Как на строительство московского метро везли мрамор со всего Союза

Как на строительство московского метро везли мрамор со всего Союза Московское метро, Мрамор, Строительство, Длиннопост, Коелга

Московский метрополитен – это не только подземная транспортная система, которая ежедневно перевозит миллионы людей, но и своеобразный музей камня. В оформлении станций московского метро использовано более десяти наименований камней и минералов из более чем ста месторождений. Основные из них: мрамор, известняк, гранит, травертин, габбро, гнейс и др.


Одного только мрамора использовано около 20 видов.


Не каждый геологический музей может похвастаться такой коллекцией камней. Широкое применение мрамора в оформлении станций метро объясняется его свойствами: богатство цветов и оттенков, красивый текстурный узор, при этом мрамор хорошо поддается обработке.


История строительства московского метро


Впервые вопрос о строительстве метро обсуждался в Московской Городской Думе еще в 1901 году. Однако исторические события отодвинули это событие на много лет. Первая очередь московского метро была введена в эксплуатацию в мае 1935 года. Первых пассажиров тогда приняли тринадцать роскошных подземных станций с отделкой из мрамора и гранита.


Для создания ощущения легкости, элегантности и иллюзии дневного света в оформлении станций использовали белый южно-уральский мрамор месторождения Коелга. Этим мрамором облицованы колонны на станциях Сокольники, Чистые Пруды, Александровский сад, Охотный ряд, Кропоткинская.


В оформлении станции Комсомольской Сокольнической линии использовано три вида мрамора: золотисто-жёлтый мраморовидный известняк «чоргунь» для облицовки колонн в центре зала, мрамор «газган» – для балконных галерей и прохоро-баландинский мрамор для колонн на балконах.

Как на строительство московского метро везли мрамор со всего Союза Московское метро, Мрамор, Строительство, Длиннопост, Коелга

Для отделки станций Сокольники, Чистые пруды и Лубянка использован красивый синевато-серый мрамор карьера Уфалей в Челябинской области, а для украшения колонн на станции Охотный ряд – серо-черный мрамор с белыми прожилками из карьера Садахло в Грузии.


Добыча цветного мрамора в то время в СССР не производилась, поэтому для изготовления цветных декоративных элементов в отделке станций были использованы крымские известняки, а также небольшое количество цветного мрамора из заброшенных карьеров на Урале и в Грузии.


Мрамор в оформлении станций второй линии


Строительство второй очереди метро производилось в 1935 – 1938 гг. В это время объемы добычи мрамора в СССР возросли, началась разработка новых карьеров в разных частях страны, что дало возможность расширить палитру цветов в оформлении станций. По богатству и разнообразию декоративных элементов из камня вторая линия московского метро не имеет равных в мире. Кроме белого мрамора, начали использовать мрамор различной окраски и текстур.


Так, для элементов колонн Театральной станции использовали бледно-желтый мрамор из уральского карьера Полевской, а для центральной части этой же станции – полупрозрачный белый мрамор из карьера Прохорово-Баландин. Однако для завершения работ на Театральной станции белого мрамора оказалось недостаточно, поэтому недостаток восполнили белым каррарским мрамором, оставшимся от разрушенного Храма Христа Спасителя.

Как на строительство московского метро везли мрамор со всего Союза Московское метро, Мрамор, Строительство, Длиннопост, Коелга

Сиреневый с прожилками мрамор из Хабаровской области использовали в оформлении станций Белорусская, Сокол и Аэропорт, желтый мрамор из Армении – на Белорусской, станциях Сокол и Динамо. Из Армении также был привезен уникальный черный мрамор с белыми и желтыми венами, который использовали для оформления станций Белорусской, Площадь Революции, Аэропорт и других.


Поистине уникальной – как по стилю подземной архитектуры, так и по применению природного камня – является станция Маяковская. В ее оформлении использованы мрамор «уфалей», мраморовидные известняки, гранит и редкий серо-зеленый крымский диорит. Колонны украшены уральским камнем «орлец» и инкрустированы полудрагоценным темно-красным родонитом.

Как на строительство московского метро везли мрамор со всего Союза Московское метро, Мрамор, Строительство, Длиннопост, Коелга

Московский метрополитен от военного времени до наших дней


Строительство московского метрополитена не прекращалось даже в военные годы. В 1942 году специальный конвой привез сиреневый мрамор с Горного Алтая, чтоб завершить работы на станции Автозаводской. Для облицовки туннелей на станции Новокузнецкая использовали сиренево-розовый мрамор из Агверана (Армения).


В послевоенные годы для соединения радиальных линий была построена Кольцевая линия московского метро, в оформлении которой начали широко применять мрамор Газганского месторождения в Узбекистане.


Светло-розовый газганский мрамор использован в облицовке станции «Добрынинская» (открыта в 1950 году), волнистый серо-голубой мрамор – в облицовке колонн на платформе станции Кузнецкий мост (открыта в 1975 году).


Пилоны на станции «Новослободская» украшает уральский мрамор желтоватого и сероватого оттенков.

Как на строительство московского метро везли мрамор со всего Союза Московское метро, Мрамор, Строительство, Длиннопост, Коелга

В 1952 году была открыта одна из самых красивых станций московского метро – Комсомольская (на Кольцевой линии). Ее зал украшают мраморные колонны с резными капителями. Для облицовки колонн и стен использован светло-бежевый узбекский мрамор «газган».


В 70-х – 80-х годах для оформления некоторых станций Таганско-Краснопресненской линии использовали красивый зеленовато-розовый и красный мрамор с карьера Буровщина (Иркутская область), по внешнему виду напоминающий гранит.


В 1985 году открыта станция Домодедовская, в облицовке которой использовали новый материал – белый и серый полосатый мрамор из Хакасии (Саянский).


Сегодня московский метрополитен насчитывает 197 станций. В последние десятилетия в оформлении станций преобладает современный стиль, для которого характерны лаконичность отделки и отказ от помпезности и роскоши. Однако природный камень – мрамор, гранит, известняк и другие – традиционно остается одним из основных отделочных материалов в строительстве метро.


В 2012 году открыта станция «Пятницкое шоссе» Арбатско-Покровской линии, примечательная своим контрастным оформлением: одна сторона станции отделана белым мрамором, а противоположная – черным.


В дизайне новой станции метро Котельники, открытой в сентябре 2015 года, использованы серый мрамор, гранит и нержавеющая сталь.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
16
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Интересно, а можно старые станции помыть, отшлифовать? Или хотя бы света побольше добавить.  Из того, что могу вспомнить - Красным воротам не помешало бы дополнительное освещение.

Новые станции красивые, не сильно уступают. Петровский парк нравится.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (8)
11
Автор поста оценил этот комментарий

И помыли, и отшлифовали... Вон как Киевскую восстановили. И освещение меняют, на тех же Красных воротах светильники стали более яркими, но при таком оттенке станция потеряла часть "ламповости". А эскалаторы стали чуть не зеркальными, утратив отделку балюстрад фанеровкой из красного дерева.

раскрыть ветку (6)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Вчера был на киевской. Все так же темновато. Рили зачастую с освещением какая то беда.

раскрыть ветку (5)
13
Автор поста оценил этот комментарий

Когда глаза от яркого экрана смартфона поднимаешь, вокруг все темнее кажется).

раскрыть ветку (3)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Ох уж эти еле плетущиеся в очереди к эскалатору люди, уткнувшиеся в свои телефоны
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Ъуъ, о да. Прям в спину пнуть хочется.

Автор поста оценил этот комментарий

Больше бесят такие идущие на платформе

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

вроде так и задумано, не?

2
Автор поста оценил этот комментарий

По сравнению с хрущевскими сортирами современные станции очень радуют! Сталинские конечно вне конкуренции, но тесные и инженерно устарели

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку