается к орошаемым садам.
Фото: Дайана Кук и Лен Дженшел
Результаты его потрясли: «Территория площадью более 90 тысяч квадратных километров более или менее плотно покрылась сорной солянкой за сравнительно короткий период – 20 лет». Айова, Небраска, районы Висконсина – все было захвачено. Дьюи немедленно уведомил начальство: распространение сорняка – более чем реальная угроза. Расследование показало, что где-то между 1873 и 1874 годами (точнее ученый установить не смог) завезенный из России лен со случайно затесавшимися семенами солянки был высажен на ферме неподалеку от города Скотланд, штат Южная Дакота. «Стремительность, с которой русская солянка распространилась, занимая новые территории и все более плотно покрывая уже освоенные, существенно превосходит показатели всех известных американских сорняков, – докладывал Дьюи. – Редкие культивированные растения, которые целенаправленно завозятся и засеваются, могут сравниться с этой травой по скорости распространения». Прорастая вдоль дорог и каналов или же прячась в урожаях зерна, Salsola быстро захватывала Американский Запад: к 1885 году она достигла Калифорнии; уже через пару лет ее обнаружили как минимум в 12 штатах. На новой родине сорняк действовал как сеялка.
Заброшенный дом близ Ланкастера – легкая добыча.
Фото: Дайана Кук и Лен Дженшел
Наблюдения показали, что это растение не заботится о листве, вместо этого вкладывая энергию в производство маленьких колючих листочков-прицветников. В пазухах между прицветниками и стеблями растут крохотные, едва заметные цветы, которые затем дают семена. В каждом из них, свернувшись словно змея, находится эмбрион Salsola, готовый превратиться в росток, едва дневная температура поднимется выше нуля. Траве нужна всего пара капель влаги, чтобы начать расти, пуская корень на глубину до двух метров с отростками, уходящими еще дальше. Поздней осенью, когда семена уже вызрели, слой клеток у основания растения истончается. Остается лишь дождаться ветра. Кустик отламывается и катится, рассыпая семена. Богатая ли почва, бедная ли, влажная или сухая, песок или глинозем, – неважно. Salsola будет расти везде, где прошли плуг, лопата или копыта животных. Неудивительно, что в 1959 году неприхотливого захватчика обнаружили аж на Гавайях. На сегодняшний день, согласно базе данных растений министерства сельского хозяйства США, русская солянка растет в каждом штате, кроме Флориды и Аляски. Сорная трава не ограничилась завоевательными походами и продолжала процветать на своей «исторической родине», распространяясь по сухим регионам Европы и Азии. Канада, Австралия, Аргентина и Южная Африка тоже были захвачены. В начале 1960-х, когда на Невадском полигоне перестали проводить наземные ядерные испытания, раньше всех прочих растений там появилась именно солянка. Радиоактивная Salsola вприпрыжку выкатывалась из Хэнфордского комплекса в штате Вашингтон, где во время холодной войны производили плутоний.
Текст: Джордж Джонсон
https://nat-geo.ru/nature/perekati-pole-sornyak-zavoevavshiy...
(с.) National Geographic Россия
PapaSilver
690527 рейтинг 1291 подписчик 3731 пост