Как понять, что вас «тихо наняли»?

Было у вас, что ответственность на работе росла, а зарплата — нет? Так проявляется «тихий найм»: когда сотрудник незаметно берет на себя дополнительные обязанности, которые, между прочим, должны оплачиваться.

Как понять, что вас «тихо наняли»? Карьера, Профессия, Работа, Коллектив, Начальство, Зарплата, Длиннопост, Блоги компаний

Наша статья о том, как распознать «тихий найм» и вовремя взять ситуацию под контроль. Мы в Академии Eduson помогаем освоить профессии, которые будут приносить радость и достойную зарплату даже при старте с нуля.

Как проявляется «тихий найм»

При стратегии «тихого найма» сотрудника как бы нанимают на еще одну или несколько смежных позиций: например, в малом бизнесе бухгалтер может незаметно стать HR-ом, чтобы искать и обучать персонал. PR-специалист может взять на себя верстку рекламных макетов, освоив нужные программы.

Логика компании такова: зачем искать кого-то на стороне, когда уже есть человек, который хорошо знает бизнес и выполнит задачу лучше любого наемного исполнителя.

Однако, важный момент: средняя зарплата бухгалтера в России — 69 296 рублей, а средний HR-менеджер получает 74 174 рубля. Если человек берет на себя новую роль, он может претендовать на соответствующую оплату.

Рассмотрим, чем еще бизнесу выгоден «тихий найм» — и наоборот.

Плюсы для компании:

  • нужно меньше времени на онбординг (адаптацию) сотрудника. Человек, действительно, уже в курсе процессов в компании и ее запросов;

  • есть уверенность, что сотрудник не подведет, ведь он уже в коллективе и чувствует ответственность. Новый же человек имеет право быстро уйти на испытательном сроке и, в принципе, никому ничего не должен.

Минусы для компании:

  • бизнес идет проверенным путем, который может быть неэффективен. Привычный сотрудник может отлично выполнять свои функции, но, если у него нет практики в новой роли, он склонен накладывать старые шаблоны выполнения задач на новые. Сторонний человек предложит иное видение, в котором может скрываться неожиданная точка роста;

  • сотрудник может поддаться чувству высокой ответственности и с радостью взять новую роль, но после — так же стремительно выгореть, потому что объем работ окажется гораздо больше ожидаемого. Тогда компания потеряет сразу двух сотрудников: текущего и потенциального, а это болезненно ударит и по бюджету, и по коллективу.

Теперь подумаем, как «тихий найм» может повлиять на самого сотрудника.

Плюсы для сотрудника:

  • задачи помогают стать востребованнее и стабильнее. Бывает, сотрудники уже не видят своего вклада в общее дело, их работа как бы уходит в тень. Выполняя новые обязанности, этими маленькими победами они как бы поощряют себя и становятся увереннее в завтрашнем дне, ведь у них появились новые компетенции, которые могут пригодиться и на текущем месте — и, в случае чего, уже на новом;

  • растет зарплата, но это при идеальном раскладе. Неидеальный рассмотрим дальше.

Минусы для сотрудника:

  • компании нередко прибегают к коллективной ответственности: могут эмоционально давить со словами «мы же как семья, мы делаем общее дело», когда речь заходит о справедливом повышении зарплаты;

  • границы специальности размываются: человек может выполнять новые функции, но они могут быть специализированными и подходить только конкретной компании, в то время как другой уже такое не подойдет. Так сотрудник не растет в общей структуре рынка труда и не сможет при необходимости сменить работу.

Мы рассмотрели варианты, когда «тихий найм» проходит все-таки не совсем тихо: сотрудника открыто просят делать что-то еще. К сожалению, это может произойти незаметно. Вы также можете услышать «мы же семья» и «сейчас всем сложно», когда речь заходит о том, что надо бы помочь компании и взять на себя смежные функции, которые не будут оплачивать.

Как понять, что вас «тихо наняли»? Карьера, Профессия, Работа, Коллектив, Начальство, Зарплата, Длиннопост, Блоги компаний

Как понять, что объем работы вас «задавил»:

  • вы вздрагиваете от любого сообщения или звонка с работы;

  • вы еле встаете с кровати, чтобы пойти на работу, и не находите причин идти;

  • вы скрываете свое состояние от руководства, на любые вопросы отшучиваетесь или отмалчиваетесь, лишь бы отстали.

Такое может произойти, если вовремя не понять, подходят ли вам новые условия. Это абсолютно нормально, если вы даете себе время подумать.

Иными словами, адекватный «тихий найм» — это когда новые обязанности сопровождаются актуальным обучением (чтобы вы и в себя вкладывались, и компании были реально полезны) и повышением зарплаты (что справедливо, потому что другому человеку бы платили, так почему же не должны платить вам).

Реклама ООО «Эдюсон»

Пожалуйста, соблюдайте правила общения в блогах компаний