13

Как работают псевдоисторики: Чудинов и папская булла

Товарищ Чудинов - знатный персонаж, то ли поехавший, то ли тролль, а скорее всего, все сразу. В основном известен своими псевдоисторическими и лингвистическими концепциями (сам я не вникал, если вкратце, то "ученые врут"). Наверняка у него в анамнезе найдется что-то более интересное и упоротое, но я расскажу об одном примере, который случайно попался мне. 

Пытался наш товарищ и расшифровывать этрусскую письменность (и еще, кстати, надписи на солнце и вообще в самых неожиданных местах). Этрусская письменность пока не расшифрована, но товарищ Чудинов изо всех сил торопит прогресс. И вот каким образом. 


В Григорианском Этрусском музее в Ватикане хранится интересное собрание этрусских артефактов, большей частью обнаруженных там же, неподалеку от Рима в первой половине XIX века. 

А одним из самых знаменитых экспонатов является вот эта великолепная золотая булла, датированная IV веком до н.э: 

Это традиционное украшение, вид амулета, который носили мальчики; внутрь помещались всякие ароматические вещества (или что-то в этом роде), которые должны были защищать ребенка от злых духов. Сама же золотая булла выполняла эстетическую функцию и свидетельствовала о богатстве и статусе семьи, в то время как бедняки носили аналогичные амулеты в виде простых кожаных мешочков. 


Латинское слово "bulla" - весьма многозначно, означает нечто круглой или каплеобразной формы, буквально "пузырь". В Средние века буллой называли печать, которой скреплялись наиболее важные указы (императорские и папские), а затем и сами эти документы. Отсюда второе, более распространенное в русском языке значение слова "булла" - документ, изданный Папой Римским. 

И вот угораздило кого-то (скорее всего, электронный переводчик) ошибиться при переводе и снабдить вышеописанный амулет следующей подписью: «Этрусская рельефная папская булла». И в таком виде картинку с подписью понесли многие русскоязычные сайты типа дневничков, пабликов ВК и тд. 

Казалось бы: все понятно и никакой загадки. Но только не для нашего гениального криптографа. Вот что измыслил на основе этой подписи товарищ Чудинов: 


Этрусская булла и моё чтение надписей.


Этрусская булла. На подписи к рисунку в том же источнике говорится: «Этрусская рельефная папская булла полированного золота. Середина IV столетий до н.э.».Возникает вопрос: существовали ли римские папы у этрусков? Ибо Википедия пишет: «Бу́лла (от лат. bulla - «печать», букв. «пузырёк») - основной средневековый папский документ со свинцовой (при особых случаях - золотой) печатью, после XV века издавался реже». Следовательно, наименование этрусской подвески «папской буллой» говорит о том, что этот артефакт был изготовлен в средние века, когда и существовала реальная, а не мифическая Этрурия. А в пояснении добавлено: «Этрусская рельефная папская булла полированного золота, изображающего мчащую колесницу запряженную четырьмя крылатыми лошадями и их возничего. Обнаруженными в 1837 в могиле в Vulci Camposcola некрополя». Иначе говоря, лошади, возничие и данное украшение были обнаружены в одной могиле этрусского города Вульчи. Однако официальная печать духовного лица не ниже, чем папы римского в дохристианское время могла быть только у одного человека - ХАРАОНА всея Руси Рюрика. Так что не исключено, что местечко Вульчи Кампоскола (буквально, «Полевая школа») являлось усыпальницей Рюрика.


В общем, я думал накидать сюда еще фейспалмов в исполнении римских пап, благо, их полно, но пусть лучше вот этот русоголовый муж в вышиванке символизирует Рюрика. 

Собственно, у меня все.