213

Как пережить любое горе

Когда происходит горе, люди часто пытаются помочь себе или другим такими само-утешениями: «я выбрал испытать это еще в прошлой жизни… это всё не случайно… это моя карма…так было нужно Богу…» и так далее.

Это - наша психологическая защита от экстремальных переживаний, эдакий «предохранитель», который срабатывает автоматически, чтобы спасти нашу психику от разрушения.

На основе этого свойства психики появляется еще одна мыслительная защита - «вера в справедливый мир». Это идея, что «есть вселенская справедливость, все события предопределены, хорошие люди в безопасности, а плохих людей наказывают».

Однако, реальность показывает, что такое самоутешение - ненадежный способ. Кое-что получше придумал Виктор Франкл.


Виктор Франкл - психолог, который выжил в концлагере нацистов. Наблюдая за поведением узников в условиях экстремальных страданий, он заметил:

1. Первыми погибают оптимисты. Они ожидают, что страдания должны скоро закончиться.

2. Вторыми погибают пессимисты. Они верят, что обречены, и сдаются.

3. Выживают те, кто принимает суровую реальность. Они делают то, что могут, и надеются на лучшее.

После освобождения этот психолог разработал «логотерапию», терапию смыслом. Это техника размышлений, когда человек ищет подходящий смысл для пережитых страданий, чтобы интегрировать их и жить счастливее.

Например, «я выжил в нечеловеческих условиях пыток, чтобы рассказать об этом всему миру, чтобы люди стали добрее и милосерднее».

Здесь нет убаюкивающего «я выбрал такой опыт в прошлой жизни, это всё не случайно, это моя карма итд».

Это трезвое принятие суровой реальности «как есть» и интеграция этого опыта, чтобы смочь жить дальше.


Моя личная шпаргалка по принятию реальности на основе «логотерапии»:

1. Вселенная хаотична
2. Стартовые условия - случайны
3. Конец у всех один - смерть
4. Добро и зло - в самих людях
5. Делай добро и надейся на лучшее

Психология | Psychology

27K постов61.3K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.