Как русский кот британской армии услужил

Как русский кот британской армии услужил Кот, Крымская война, Англия, Крым, Длиннопост

Голод

После серии кровопролитных боев британцам и французам удалось занять оставленный защитниками в сентябре 1855 года Севастополь. Город лежал в руинах, и воспользоваться остатками продовольствия, имеющимися там, было невозможно. А завоза столь необходимой еды просто не было – несмотря на наличие железной дороги, продукты по ней практически не поступали.

Board of Ordnance – государственная организация, ответственная за снабжение оружием и боеприпасами, пользовалась железной дорогой исключительно для своих нужд (после Крымской войны данная контора была расформирована, ввиду полной неспособности к эффективному функционированию).

Продовольствие же поступало по остаточному принципу. Его поставки контролировал Комиссариат – гражданский орган Казначейства (в декабре1854 года, впрочем, Комиссариат передал функции снабжения военных War Office – предшественнику Министерства обороны).

Несложно представить удивительный беспорядок, царивший в снабжении воюющей Британской армии. Практически армия полагалась на снабжение продовольствием гражданскими подрядчиками на местах и на захваты складов неприятеля.

Когда лейтенант 6-го Драгунского (6th Dragoon Guards) Вильям Гейр со своими солдатами вступил в Севастополь 9 сентября 1855 года, в его обязанности помощника комиссара по снабжению входил поиск возможности приобрести (точнее – раздобыть) продовольствие для своих солдат.

Хвостатый снабженец

В этом трудном деле у него нашелся неожиданный помощник – обнаруженный в развалинах жилища гражданских жителей кот.

Лейтенант сразу обратил внимание на упитанность кота, но не пустил его на жаркое (блюдами из «городского кролика» в основном баловались французы), а догадался, что кот промышляет ловлей мышей. А вот мыши – явно доедают остатки неких припасов в завалах.

Кота Гейр взял с собой (тот не сопротивлялся). В жилье офицеров его подкормили, а потом проследили, куда он каждый раз отправлялся за роскошным пропитанием.

Кот привел его и отряд солдат к развалинам лавки. И, разобрав завал, в подвале нашли вполне приличный запас круп и муки. Впоследствии поисковая партия под предводительством Тома (так офицеры нарекли кота-коллаборациониста) регулярно находила в завалах припасы, практически спасшие британцев от голодной смерти.

Вскоре после взятия Севастополя Вильям Гейр уехал в Англию. Беспринципного Тома он взял с собой, и 31 декабря 1856 года, уже в Англии, кот ушел за радугу.

Похождения Крымского Тома, как его прозвали журналисты викторианской Англии, стали известны широкой публике, поэтому хвостатый предатель был его хозяином таксидермирован, а чучело Гейр подарил Военно-морскому и военному музею (Naval and Military Museum).

В 1860 году музей превращен в Королевский обьединенный институт оборонных исследований (Royal United Services Institution). И ставшее ненужным чучело оказалось в одной из лавок старья на Портобелло роуд, где его купила (в 50-х) Леди Фейт Комптон Маккензи (Faith Compton McKenzie). Она-то и подарила чучело русского кота национальному Музею Армии в 1958 году, где бренные останки Крымского Тома находятся и поныне.

А после многочисленных реформ и перетрясок все снабжение Британской армии оказалось в руках созданного 5 апреля 1993 года Royal Logistics Corps – Королевского корпуса логистики, ставшего крупнейшим по численности корпусом Британской армии.

И необходимость в хвостатых коллаборационистах отпала...

да если кому интересно про железную дорогу

Во время Крымской войны Балаклава почти на два года превратилась в базу британской армии. В это время англичане не только открыли здесь магазины и гостиницы, создали набережную, но и построили железную дорогу, ведущую из Балаклавы в Севастополь, к Сапун-горе.К работе подошли основательно: из Великобритании доставили 1,8 тысячи тонн рельсов, 6 тысяч шпал, 300 тонн досок и еще около 2 тысяч тонн различного груза, включая подъемные краны и машины для забивания свай. В Англии была нанята также команда специалистов-железнодорожников по укладке и обслуживанию путей. Строительство началось в феврале 1855 года и через семь недель главная линия железной дороги протяженностью около 11 км уже была готова. Позднее было построено еще несколько ответвлений, общая протяженность дороги составила около 23 км.На ровном участке пути вагоны тянули паровозы, на крутых склонах за дело брались лошади-тяжеловозы и мулы. 4 паровоза и 215 лошадей были доставлены в Крым из Великобритании, 17 мулов привезли из Турции. Для перевозки грузов использовалось 190 вагонов. Расписание движения поездов строго контролировалось диспетчерской службой. Поезд отходил из Балаклавы каждый час с 7 утра до 7 вечера. Впервые в истории на Балаклавской железной дороге был сформирован санитарный поезд - состав, специально оборудованный для перевозки и лечения раненых. Железная дорога в Балаклаве проработала до самого конца войны, после чего англичане разобрали ее и продали Турции.

http://www.rzd-expo.ru/history/construction/Railways_of_the_...