2

Как мотивировать ребёнка с РАС использовать речь?

Как мотивировать ребёнка с РАС использовать речь? 🗣💬

Речь детей с аутизмом — это результат огромных усилий. Однако научить ребёнка произносить слова — лишь первый шаг на пути к полноценной коммуникации. Как же мотивировать ребёнка с РАС активно использовать речь и самостоятельно инициировать общение? Вот несколько эффективных методов: 👇

1. Коммуникативное искушение 🍪📦
Создавайте условия, в которых ребёнку будет необходимо использовать речь.
- Как это сделать?
Располагайте любимые предметы так, чтобы ребёнок мог их видеть, но не доставать.
- Пример:
Если ребёнок умеет говорить «Дай печенье», положите коробку с печеньем на полку повыше. Игнорируйте жесты или иные невербальные просьбы. На первых этапах помогайте ребёнку, начав фразу сами: «Дай...» — а он завершает: «...печенье».

2. Создавайте препятствия 🚪❓
Стимулируйте ребёнка задавать вопросы.
- Как это сделать?
Нарушайте привычные сценарии.
- Пример:
Всегда идёте в школу направо? Сверните налево. Помогите ребёнку задать вопрос: «Куда мы идём?» Или спрячьте его ботинок и поддержите его словами: «Где мой ботинок?»

3. Нелепости и ошибки 🎩🍽
Иногда специально допускайте ошибки, чтобы ребёнок захотел их исправить.
- Пример:
Наденьте на голову вместо шапки салатник. Или положите в ланчбокс игрушку вместо еды. Такие ситуации стимулируют ребёнка комментировать или исправлять увиденное.

4. Конфликты интересов 🍬🤚
Создавайте ситуации, где ребёнку нужно будет отстаивать свои интересы.
- Как это сделать?
- Возьмите большую горсть любимых орешков, оставив ребёнку меньшую.
- Займите его любимое кресло.
- Попробуйте забрать игрушку, с которой он играет.
Помогайте ребёнку словами: «Я хочу орехи!» или «Это моё кресло!»

5. Рассказы о дне 🗓🕰
Формируйте привычку делиться прошедшими событиями.
- Как это сделать?
Ежедневно перед ужином задавайте ребёнку вопросы о его дне. Подсказкой может служить визуальное расписание, которое поможет ему вспомнить события.

6. Сценарии в играх 🧸🎭
Играйте с ребёнком, создавая сценарии общения.
- Как это сделать?
- Используйте игрушки, чтобы озвучивать их желания.
- Играйте в ролях, задавая вопросы от имени персонажей.
- Показывайте, как словами можно выразить эмоции.
Такой подход помогает ребёнку тренироваться говорить от лица игрушки, что порой проще, чем от собственного имени.

Общие рекомендации: 📝✨
1️⃣ Не ждите, что ребёнок догадается. Показывайте ему, как правильно использовать слова. Начинайте с полной подсказки, постепенно сводя её на нет.
2️⃣ Выбирайте подходящее время. Не занимайтесь, если ребёнок устал, раздражён или нездоров.
3️⃣ Усложняйте задания постепенно. Начинайте с простых задач и двигайтесь к сложным.
4️⃣ Активно подкрепляйте успехи. Поощряйте ребёнка за каждую успешную попытку словами, похвалой или другими значимыми стимулами.
5️⃣ Используйте естественные ситуации. Тренируйте коммуникативные навыки в бытовых условиях — за столом, на прогулке, во время игр.
6️⃣ Обобщайте навыки. Практикуйте их с разными людьми и в разных ситуациях, чтобы ребёнок мог применять речь в любом контексте.

Эти методы помогут ребёнку научиться использовать речь функционально и уверенно общаться с окружающими. 💬❤️

Взято с Аутизм и АБА Терапия