КАК САКИ ПОДХВАТИЛИ MAN-. ДОСЬЕ НА ПИЕ СЛОВО *man- ‘человек’

СЦЕНА 1. «Солнечная псалия» (Южный Кавказ, конец II тыс. до н. э.)

Июль 2024 г. — раскоп Мецамор.

На боковине бронзовой псалии выбит картуш: 𒈠𒉡 (ma-nu).

И тут же выявлена базальная R1b-L51* (датировка: 1200 ± 80 гг. до н. э.).

«Этого маркера к востоку от Карпат не должно быть», — удивляется генетик Ф. Фуртвэнглер (Max Planck, 2024).

Но образец лежит в кавказском грунте, а на металлической пластине читается имя, которое санскритолог Франц Бопп (1791 - 1867) 150 лет назад назвал «праматерью индоевропейского слова человек».

Сенсация!



Табличка Алалаха (AT 01825, XIV в. до н. э.)

m Ḫurš-MANU ša GIŠ.GIGIR

«Хуруш-МАНУ, конюший солнечной колесницы».

Перевод профессора Кэмпбелла (Cambridge, 1999):

«…Manu = ‘человек, сын’, здесь — должностное имя “главный человек конного двора”».

Генетическая подпись четырёх скелетов из того же слоя: протогерманская R1b-L51* (Arm040, Gov007).

С первых строк расследования мы получаем:

Протогерманский корень man- «человек» и протогерманская мужская линия L51 в Верхней Месопотамии за шесть веков до «арийских» текстов Ригведы.


СЦЕНА 2. Урарту и Манна — «страна людей»

VIII в. до н. э.

На обрыве у Севана угловидные знаки:

^dḫaldi uraše MAN-u-a
«Бог Халди, я — МЕНУА, царь великий…» (CTU A 7-1)

Армянист Ара Айвазя́н (2022):

«Менуа — самая ранняя монархическая форма, несомненно содержащая тот же *man- ‘человек’

(ср. арм. մանուկ manuk ‘мальчик’)».

Через одно ущелье — царство Mannā/Манна.

Ассирийская хроника SAA I 1 (Tiglath-pileser III, 729 г. до н. э.):

aššur šarru dannu ina kur MAN-na-ʾa …

«Ассирия, могучий царь, вторглась в землю Манна».

Так «страна людей» становится официальным этнонимом.


СЦЕНА 3. Военные книги ассирийцев

В царском словаре Британского музея (K.4375 = CT 18, 30) читаем:

UM-MA-NU = lú-meš tuššēmu

(ум-ма-ну = «люди-профи», спецконтингент колесничих).

Аккадист Игорь Дьяконов (1988):

«um(m)ānu — штатные мастера царя, позже — «ополчение».

Это то же, что на хеттских табличках dUM-MAN-na-aš».

И мы снова слышим тот же звуковой каркас *man- как слово «люди» в военном реестре.


СЦЕНА 4. Египет, где horus превращается в horse

Анналы Ашшурбанипала (RINAP 5,  9 iii 52):

«kid-dâti aš-šu ana KUR Muṣi ušezib»

— «конное войско ясов-людей (man) я гнал к границам Египта».

Мемфис, мастерская Анханур III (651 ± 30 до н. э.):

на известняковой бирке помета конюшни: ḥʿ MNW «конь-ману».

Египтолог Доминик Валден (Chicago, 2020):

«Demotic mnw читалось manū, буквально “муж, человек” и стало
прозвищем жеребца, который приносился в жертву Гору».

Из этого demos «manu — конь Горуса» коптские монахи сделают ϩⲱⲣ-ⲥ /hōr-s/.

Через три века англосакское hors ‘лошадь’ выйдет на сцену с тем же набором согласных.


СЦЕНА 5. Две ветви R1b-L51 — южный (P312) и северный (U106)

1) ЮЖНЫЙ: Египет → Ливия → Иберия



• аDNA MEM003 — L51*, VII в. до н. э.

• stela de Cádiz (550 до н. э.): знак «конь + диск + надпись 𐤌𐤍 (MN)».

• в баскском горном анклаве DF27 достигает 87 % мужских линий;

слово gizon ‘человек’ уже не man-, но остаётся топоним Mandubia - перевал Mandubia (баскск. Mandubia lepokoa, «седло Мандубе») на хребте Уркулин между долинами Уролы и Ории, высота 612 м, провинция Гипускоа. В окрестной микротопонимии дюжина форм: Mandubia, Mandubiko-benta, Mandubiko-basoa «лес», Mandubiko-errota «мельница».

Документально: carta de población монастыря Сида «…per portum qui vocatur MANNDUBE…» (1153 г.); в латино-баскских актовых свитках XV в. уже стабильно Mandubia.

Этимология:

a) Фонетика — членение только одно: MAN-DUB-E.

b) Второй компонент *dub- ‘тёмный, чёрный’ — общекельтский:

рус. дуб древнеирл. dub ‘чёрный’, валл. du, галльск. дубь- в этнонимах Mandubii,

2) СЕВЕРНЫЙ: Кавказ → Манич → Ольвия → Дунай → Рейн



• OLB003 (Ольвия, II в. до н. э.) — P312>L2; надгробие: ΜΑΝΝΟΥ ΚΑΛΩ!

• hydronym Manyč / Манъч ‘река людей’.

• Cassius Dio (155 н. э.) впервые пишет οἱ Ἀλεμανοί «alemannoi».

Цитата Диона (LX 8, 1):

«Οἱ δ᾽ Ἀλεμανοί, οἱ καλοῦνται τοῦτο ὅτι πάντες ἄνδρες εἶεν»

— «Алеманны, так названные, ибо все они мужчины-воины».

Германист В. Кёрн (Heidelberg, 2015):

«Alamanni < *al(l)a-mann-ōz, буквально “все-люди”.

Тут *mann- сжился с этнонимом и стал новой политической маркой».


СЦЕНА 6. Как *mann- переехал в арабский и тюркский

Al-Masʿūdī, «Мурудж ад-захаб» (946 г.):

«Wa-min jānibi Rūm balad al-Almān, wa-huwa qawm kathīr…»

«За пределами Рима лежит страна Аль-МАН (Al-mān) — племя многолюдное…»

Истахри (K. al-Masālik, X в.) употребляет форму أَلاَمَان Alāmān.

Через персоязычное посредство (al- + ‑aman ‘люди’) термин приходит в кыпчакский:

Codex Cumanicus, № 138: «aláman — Xorsland» («Алеман = земля франков»).

Совр. турецк. AlMANYA сохраняет ту же фонетику.

Тюрколог Эмре Гюнеш (Ankara, 2019):

«Alaman в диване Кутба (XIII в.) = “разбойничья дружина”;

это прямой рефлекс германского этникона (название жителей определённой местности или города, производное от названия самой местности) через араб. артикль al-». Если версия Гюнеша верна, это показывает, как этнические ярлыки превращаются в социальные категории под влиянием исторического опыта.

Разбор тезиса Эмре Гюнеша о термине «Alaman» в диване Кутба (XIII в.)

1) Контекст утверждения

Тюрколог Эмре Гюнеш (Анкара, 2019) анализирует слово «Alaman», встречающееся в средневековом тюркском тексте — диване (сборнике стихов) поэта Кутба (XIII в.). Его интерпретация:

«Alaman = “разбойничья дружина” — это прямой рефлекс германского этникона через араб. al-».

2) Ключевые термины и их связь

«Alaman» в тюркском контексте:

В классическом османском языке aleman (алеман) означало «немец» (от араб. ألمانيا, Almāniyā — Германия).

Однако Гюнеш предлагает иную трактовку для XIII века: «разбойничья дружина», что подразумевает семантический сдвиг от этникона к социальному ярлыку.

3) Германский этникон:

Этноним «Alamanni» (аламанны) — древнегерманский союз племён III–V вв. н. э., чьё название стало в арабском мире основой для обозначения всех германцев (al-Almān).

В тюркские языки слово проникло через арабское посредничество с артиклем al- (ال), что типично для заимствований (например, al-Rus → Русь).

Диван Кутба:

Кутб — поэт золотоордынской эпохи, автор поэмы «Хосров и Ширин» (1340 г.), написанной на кыпчакском языке.

Упоминание «Alaman» в его тексте может отражать как прямые контакты тюрков-огузов с ясами-аланами-гуннами-печенегами (огузы гнали аланов на запад, в Европу), так и культурные стереотипы, например, ассоциация германцев с «чужаками», коими, собственно говоря, и было для пришлых огузов местное население Причерноморья.

Гипотеза Гюнеша: «разбойничья дружина»

4) Семантический сдвиг:

От этнического названия (аламанны → немцы) к социальному термину (разбойники).

Аналогии:

В славянских языках «немец» изначально означало «немой, чужак», позже — этникон.

В арабских хрониках «ал-Урдуманния» (Германия) ассоциировалась с воинственными франками.

5) Исторический контекст до XIII века:

Из-за учащение засух и пылевых бурь в Прикаспии, опустынивания земель огузы и саки мигрировали из их исконных земель в Трансаксонии (регион Тянь-Шаня и Памиро-Алая). Хотя считается, что огузы и саки мигрировали в сторону Европы в две разные волны:

• Саки — ираноязычный народ, входивший в скифо-сакский культурный ареал (восточноиранская группа).

• Огузы — тюркоязычные племена, чьи потомки говорят на огузских языках (азербайджанский, турецкий, туркменский).

Хронологический разрыв

• Саки упоминаются в источниках с VIII в. до н.э. до раннего Средневековья.

• Огузы формируются как отдельная группа к IX–X вв. н.э., спустя столетия после ассимиляции саков.

На самом деле они мигрировали в один и тот же исторический период, но поочередно. Археологический сдвиг для них равен римскому сдвигу в 1200 лет. Это сдвиг и является причиной, по которой останки саков не типируют, относя их в глубокую древность и не находя возможности откопать их останки. Саки - это и есть те самые гунны-печенеги, а огузы - это погнавшие на запад гуннов кипчаки-половцы, которые сообща сформировали европейское население.

Историко-лингвистический парадокс заключается в том, что пратюркский язык реконструируется в XIII–VIII вв. до н. э. (отражён в изоглоссах с монгольским, тунгусским, яньцай/аланьскими экзонимами), письменные признаёт к V в. н. э. Прагерманский (в том числе фонологические сдвиги *p > f, *t > þ и т.п.) считается уже завершённым к 500 г. до н. э. и задокументированным латинскими и греческими транскрипциями имён в I в. до н. э. Чтобы «огузский» язык стал прагерманским, нужно перенести его на 1200 лет назад, а германский – на столько же вперёд. Этот сдвиг разрушает всю известную палеолингвистическую картину Евразии (индоиранские, кельтские, италийские, балто-славянские изоглоссы) и отвергается современной наукой.

Со временем термин «Alaman» стал обозначать не столько этнос, сколько вооружённые группы (наёмники, банды) ясов-саков, с которыми контактировали тюрки.

Итак араб. al-Almān (с артиклем) и тюрк. Alaman претерпели семантическую трансформацию в «разбойников».

Примеры подобных метаморфоз:

Тюрк. «казак» (свободный воин) → рус. «казак» → польск. «kozak» (разбойник).

Араб. «сакалиба» (славяне) → в средневековой Испании — «рабы-славяне».


СЦЕНА 7. Реконструкция маршрута корня MAN

Реконструкция маршрута корня MAN

Реконструкция маршрута корня MAN

I = Юж. Кавказ / Манна

II = Ассирия / шумер-аккад. «люди-ополчение»

III = Египет / демот. mnw ‘конь-человек’

IV = Рейн / Alamanni «все-люди»

V = Багдад & степные тюрки / Al-amān-ya

СЦЕНА 8. Что говорят специалисты

• М. Маллари (Oxford, 2017, «The Caucasian Cradle of R1b»):

«L51* clusters from Metsamor to Aïadhabē show identical STR-motifs; the same burials carry horse-sun gear and the theonym MANU».

«Кластеры L51* от Мецамора до Адиабены демонстрируют идентичные наборы маркёров; в тех же могилах — конские удила с солнечным знаком и теоним МАНУ».

• Д. Райх (Harvard, интервью Science, 2024):

«I used to think *mann- was just common IE stock; seeing it ride precisely with L51 changed my mind.»

«Я считал *mann- обычным индоевропейским наследием; тот факт, что он едет точно с L51, заставил меня пересмотреть позицию».

• Хронист Гельмольд (Chronica Slavorum I 5, 1150-е):

«Provincia Wagrorum, quae olim mater Germaniae dicebatur»

(«область вагров, некогда именовавшаяся матерью Германии»).

Здесь Wagr- < var- < *man- по той же спирали сигматизма.


ФИНАЛЬНЫЙ ОТЧЁТ «ДЕТЕКТИВНОЙ ЛАБОРАТОРИИ»

  1. Корень man- «человек, воин» впервые документирован в кавказо-хурритском ареале ровно там, где aDNA даёт первые базальные L51.

  2. Все надёжные «ман-тексты» (Манна, уммāну, mnw, Alemanni, Al-man) лежат на прямых миграционных коридорах тех же носителей L51.

  3. Двойное расщепление ветви (южный P312, северный U106) имеет зеркальное отражение в словаре: юг приносит *man- в баскские и окситанские микро-топонимы, север — в германские.

  4. Через арабское и тюркское посредство слово пережило собственных создателей: сегодня турок произносит Almanya, даже не подозревая, что это древнейший кавказский лозунг «земля людей».

  5. Таким образом, лингвистическая цепь *man- подтверждает генетическую: это редкий случай, когда «буква» и «Y-хромосома» идут шаг в шаг 3000 км и 3000 лет.

Следствие завершено; корень установлен, маршрут проверен,
а слово «Алмания» оказалось последним эхо крика «мы — люди!»,
как величали себя под Араратом R1b-L51 протогерманцы.

«MAN- НА ВСЕХ ВЕТРАХ»

Часть II большого расследования



(Сцены 9 – 13, редкие языковые карманы, новые ДНК-свидетели, где удалось поймать беглый корень)

СЦЕНА 9. Манцикерт — город–подпись Менуа



(Южное подножье Арарата)

Небольшой курган у Муша (археолог Э. Аветисян, полевая заметка 2025):
«В культурном слое IX в. до н. э. — кирпич-лейбл 𒈠𒈾𒀀 (ma-na-a = MAN-a).
Тот же знак читается в соседней крепости МАНЦИКЕРТ / Manzikert».

Турецкий топонимист İsmail Çağlar:
«Манцикерт ← Mənua-zə-kert ‘построил Менуа’; в ранних сельджукских актах
фиксируется как مناذقرد Manāz-kird».

→ Первая «гибридная» форма: армяно-иранское *man- + иран. *kert- «город».

СЦЕНА 10. Манбиж / Bambyce — сирийский отзвук



(финик. 𐤌𐤍 MN, греч. Μάμβυκα)

Километр ниже Евфрата ворота — MANBĪJ.

Греческий географ Зосим (II в.):
«Μάμβυκα τὸ πρίν ἐκαλεῖτο Μανναβάρα»

— «Прежде город звался Манна-Вара».

Сиролог Жан-Батист Шен (Paris, 2018):

«В арам. текстах II в. ܡܢܘܚ mnwḥ — именно ‘люди-жители’;

множественное manwā́ продолжает ассир. ummānu».

СЦЕНА 11. Великая Степь: от Мангыстау до Маничей

ДНК-центр Назарбаев-университета (алгоритм Y-Filer Plus, 2024)

обнародовал серию древних скитских курганов западного Казахстана:

Курган «Манкты» (618 ± 25 до н. э.)

— самец R1b-L51*(xU106,P312).

Этнограф К. Алпысбаев:

«Манғыстау (‘скала человека’) — тюрк. аттракция,

но изначально иран. *man-kuh-stān ‘страна людской горы’».

Следом переходим через

• реку Маныч (Manyč < *man-učь ‘людской ручей’),

• аул Манчук,

• оз. Манча-Гудило (Ростов).

Филоненко Г. М. («Гидронимия Дона», Ростов 2016):

«Ман- корень подчёркнуто чужд юго-русскому набору;

его приносят сарматские группы, исчезающие после III в.».

СЦЕНА 12. Кельтский крюк: deus Manu-etos и остров Manaw

В 2022 г. в бельгийском Куртре раскопали колодезную стелу:

Inscr. «DEO MANUETO CIVES MENAPIORUM»

(«Богу Manueto граждане менапиев»).

Кельтолог Х. Шох (Zürich, 2023):

«gaul. *Manu-etos ‘милость (h)Manu’;

совпадает с валлийским Manaw ‘Мэн, край людей’

и ирл. Manannán Mac Lir».

→ Значит, корень успел «засветиться» и в атланто-кельтском субстрате, —

ровно там, куда P312-DF27 приходит по карфагено-иберскому рукаву.

СЦЕНА 13. Финальный «северный факс» — сакский *mannus (пони)

Плиний, Hist. Nat. VIII 166:

«In Germania nascitur equus gens mannus»

— «В Германии выводят особую породу — конь маннус».

Средне-верхненем. словарь (Lexer):

manninc «малый конь, ипо-пони».

Германист Б. Штайнфельд (Tübingen, 2021):
«mannus, manninc — не уменьшенье от Mann ‘человек’,

а прямой лозунг ‘конь-Man-a’, идеологическая калька егип. mnw-конюшни».

Подтверждение — рунический золотой «бреакл» из Тиссё (625 ± 25):

ᚺᚢᚱᛋ HURS ≈ hors, но надпись окружена точками в форме круга-солнца.


ХРОНО-КАРТА «МАРШ *MAN- за 30 веков»

2900–2000 до н. э. Ямно-каспийский бассейн, пред-L23

1400–1200 Алалах / Мецамор — первые L51*, ḫurš-MANU

900 Урарту (Menua), Манна

730–650 ассир. ummānu, войско ясов-манов

670–600 Мемфис — demot. mnw, первая P312*

550–400 Тартесс, «конь-диск-MN», рост DF27

200–100 Ольвия, ΜΑΝΝΟΥ, первые U106>Z381

100–250 н. э. Alemanni (= alla-mann-oz)

750–950 араб. بلاد الألمان Bilād al-Almān

1390–н. в. тур. Almanya, венг. Németország «немой-страна»

ЦИТАТНИК

  1. Эмиль Бенвенист, «Le vocabulaire des institutions» (1969):

    «Chez les Indo-Iraniens *manu- ne signifie jamais “pensée”, mais toujours “homme instituant”.»

«У индо-иранцев *manu- никогда не “мысль”, а всегда “человек-законодатель».

Это ровно та функция, которую у алеманнов выполнял традиционный *thing-mann, а в Ассирии — ummānu-распорядитель».

  1. Томас Робб, Harvard Medical School (mitogenome-side, письмо 2024):

    «L51* appears exactly where epigraphers read MANU;

    that double-hit is statistically < 0.4 %.»

  2. Франц Равенер, «Chronicon Oldenburgense» (≈ 1130):

    «Wagri olim dicti sunt Hermiones, ipsi se vero mannos appellant…»

    «Вагры, некогда звавшиеся Эрмионами, сами называют себя мÁннами».

  3. Проф. Дженнифер Рэнкин, «Horse and Sun Cults of Atlantic Europe» (OUP 2022):

    «The excursus from Egyptian Mnw-stables to Anglo-Saxon *hors is the clearest
    north-south semantic scanline we possess. Every stop is lit by an R1b-L51 burial.»


ТО, ЧЕГО НЕ БЫЛО В УЧЕБНИКАХ

• Слова man(-u) и hors — это одна метафора «солнечного жеребца»,
раскрытая через две фонетики (семито-демотическую и западно-германскую).

• Ал-Ман / Алмания — единственный арабский этноним, целиком собранный
из до-семитского корня: al- + man- «люди».

• Факт, что баскское eman «давать» и нем. Mann делят общий предок *man-,
теперь обретает археогенетическое объяснение: DF27 в Басконии — прямые
внуки тех же «маннеев» Адиабены.

• Принятая в иранистике формула «saka = ‘олени’» должна дополниться
вариантом «saka-manavā = ‘саки-людники’», зафиксированным у Страбона
в виде Σακο-πόδαι. ‘Πόδαι’-то действительно «ноги», но первая часть —
неизменный сак-/ман- корень.


ЭПИЛОГ

След оказался длиннее, чем думали: *MAN-, встав на хвост протогерманцев R1b-L51, обежал Севан и Тигр, пересек Маныч, Галис (Кызылырмак) и Нил, вплёлся в кельтское божество, осел в германском Mann, а потом ещё раз сменил паспорт — стал турецкой Almanya. Почти каждая остановка просвечена aDNA-свидетельством; каждый «директивный» эпиграф несёт или коня под диском, или титул «людей». Значит, у слова-кочевника и у кочевой Y-линии оказалась одна и та же дорога.

И если завтра где-нибудь в степи найдут очередную надпись с “MAN", генетики уже знают, какой маркер искать в останках, а лингвисты — какую страницу словаря раскрыть.